Как не отдать граждан Литвы России

среда, 6 мая 2015 г.

06/05/2015

Литва, наверное, станет единственной страной Евросоюза, которая полностью бойкотирует торжества 9 мая по случаю окончания Второй мировой войны в Москве. В отличие от ближайших соседей — Латвии и Эстонии — на торжества мы не делегируем даже посла.

И снова — как в 2008 г. после российско-грузинской войны, когда мы не хотели дать Кремлю выкрутиться и не согласились вернуться к статусу business as usual, говоря, что последует еще одна атака — в нашей последовательной борьбе мы снова остаемся одни.

Крайняя и редкая дипломатическая практика, говорят эксперты. Возможно. Литва — снова выскочка, слишком небольшая страна, чтобы проводить самостоятельную внешнюю политику? Нет, это не так, и в последнее время мы неоднократно доказывали это, поэтому ни в коем случае не надо навязывать себе такую роль и так недооценивать себя. Когда Западу хватило аналитической способности, чтобы осознать реальную ситуацию, но не хватило воли, чтобы предпринять действия, высшее руководство Литвы и дипломаты смело поднимали неблагоприятные для России вопросы в разных форматах, начиная с ведомств ЕС и заканчивая Советом безопасности ООН. Мы стали экспертами по восточному пространству, к мнению которых прислушиваются политики, дипломаты и военные, мнение которых цитируют мировые информационные порталы.

Да, Литва маленькая и достаточно небогатая, однако это не значит, что у нас не может быть ясной и целенаправленной линии внешней политики. Да, в нашей стране многого не хватает, часто наши крупные государственные проекты осуществляются на любительском уровне, и иногда вообще кажется странным, что нам удается добиться ощутимых результатов. Все же перспективнее задавать себе высокий тон, ставить перед собой, может, и слишком амбициозные цели и добиваться их, чем ограничивать свой метаморфоз узким крепостным мышлением маленькой страны «ну что мы можем».

В конце концов, мы стали первыми в ЕС, кто запретил трансляцию прокремлевского телеканала. Это неоднозначный шаг, однако Литва по крайней мере пытается бороться с циничным, манипулирующим потоком даже не пропаганды, а дезинформации, который идет со стороны России Владимира Путина. Да, это самый прямой, быстрый и дешевый способ, однако с чего-то надо начать. Другие способы — просвещение, интеграция национальных общин, создание альтернативных СМИ для этих общин, укрепление СМИ в целом — это сложнее и дороже, однако надо за это браться.

Прошло больше 10 лет с тех пор, как Запад уступил свое информационное пространство хищной и не имеющей никакого стыда Москве. Пока демократические СМИ страдали от кризиса, сжатия СМИ, мировые диктатуры не дремали.

Кремль создал и испытал всемирную, многоязыковую систему дезинформации, которой нет равных по ее циничности и влиянию: от международного телеканала, который есть в каждом гостиничном номере на Западе, до маргинальных сайтов в интернете в Центральной Европе, неясных групп и страниц в социальных сетях — все средства пригодны и хороши. Запад опешил, столкнувшись с не имеющей прецедента молниеносной информационной войной, в результате которой Россия без единого выстрела забрала Крым. Честно говоря, и сейчас не очень знает, как надо эффективно бороться с этим потоком лжи, несмотря на то, что с момента оккупации Крыма прошло больше года. Передача «Голоса Америки» Current Time по своему воздействию и аудитории — пока лишь капля в море, а другие инициативы никак не сдвинутся из ленивых и бюрократических коридоров власти Западной Европы и США, несмотря на наличие общих и отдельных инициатив.

Конечно, нормально, что демократические государства не могут и не хотят пользоваться такими же методами, какие использует диктаторская, не признающая никаких компромиссов Россия, но иногда кажется, что они хотят быть святее самого Папы Римского. Пока Кремль со свистом создает одну ложь за другой, запугивает соседние страны, нападает на оппонентов, Запад медитирует на тему нехватки демократии и гадает, окажет ли его весть достаточное влияние на русскоязычное население из-за коррупции на Западе, не примут ли они это за навязывание двойных стандартов.

Так Запад теряет дорогое время и все больше уступает Путину умы и сердца своих граждан. «Я рассказываю о том, что на самом деле происходит в Литве, несмотря на то, что с каждым днем все сложнее убедить, что здесь все не так, как показывает российское телевидение», — сказал Андрюс Рашимас, у которого есть литовское и российское гражданство.

Кремль, в корне изменивший традицию советской пропаганды и накачавший ее стероидами западных развлечений, подрывает сами основы демократии. Он добивается снижения доверия общества и постоянно заставляет сомневаться, порождает недоверие к СМИ, демократии, Евросоюзу, НАТО, Западу.

Этот процесс распространения сомнений и его последствия мы видим и в Литве. На фоне недостатков нашей молодой демократии и просто бедности это сомнение может принять самые необычные формы — когда половина граждан стоит за какую-то фальсифицированную правду, спасая «девочку», когда из Литвы выдворяют не успевших открыть рот искателей сланцевого газа, когда не верят, что чиновники могут что-то сделать для блага гражданина, а врач может помочь, даже если ему не дать взятку, или просто сами литовцы, насмотревшись российских телеканалов, верят, что в рядах украинцев воюют и американские военные.

Не говоря уже о воздействии на национальные общины, которые, как неоднократно верно подмечал обозреватель Кястутис Гирнюс, мы так и не взялись интегрировать, лишь игнорировали. Целый год мы говорим о влиянии пропаганды, но до сих пор был проведен лишь один опрос, на который можно опереться, более подробно настроения национальных общин Литвы не исследовали. Пока основные СМИ страны безоговорочно размахивают флагом патриотизма и с телеэкранов те, кто формируют мнение, заявляют, что надо прекратить изучение русского языка, и проблема сама собой разрешится или еще лучше, через какое-то время вымрут и сами русские, мы сами того не замечаем, что умы и сердца наших граждан гравитируют к тому, чем мы их поспешили назвать — к пятой колонне. И после следующих выборов мы удивимся, увидев среди избирателей Вальдемара Томашевского новые тысячи и, самое главное — ему для этого ничего не придется делать, все сделаем мы сами.

Жесткая политика Литвы по отношению к России, стремление уменьшить влияние российской пропаганды (пусть и путем двусмысленных средств) — неплохой старт, однако вопрос в том, каким содержимым мы наполним эти смелые шаги, чтобы все это не закончилось выкриками и дало более ощутимый результат. Это содержание будет требовать больших интеллектуальных усилий и мудрости. Однако я верю, что мы можем найти их в себе.