Дочь эмира держат на закрытой вилле, не разрешая выходить и иметь телефон.
3727 просмотров
Дочь дубайского эмира Мохаммеда принцесса Латифа давно жаловалась на отца, который полностью контролировал её жизнь: запрещал выезжать в другие страны, ездить за рулём автомобиля и даже иметь паспорт. Принцесса, как и её сестра, пыталась сбежать ещё в 2002 году, но тогда её отправили в тюрьму на 3,5 года. Она семь лет планировала побег и когда уже покинула ОАЭ на яхте, спецназ с дымовыми шашками и автоматами её задержал.
Латифа редко выходила на связь, так что друзья и международные организации сомневались, что она жива. Недавно контакты с ней окончательно оборвались, а в сети появилось видео, где она опасается за своё будущее и сообщает, что её удерживают взаперти. ООН и правозащитники потребовали у властей ОАЭ доказать, что принцесса жива, но пока не получили доказательств.
Латифа пыталась сбежать в 16 лет, но её задержали и поместили в тюрьму на 3,5 года. Её сестру постигла та же участь
Принцесса Латифа бинт Мохаммед Аль Мактум — одна из 25 детей 71-летнего эмира (правителя) Дубая и вице-президента ОАЭ Мохаммеда бин Рашида Аль Мактума. При шейхе Мухаммеде Дубай стремительно развивался и стал крупным экономическим центром. Однако нескольких детей эмира и одну из его жён такой успех правителя явно не делал счастливыми.
В 2000 году старшая сестра Латифы Шамса попыталась сбежать во время семейного отдыха в британском поместье в городе Суррей. Она скрывалась в Британии больше месяца, но затем её нашли «четверо арабов». Как принцесса Шамса рассказывала адвокату, её поместили в машину, привезли в отцовский дом в Ньюмаркете, напоили транквилизаторами и на следующий день на частном самолёте доставили в Дубай.
Латифа рассказывала, что с 2000 года ей не позволяли путешествовать, получить образование в другой стране и вообще «заниматься чем-нибудь нормальным». В 2002 году Латифа пыталась сбежать из ОАЭ, но её задержали на границе с Оманом. 16-летнюю девушку поместили в тюрьму почти на 3,5 года, где, по её словам, держали в одиночной камере и пытали.
После неудачного побега и освобождения из тюрьмы принцессе запретили выезжать из Дубая, водить машину и иметь паспорт. При передвижении по городу её сопровождал водитель. В 2010 году она занялась бразильским боевым искусством капоэйра с финским тренером Тийной Джаухиайнен, а позже они стали друзьями.
Принцесса семь лет планировала побег, но её задержали и поместили на закрытую виллу
В 2011 году принцесса познакомилась с французским бизнесменом Эрве Жобером: несколькими годами ранее он сбежал из Дубая. Следующие семь лет Жобер и Латифа планировали её побег, и к 2018 году она решилась.
Перед побегом принцесса записала 40-минутное видео, в котором рассказала о запретах отца, плане побега и надеждах на благополучное будущее. «Если вы смотрите это видео, то я либо мертва, либо в очень плохой ситуации», — говорила девушка. Она добавила, что отправила видео нескольким доверенным лицам, которые обнародуют его, если побег не удастся. По задумке ролик должен был нанести урон репутации эмира Мохаммеда.
Помогать принцессе должна была её подруга Джаухиайнен. Планировалось, что женщины на машине доедут до побережья Омана, где пересядут на лодку, а затем доберутся до международных вод. Там поднимутся на яхту под управлением Эрве Жобера и доплывут до Шри-Ланки, откуда улетят в США и попросят политическое убежище.
24 февраля 2018 года Латифа и Джаухиайен выехали из Дубая. «Иногда дни на лодке казались действительно очень долгими. Чем ближе мы подходили к Индии, тем жарче становилось, и лодка была полна тараканов. Побег на яхте звучит гламурно, но всё было наоборот», — вспоминает Джаухиайнен. Латифа предполагала, что отец преследует её, добавила тренер.
Опасения принцессы подтвердились — спустя восемь дней недалеко от индийского Гоа на яхту напал спецназ при участии индийской береговой охраны. Женщины находились во внутренней части яхты, когда услышали выстрелы наверху. «Латифа сразу поняла, что они придут за нами. Мы спрятались внизу в ванной. Мы были напуганы. Идти было некуда», - рассказала тренер.
В каюту бросили каскадёрскую гранату и заполнили её дымом. Женщинам пришлось подняться на палубу, и там на них наставили оружие. Тренер вспоминала, как её повалили в «лужу крови», появившуюся от нескольких раненых членов экипажа: «Они связали мне руки и кричали: „Закрой глаза! Не двигайся, иначе мы тебя застрелим“».
