Чего надо и не надо бояться при вступлении в силу закона о запрете продажи смартфонов и ноутбуков без российского ПО.
В закладки
21 ноября Госдума приняла в третьем чтении закон, который СМИ окрестили «законом о предустановке российского софта». Его также называли «законом, запрещающим продавать смартфоны без российских приложений» и «законом против Apple». TJ разобрался в резонансном документе и выяснил, стоит ли переживать об исчезновении айфонов и что изменится, когда закон вступит в силу.
Краткий пересказ главных пунктов текста
Как звучит закон
Технически «закон о предустановке российского софта» оформлен как поправка в статью 4 закона о защите прав потребителей «Качество товара». В неё внесён дополнительный пункт 4(1).
Закон сформулирован максимально обтекаемо и осторожно: в нём не названы ни сами виды товаров, ни перечень программ, ни порядок их установки. Фактически правительству предоставлен карт-бланш определить это самостоятельно в будущем.
Согласно статье 18 того же закона о защите прав потребителей, перечень технически сложных товаров утверждает правительство. В последний раз этот перечень изменялся в марте 2019 года. В нём 14 позиций, в том числе: компьютеры, ноутбуки, игровые приставки, системы спутникового телевидения, телевизоры, электронные часы.
Слова «смартфон» в перечне нет, мобильные телефоны попадают в категорию «оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями».
Как депутаты обосновали его необходимость
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что он позволит использовать приобретаемый товар «без необходимости установки дополнительных мобильных приложений и иных программ» и «обеспечит защиту интересов российских интернет-компаний». Авторы исходили из того, что российским компаниям необходимо предоставить механизмы продвижения своих сервисов, а для пользователей более привлекательны именно сервисы, ориентированные на российскую аудиторию.
Должна ли теперь вся техника содержать российский софт
Указания на то, что вся техника в обязательном порядке должна содержать российские программы, нет. Закон даёт возможность приобрести и использовать технически сложный товар из перечня (например, смартфон) с предустановленными российскими программами.
Айфоны — только частный пример смартфонов. Продавец обязан в целом обеспечить продажу смартфонов с российским софтом, а не продажу конкретно айфонов с ним.
Почему новые нормы назвали «законом против Apple»
Есть опасения, что правительство может использовать поправки для давления на Apple и попробует распространить требования о предустановке российского ПО на продукцию компании. Её представители уже высказывались против закона.
Apple не предустанавливает на свою продукцию сторонние приложения, поэтому сомнения в том, что она будет исполнять требования нового закона, обоснованные. Корпорации проще перейти на продажи через интернет-магазины, а покупателям придётся ездить в соседние страны — Белоруссию, Казахстан или Финляндию, чтобы купить гаджеты там.
Что входит в перечень российского программного обеспечения
Официально такого перечня ещё нет. Неизвестно, кто его будет составлять и вести. Определить порядок поручено правительству, которое сможет сделать это только после 1 июля 2020 года, когда закон вступит в силу.
Единый реестр российских программ ведёт Минцифра, однако пока неясно, будет ли этот реестр совпадать с перечнем правительства.
Кто должен устанавливать российский софт
Этого в законе также не разъяснено. Теоретически обязанность может быть адресована не только производителю, но и продавцу.
Сколько и каких программ должно быть предустановлено
Как минимум одна. Из текста закона пока нельзя сделать других выводов. Выбор программ, производителей ПО, процедуры предустановки остаются за производителями устройств.
Федеральная антимонопольная служба, представляя концепцию предустановки российского софта, говорила о четырёх типах программ: поиск, антивирус, мессенджер и карты. Минцифра предлагало ограничить этот список только браузерами и поисковиками.
Возможно, правительство установит иной порядок и определит какой-то иной минимальный пакет программ. Это не значит, что на устройстве должны быть установлены только они. Запрета на предустановку иностранного софта в законе нет.
Когда начнёт действовать новый порядок продажи
На эту тему можно только строить предположения. Правительству предстоит определить ведомство, которое будет заниматься ведением перечня российских программ (например, Минцифру). Затем министерство должно будет составить этот перечень — сроков для него сейчас тоже никто назвать не может.
Самый главный этап — перечень должен быть доведён до производителей, а те, в свою очередь, обязаны будут заключить договоры на использование российского софта, если он небесплатен. Трудно предсказать, сколько займёт процесс согласования, а также внедрение новой технологической цепочки.
Быстрее с этим справятся производители, которые и так предустанавливают российское ПО. В Xiaomi уже заявили, что для них это обычная практика и никаких сложностей в компании не ожидают.
Как будет проходить контроль исполнения закона
Нарушения закона о защите прав потребителей рассматривает Роспотребнадзор. Чтобы возбудить дело, ему нужен будет конкретный факт покупки технически сложного товара (например, ноутбука) без предустановленного российского софта. При условии, что продавец не обеспечил возможность купить товар с отечественным софтом.
Факт продажи Роспотребнадзор сможет установить как по жалобе недовольного покупателя, так и самостоятельно в ходе проверки. Однако по закону чиновники не могут сами произвольно и многократно проверять одну и ту же организацию, а будут ли им поступать жалобы по такому поводу — неясно.
То есть купить тот же ноутбук без предустановки российских ПО легально по-прежнему будет возможно, при условии, что потребителю обеспечили возможность приобрести товар с предварительно установленными отечественными программами.
Как это связано с «законом об автономном рунете»
Версию о связи двух законов высказывали, но каких-то конкретных шагов, которые должны последовать в связи с этим, не называли. The Bell отмечает, что эти законы шли в одном пакете репрессивных мер против рунета, однако ответа на то, почему Кремль так заинтересован в предустановке российских приложений на смартфоны, у чиновников нет.
Есть предположение, что информация, которую собирают о российских пользователях отечественные приложения, хотя бы таким образом будет оставаться в стране. Официальных заявлений на эту тему не было.