«Тест Путина» для трех сфер в Литве

понедельник, 1 июня 2015 г.

01/06/2015

Агрессия России против Украины выявила наши упущения по вопросам национальных общин. Исследования показали, что в СМИ русских Литвы начинают расценивать как внутреннюю угрозу, им приписывается нелояльность, которая представляется как угроза национальной безопасности и территориальной целостности государства.

По словам социолога Моники Фреюте-Ракаускене, русских в печати обвиняют в гражданской, политической нелояльности, но опросы показывают другое: и русские, и поляки отождествляют себя с Литвой, считают ее родной страной, а с Россией и Польшей отождествление больше в культурном плане.

По мнению политолога Нериюса Малюкявичюса, в сфере национальных меньшинств, обороны и коммуникации нам надо применять «тест Путина». Это значит, что о национальных общинах, их культурных потребностях, обороне и стратегической коммуникации мы должны заботиться вне зависимости от того, есть угроза со стороны Путина или нет.

Русских Литвы начинают воспринимать как угрозу

Сотрудник Центра этнических исследований Литовского института социальных исследований, социолог М. Фреюте-Ракаускене рассматривала, как наиболее популярные интернет-издания изображают русское и польское меньшинства. По ее словам, поляков больше связывают с деятельностью Избирательной акции поляков Литвы (ИАПЛ) под руководством Вальдемара Томашевского — транслируются его требования принять закон о нацменьшинствах, разрешить писать названия местностей и имена на польском языке.

На образ русских повлиял геополитический контекст — действия России в Крыму и Восточной Украине. Исследование показало, что много пишется о возможных угрозах Литве со стороны РФ, применение мягкой силы для мобилизации русских. «Принимая во внимание источники, которые больше всего цитируются в статьях, можно утверждать, что тематика и проблематика, связанная как с польскими, так и с русскими национальными группами, конструируется сверху, то есть, в статьях больше о них говорят влиятельные литовские должностные лица, политики, также политики, представляющие поляков и русских», — сказала Фреюте-Ракаускене.

Между тем, мнение самих поляков и русских, не представляющих политические партии, остается невысказанным — мы больше знаем, что думают политики. Между прочим, по этому вопросу наиболее часто выражаются мнения консерваторов и других правых политиков.

По словам социолога, в СМИ русские обвиняются в том, что не знают государственный язык, подвергается сомнению их гражданская и политическая лояльность. Она отмечает тенденцию, что, хотя угроза больше связывается с Российской Федерацией, проживающие в Литве русские воспринимаются как внутренняя угроза, которая может стать поводом для инвазии России и военных действий.

Хотя русские обвиняются в незнании государственного языка, согласно последним данным переписи населения, большинство русских знают литовский язык, а большая часть не владеющих им — пожилые люди.

Разрушают миф, что поляки и русские нелояльны к Литве

По данным общественных опросов, поляки, русские, украинцы, белорусы являются общественными группами Литвы, которые оцениваются благоприятно. Литовцы охотно соглашаются жить с ними по соседству, снимать жилье и вместе работать. В 2014 году данные опроса, проведенного компанией Baltijos tyrimai, показали, что только 4,3% респондентов не хотели бы, чтобы их соседями были поляки, работать с поляками не хотят 4,7%. Соседей русских не хотят 7% опрошенных, работать с ними — 5,8%.

У респондентов также спрашивали, как изменилось их мнение об этнических группах за последние 5 лет. Фреюте-Ракаускене отметила, что мнение о поляках даже улучшилось. В то же время с русскими ситуация другая: в 2014 г., скорее всего, из-за геополитической ситуации, у 34,2% респондентов мнение о русских ухудшилось, а в 2013 г. этот показатель был 15%. Но все же, как отмечает собеседница, социальная дистанция в их отношении небольшая.

«Исследование, проведенное в 2008-2011 г., как русские, так и поляки отождествляют себя с Литвой, считают ее родной страной, а с Россией и Польшей отождествление больше в культурном плане. Такое же отношение и к Европейскому Союзу. Исследование показало, что для русских и поляков наиболее важно не этническое, а социальное напряжение в обществе», — сказала она.

По мнению социолога, политика в отношении нацменьшинств в первое десятилетие после восстановления независимости была более целенаправленной и последовательной: принят закон о национальных меньшинствах, закон о гражданстве, благодаря которому сейчас абсолютное большинство жителей Литвы, в том числе — представителей нацменьшинств, являются гражданами Литвы.

Но сейчас ситуация такова, что закон о нацменьшинствах не действует с 2010 года, нет закона, регламентирующего написание названий и личных имен на языках нацменьшинств.

За что надо благодарить Путина

По словам преподавателя Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Н.Малюкявичюса, Владимир Путин во многих сферах помогает обратить внимание на проблемы и осуществлять конкретные действия. «Очевидно, что вопрос национальных общин, который был упущен литовскими политиками, в контексте действий Путина на Украине оказался просто оголенным. Также, как и вопрос обороны, военного бюджета», — сказал Малюкявичюс.

Политолог обратил внимание, что оголенным оказался и вопрос стратегической коммуникации. Сейчас все об этом говорят, но ранее дискутировали о том, как лучше представить Литву в мире, думали о стратегиях имиджа.

«Возможно, Путин мобилизовал наше понимание, оценку некоторых вопросов, и очевидно, что осуществляются определенные действия. Но я хочу обратить внимание на то, что остается определенный риск. Когда мы говорим только о том, как, например, Путин в украинском контексте использовал карту русскоязычных, только дискутируя об этом, но не переосмысливая, мы занимаемся своеобразным расколом литовского общества», — сказал собеседник.

По мнению Малюкявичюса, это — одна из основных целей политики Кремля в Литве. Политолог обратил внимание, что, говоря об угрозах пропаганды и информационной войны, мы действуем по шаблону: начинаем участвовать в информационных войнах, думать о контрпропаганде, и совершенно забываем о том, что есть западные, легитимные инструменты коммуникации. В том числе — стратегическая государственная коммуникация, профессиональная журналистика.

Назвали ошибки

По мнению Малюкявичюса, прежде всего, надо понять ошибки, совершенные в отношении русскоязычного населения, и начать эффективно их исправлять. По его словам, очевидно, что упразднение Департамента национальных меньшинств и эмиграции не оправдало себя. По словам политолога, образовался определенный вакуум, который за это время заполнили проекты посольства России для русскоязычного населения.

Кроме этого, в период экономического кризиса были сокращены трансляции на русском языке. «Этот вакуум занял Кремль с проектами для стран Балтии», — сказал Малюкявичюс. По его словам, прежде всего, важно понять совершенные ошибки, и больше их не делать: не начинать называть русскоязычных «пятой колонной», всех русскоязычных журналистов не считать рупорами пропаганды.

Он отметил, что процессы происходят — возвращается идея Департамента национальных меньшинств, создаются альтернативные русскоязычные СМИ, повысилось внимание к русскоязычным школам. Но, по мнению собеседника, этого недостаточно, и быстро это сделать не удастся. Это вопрос систематической и длительной работы.

«Во всех трех сферах — национальных меньшинств, обороны, коммуникации — мы должны применять своеобразный тест Путина. Я считаю, что о национальных общинах, их культурных потребностях мы должны заботиться вне зависимости от того, есть угроза со стороны Путина или нет», — сказал собеседник.



Powered By WizardRSS.com | Full Text RSS Feed