При задержании Латифа кричала, что требует политического убежища, и просила лучше застрелить, чем вновь отправить в ОАЭ. Спецназ это проигнорировал. Джаухиайен и Жобера на несколько месяцев отправили в дубайскую тюрьму для угрожающих национальной безопасности, где требовали признаться в том, что они вынудили Латифу сбежать. Их освободили, когда видео с планированием побега принцессы попало в сеть и набрало несколько миллионов просмотров.
Позже Латифа рассказывала в видеоролике о сильном эмоциональном упадке после похищения. «Я чувствовала, что всё, над чем я работала столько лет, чтобы получить свободу, исчезло. И с тех пор я была здесь одна, в одиночном заключении. Нет доступа к медицинской помощи. Ни суда, ни обвинения, ничего», — добавила принцесса. Три месяца она находилась в тюрьме Дубая, затем её поселили на закрытую виллу.
Латифа добралась до телефона и записала видео о заключении. За неё вступился ООН
Почти год о судьбе принцессы было ничего не известно. В это время бывший тренер Латифы рассказывала об её задержании зарубежным СМИ, чтобы привлечь внимание к проблеме. Спустя девять месяцев ООН потребовал от ОАЭ сообщить об её состоянии. Власти Дубая опубликовали заявление, в котором говорилось, что принцесса и её сестра Шамса находятся «в безопасности», однако доказательств этому не предоставили.
Спустя несколько дней, 15 декабря 2018 года, МИД ОАЭ опубликовал фотографии совместного обеда Латифы, одной из жён эмира Хайей Бинт аль-Хусейн и бывшего комиссара ООН по правам человека Мэри Робинсон. Ведомство акцентировало внимание на том, что подтверждают фото — принцесса жива и здорова.
Хайя пригласила Робинсон и сообщила ей, что у Латифы биполярное расстройство личности. В записанном позже видео дочь эмира отметила, что не знала, кто такая Робинсон. «[Хайя] сказала, что обед будет проверкой того, как я отреагирую на людей после долгого заключения. И если я буду вести себя хорошо, то через несколько дней меня отпустят», — рассказала принцесса о разговоре с мачехой.
Во время встречи Робинсон не спрашивала Латифу ни о заключении, ни о побеге, ни о видео, сообщила Латифа. Позже бывший комиссар ООН объяснила это тем, что не хотела нанести ей травму и усугубить психическое состояние: «Я не знала, как обращаться к человеку с биполярным расстройством». Робинсон добавила, что Латифа «теперь сожалеет» о попытке побега и видео с осуждением отца.
Правозащитники раскритиковали Робинсон за её высказывания о психическом состоянии Латифы, считая, что она высказалась «по методичке ОАЭ». Осудили и то, что во время встречи она не подняла вопрос удержания принцессы в неволе.
В начале 2019 года Джаухиайен получила сообщение от незнакомца, утверждавшего, что он поддерживает контакт с Латифой. Через него женщина смогла тайно передать телефон принцессе и впервые за долго время с ней связаться: «Когда я впервые услышала её голос, я заплакала». Латифа общалась с Джаухиайен и двоюродным братом Маркусом несколько месяцев. Для принцессы телефон стал «спасательным кругом», отметила тренер.
В конце 2020 года связь с Латифой вновь прервалась. «Мы очень беспокоимся о её благополучии. Если предположить, что её поймали с телефоном, её условия сейчас, вероятно, намного хуже», — заявила Джаухиайен. Она передала ролики Би-би-си, чтобы воздействовать на отца принцессы. В документальном фильме, вышедшем в феврале 2021 года, рассказывается история Латифы и впервые показаны видео с заявлениями принцессы о том, что её насильно удерживают в доме с закрытыми окнами и дверьми, а также под охраной полиции.
После публикации ролика ООН вновь потребовал от ОАЭ сообщить о состоянии принцессы. Принцессу также потребовали освободить правозащитные организации, в том числе Human Rights Watch и Amnesty International. Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что власти «внимательно следят» за ситуацией с Латифой и настаивают на соблюдении прав человека. Премьер-министр Великобритании тоже «выразил озабоченность» из-за новостей о её удержании.
Власти ОАЭ в ответ заявили, что Латифа находится дома, под присмотром семьи и медработников. «Ей становится всё лучше, и мы надеемся, что она вернётся к общественной жизни в подходящее время», — добавили в сообщении.
Адвокат Латифы Дэвид Хэй считает, что выпуск фильма Би-би-си стал «переломным моментом» в кампании по освобождению принцессы. Он потребовал от властей ОАЭ положить конец «ужасающему нарушению родительских прав и прав человека, которые нанесли значительный ущерб репутации ОАЭ и вызвали отвращение во всем мире».