Решение суда Владивостока изъять десятки экземпляров Библии раскритиковали юристы и РПЦ, но официально так никто и не подтвердил. Детали, возможно, первого в юридической практике уничтожения религиозных книг до сих пор остаются спорными или неизвестными. TJ разобрался, что не так с судом о неправильной маркировке христианской литературы.
Как появилась новость об уничтожении Библий
24 декабря выдержки из предполагаемого постановления суда во Владивостоке публиковал в своём фейсбуке и на странице во «ВКонтакте» некий Денис Сницкий.
Из опубликованного Сницким скриншота постановления следовало, что христианскую организацию признали виновной в нарушении нормы из законодательного «пакета» депутата Государственной думы Ирины Яровой. Согласно постановлению, «Армия спасения» осуществляла миссионерскую деятельность без должной маркировки продукции.
Организацию якобы наказали штрафом в 30 тысяч рублей и постановили уничтожить 40 экземпляров Библии и другую обнаруженную религиозную литературу. Контроль за исполнением возложили на судебных приставов.
Из текста на снимке осталось неясным, какая именно инстанция, какую организацию и когда признали виновной. Отсутствовали официальные реквизиты, штампы и подписи.
В разговоре с TJ Денис Сницкий пояснил, что заинтересовался решением суда, поскольку в отделении религиозной организации «Армия спасения» во Владивостоке состоят его друзья. Он не смог предоставить оригинал документа, отметив, что текста сейчас нет в его распоряжении. Других комментариев TJ от Сницкого не получил.
Новость об уничтожении экземпляров Библии разошлась в СМИ после того, как её опубликовал религиозный сайт Credo. О решении суда корреспонденту портала сообщил анонимный представитель «Армии спасения» во Владивостоке.
По данным Credo, заседание проходило в мировом суде №4 Ленинского района этого города и состоялось ещё 20 декабря. В заметке портал использует тот же скриншот постановления, который ранее публиковал Сницкий.
В аппарате мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района Владивостока отказались давать комментарий TJ по телефону, однако пообещали ответить на полученный запрос по электронной почте. Спустя сутки он так и не получил ответа.
На сайте суда информации о постановлениях за 20 декабря найти не удалось.
Что узнали СМИ
По данным газеты «Ведомости», на суде представитель «Армии спасения» признал свою вину. Он заявил, что не знал о необходимости маркировать религиозные материалы.
Credo и «Ведомости» сходятся на том, что суд рассматривал дело с подачи местного управления прокуратуры. В ноябре надзорное ведомство проверило деятельность «Армии спасения» и 2 декабря возбудило административное дело.
Глава юридической службы Московской патриархии Ксения Чернега заметила в разговоре с «Ведомостями», что суд неверно трактовал закон, а уничтожение конфискованной литературы не предусмотрено.
Грубо говоря, за незаконную миссионерскую деятельность — не террористическую или экстремистскую — организация карается уничтожением Библии. Это большой перегиб, вызывающий обеспокоенность. Возможно, стоит говорить и о внесении поправок в закон, чтобы такая санкция, как уничтожение Библии, не применялась.
Ксения Чернега, глава юридической службы Московской патриархии
Данные «Вестей Приморье», полученные в правоохранительных органах, разнятся с опубликованным постановлением. По информации телеканала, всего суд постановил конфисковать около 100 единиц религиозной литературы.
Источник в прокуратуре в беседе с телеканалом не подтвердил версию Credo об изъятой Библии в синодальном переводе. В надзорном ведомстве также заявили, что нашли публикации на корейском языке.
Содержание выявленных в рамках проверки религиозных печатных материалов имеет мало общего с традиционными ветвями христианства. Часть литературы на английском и корейском языках, выявленные экземпляры Библий являются переводами иностранных изданий, действующих под патронажем организации «Армия спасения» в США, кардинально рознящимися с общепринятым синодальным переводом Священного писания.
источник «Вестей Приморье» в прокуратуре Приморского края
Как юристы оценили решение суда
В российских мировых судах редко происходят громкие процессы, связанные с религией. Тем не менее в компетенции судьи участка во Владивостоке оказалось рассмотрение дела по статье 5.26 КоАП, в нарушении которой как раз обвинили «Армию спасения».
Решение об уничтожении Библии стало первым в истории отечественной юридической практики, заметил адвокат «Славянского правового центра» Сергей Чугунов. По его словам, «Армия спасения» вовсе не вела никакую миссионерскую деятельность, а литература лежала в офисе.
Адвокат Михаил Фролов в разговоре с «Ведомостями» также назвал решение мирового суда чрезмерным.
Суд вышел за рамки полномочий, определив уничтожить конфискованные вещи, поскольку после конфискации их судьбу решает не суд, а Российский фонд федерального имущества. Эти книги изъяты, но не запрещены — в конце концов, их можно промаркировать и использовать по назначению.
Михаил Фролов, адвокат
Нормы о миссионерстве ужесточили согласно «пакету Яровой». С его принятием в России запретили осуществлять религиозную деятельность без указания официального полного наименования на материалах, неполной или заведомо ложной маркировкой.
Нарушение влечёт за собой штраф от 5 до 50 тысяч рублей для физических лиц. Юридическим лицам придётся заплатить от 100 тысяч до одного миллиона рублей. Из суммы присуждённого штрафа в 30 тысяч рублей может следовать, что дело завели против конкретных членов, а не всего отделения организации.
Вопреки распространённому мнению, литературу «Армии спасения» не признали экстремистской или террористической. По имеющимся данным, книги постановили изъять только из-за маркировки. Более того, «Армия спасения» с декабря 2002 года и до сих пор находится в списке зарегистрированных Минюстом некоммерческих организаций наряду с отделениями в других городах.
Что такое «Армия спасения»
Международную благотворительную и религиозную организацию «Христианскую миссию Восточного Лондона», позже переименованную в «Армию спасения», основали в 1865 году. Их штаб-квартира размещена в Лондоне. В России организация начала работать в 1912 году, однако с 1925 по 1991 год находилась под запретом.
Особенность «Армии спасения» заключается в военном характере организации. У активистов есть символическая форма и офицерские чины, их марши зачастую сопровождаются оркестром.
Почти 14 тысяч корпусов «Армии спасения» действуют в 128 странах мира: от России и США до Новой Зеландии до Южной Кореи. Как следует из последнего отчёта, в организации состоят более 1 миллиона солдат и 26 тысяч офицеров. На них трудятся 108 тысяч наёмных рабочих. Кроме того, есть десятки тысяч сторонников, музыкантов и членов воскресной школы.
В 2015 году «Армия спасения» потратила больше, чем заработала. Всего организация получила 2,9 миллиона долларов, а её расходы составили 3,5 миллиона. Прямые пожертвования (62%), продажи различной продукции (21%) и помощь властей (12%) составили основную часть бюджета отделений по всему миру.
Сторонники движения называют себя представителями евангелической ветви Христианской Церкви. Своей миссией они считают удовлетворение основных человеческих нужд, духовное и нравственное возрождение людей.
Общественники борются с рабством, занимаются реабилитацией наркоманов и других тяжелобольных, помогают жертвам на месте природных и техногенных катастроф, ищут потерянных родственников, помогают в больницах и проводят спортивные соревнования.
Мы оказались под обломками греха и его последствий. Нам нужно спасение. Мы, как редкие виды животных и растений, оказались на стадии исчезновения. Счёт идёт на секунды, когда закончится наша земная жизнь, и мы предстанем на суд перед Богом. Мы, словно больной ребёнок, ожидаем физической смерти, за которой последует духовная смерть — вечная разлука с богом в аду.
«Армия спасения»