Петербурженка Таня Пантелеева с небольшой командой устраивает путешествия к работающим и заброшенным маякам в Ленинградской области и в Европе. О том, как ей удалось превратить свою любовь к маякам в работающий коммерческий проект, она рассказала TJ.
Таня, расскажи, почему именно маяки?
Если кратко — я так любила маяки, что не смогла не придумать проект с ними. Смотрела на маяки на фотографиях, слушала в песнях, искала в фильмах, в общем, ничего интересного не происходило, просто нравились. И обычное фанатство закончилось примерно в тот момент, когда узнала, что в Петербурге и в Ленинградской области есть маяки, их пятьдесят, то есть очень много, ко многим можно даже каким-то образом добраться.
И с коллегой-подругой Катей Штарёвой придумали в рамках Скандинавского фестиваля сделать лекцию о маяках — позвать знакомого путешественника, который, кажется, побывал вообще на всех возможных маяках, чтобы он рассказал, что знает, показал фотографии.
Провели. После этого поняли, что зачем нужны лекции, если можно всех отвезти к маякам — и таким образом совместить. И так получилась первая экскурсия, вот ровно год назад. Правда, состав команды сейчас другой.
Большая у вас команда?
Нет, и у нас одни девчонки — я и Катя Штарёва, основатели, есть гид Таша Конкина, появилась недавно координатор Таня Карамышева. В прошлом году сами с Катей руководили процессом — и всё лето в итоге провели на маяках. Было классно, но теперь больше хочется заниматься развитием проекта.
Это просто для души, или всё же как-то оправдано коммерчески? И много ли желающих?
Желающих очень много, в прошлом году вообще было экстремально много. Сейчас продаём билеты уже на конец мая, возим группами по 50 человек, один большой и красивый автобус, один гид (тоже красивый, но не большой) и целый день: отправляемся в 11:00, возвращаемся в 19:00.
Билет у нас стоит 1200 рублей, как говорится, всё включено — автобус, услуги гида, завтрак (кормим бананом, йогуртом и булочкой). Кто-то говорит: «Ой, как дорого», кто-то говорит: «Рынок портите, слишком дёшево за целый-то день». Но нас устраивает цена, она оправданна. Хотя прогулки по рекам и каналам, кажется, 800 рублей за два часа?
А что именно вы показываете на этих экскурсиях? И есть ли у тебя маяки-любимцы?
Есть два маршрута, а летом добавляется проект в проекте — концерты у Осиновецкого маяка, что на Ладоге, 48-й километр Дороги Жизни. В прошлом году там сделали три концерта, это были норвежцы Casa Murilo, композитор-неоклассик Миша Мищенко и петербургские электронщики СБПЧ.
Было, конечно, абсолютное сумасшествие — мы везли свой звук, свет, сцену, людей на автобусах, музыкантов на такси, жутко переживали, но всё было очень круто, серьёзно. Люди счастливы, а смотритель маяка подошёл на последнем концерте и сказал, что всё отлично, мол, привозите в следующем году ещё свои концерты, очень понравилось. А мы переживали, что шумим.
В этом году концерты тоже будут. Будут The Retuses, Наадя и ещё одну группу мы пока не раскрываем. Кстати, The Retuses — особая просьба людей, живущих недалеко от маяка.
Но всё-таки если о полноценных экскурсиях говорить, то хорошо откатанных маршрута у нас два. Первый: маяки Кронштадта, форт «Константин», Стирссуден и железный маяк на мысе Флотский. Второй — пожалуй, фаворит нашей команды: маяки города Ломоносов, потом — Ирбенский плавучий маяк, он, кстати, единственный в России, а дальше — Шепелёвский мыс, там сразу два маяка — Шепелёвский, радиомаяк и ещё башня, всё это в небывалой красоты месте: море, ветер, птицы, песок и обычно никого, кроме нас и смотрителя, там не бывает.
Там устраиваем пикники. Прошлым летом возили в Эстонию ещё, на остров Саарема. В этом году тоже планируем, но тут вопрос, конечно, упирается в финансовую составляющую таких долгих и далёких историй. Хотя они, безусловно, оказываются интереснее — за границей большинство маяков открыты, многие являются гостиницами.
Ещё у нас есть семейное путешествие, и туда можно взять детей, там специальные люди из проекта «Это Питер деткам» всячески развлекают детей — квесты, загадки. Адаптированная детская экскурсия, в общем.
Ничего секретного во всём этом, на самом-то деле, нет — вот понятный вполне маршрут, его можно повторить и самостоятельно. Но это примерно как смотреть кино со смартфона, когда предлагают большой экран. Мы решили сразу делать экскурсии такими, чтобы интересно было самим. Это, кажется, очевидно, но при этом супер важно. И у нас как будто неплохо получается, по тегу #путешествияпомаякам много классных фотографий с отзывами.
А попасть внутрь маяка можно?
Попасть внутрь совсем нельзя, то есть вообще никак и вообще совсем. Во-первых, мне сказали так говорить в каждом интервью, во-вторых, это действительно так. Маяки — военные объекты, к которым доступ закрыт.
И это такая вещь, которая очень неприятная и непонятная, кажется, абсолютно всем — ни смотрителям, ни начальникам их, ни нам, в конце концов, но пока всё так. Мы ходили в разные структуры, все говорят, да-да, неприятно и плохо, но сделать ничего не можем, закон, никто его ради вас переписывать не будет.
Поэтому очень уж радуемся, когда выходит смотритель и рассказывает истории. Как-то к нам вышла жена смотрителя — всё как в моей любимой песне про маяк — и рассказала, как у них быт устроен, козочку Соню показала, а потом отвела к памятнику Ленину в лесу, который вообще просто так не найти.
Но на один мы всё же поднимаемся — это заброшенный железный маяк, он уже не выглядит так прекрасно, как другие, но всё-таки ещё является маяком. И туда открытый доступ, с него видна добрая часть Финского залива. Хотя поднимаются туда, конечно, только смельчаки.