Задумал я серию альбомов с фотографиями прежнего Хабаровска за сто с лишним лет – с 1860-х годов по конец 1980-х. Первая временная веха близко совпадает с моментом основания города, вторая завершает советскую эпоху, после чего начинается новейшая история города и говорить о старых кадрах уже не приходится. В задуманных подборках я буду использовать неизбитые фотографии главным образом из личных архивов и малоизвестных электронных библиотек. Однако в качестве моего непосредственного основного источника тут будет выступать сайт Skyscrapercity, выражаю особую благодарность пользователям r7019, msasha_65, lina27071, glad, eu1ucuc2ab и другим. Надеюсь, никто из них не будет возражать против использования фотографий в моих подборках. 1 Этот кадр, судя по всему, относится к числу первых снимков Хабаровска и сделан он был во второй половине 1860-х годов купцом-фотолюбителем Владимиром Ланиным. Я ранее уже выкладывал подборки его фотографий Дальнего Востока, но этот снимок в моем блоге публикуется впервые.
2 Данное изображение интересно только одним – в некоторых источниках его приводят как фотографию высадки основателей Хабаровска – личного состава 13-го Сибирского линейного батальона под командованием второго отца-основателя города – капитана Якова Дьяченко (1817–1871). Убежден, что это фейк. Во-первых, документальные свидетельства косвенно указывают на то, что первый фотограф ступил на хабаровскую землю несколькими годами позднее. Во-вторых, даже походное «портативное» фотооборудование той эпохи весило несколько пудов, стоило больших денег и было чрезвычайно хрупким (особенно большие стеклянные пластины), так что даже гипотеза о его наличии при сплаве солдат с горсткой офицеров выглядит совершенно фантастической. В-третьих, мутную картинку даже мысленно очень сложно сопоставить с реальным местом высадки. Конечно, последнее находилось вовсе не у практически неприступного подножья утеса, где в начале 1980-х установили соответствующую мемориальную доску. На самом деле основатели города ступили на сушу где-то на широкой береговой полосе между утесом и устьем речушки Ури, позднее названной Плюснинкой, а в начале 1960-х скрытой в подземных коллекторах, над которыми разбили Уссурийский бульвар. Фактически это территория современного центрального городского пляжа и речного пассажирского порта – большую ее часть можно видеть на предыдущем снимке.
3 Почти та же самая местность, что и на первой фотографии подборки. Пляж остался за кадром, зато отлично видно утес. Беседка уже куда более симпатичная и даже романтического вида. Над самым обрывом видна не то обзорная площадка, не то ведущая вниз деревянная лестница. Появился установленный в 1891 году памятник графу Муравьеву-Амурскому. Впрочем, фонари наружного освещения почти безошибочно указывают на то, что снимок был сделан значительно позднее – не ранее 1907 года. Городской сад выглядит куда более ухоженным, чем за сорок лет до того – разбиты аллеи, поставлены скамейки.
4 По всей видимости, на этом снимке фигурирует та самая обзорная площадка на утесе, предположительно переходящая в ведущую к берегу лестницу. Очертания Кабельного острова и хребта Хехцира вполне узнаваемы и столетие спустя. Правда, основное русло Амура выглядит более широким, чем в наши дни. Впрочем, вода стала активно уходить в протоки левого берега уже в 1990-х годах, так что в пору моего детства русло еще выглядело примерно таким же, как на данной фотографии.
5 Снимок, датированный ноябрем 1895 года. Судя по всему, на нем запечатлена другая обзорная площадка, уже не на утесе, а на западной оконечности Военной горы, по гребню которой сейчас проходит улица Серышева. Об этом свидетельствуют как иная форма деревянной ограды, так и виднеющийся на северо-западе Лесопильный остров. В наши дни берег в этой части города выглядит совершенно иначе в результате череды земляных работ, самой масштабной из которых было строительство стадиона имени Ленина. В 1956 году Лесопильный остров стал частью правого берега, а годом позднее в устье выходившей к нему речки Лесопилки был устроен ковш яхт-клуба.
6 Зато тут запечатлено строительство железнодорожной ветки к упомянутому порту. К слову, речной грузовой порт Хабаровска находится в этом месте – близ подножья Казачьей горы – и поныне. Если принять за истину датировку предыдущего снимка, то это фотография была сделана каким-то месяцем раньше предыдущей – в октябре 1895 года.
7 Чуть отвлекусь от берега Амура и продолжу железнодорожную тематику. Совершенно уникальный снимок был сделан 29 мая 1900 года на торжественном открытии памятника военным строителям Уссурийской железной дороги на привокзальной площади. Сама стела в кадр не попала – она находилась левее, в центре частично виднеющегося сквера, примерно там, где сейчас трамвайные пути поворачивают с Амурского бульвара в Ленинградский переулок. Зато справа можно видеть первое, еще деревянное здание железнодорожного вокзала Хабаровска. Оно простояло с 1897 по 1920 год, когда было сожжено 5 апреля в результате ожесточенного сражения оборонявшего станцию отряда красных моряков с японцами.
8 Еще один потрясающий снимок – сама оригинальная стела в честь военных строителей Уссурийской железной дороги. К слову, это был второй по хронологии памятник в Хабаровске после показанного ранее монумента Муравьеву-Амурскому.
9 Вообще-то эту фотографию я уже показывал ранее, пусть и в несколько ином виде. Повторюсь уже хотя бы потом что сейчас могу дать ее в более высоком качестве с лучшей передачей деталей. Изображена здесь открытая в 1894 году дорожная больница на 20 коек Уссурийской железной дороги близ станции Хабаровск. Ранее я думал, что находилась она где-то в районе современной улицы Ухтомского чуть в стороне от вокзала, но по другую сторону путей. Сейчас придерживаюсь мнения, что стояла она все же где-то полукилометром восточнее, так как явно не примыкала к Китайской слободке. Сама же фотография, видимо, была сделана с насыпи железнодорожного пути.
10 Лыжный забег гольдов (так раньше называли нанайцев) и гиляков (нивхи) – малых коренных народов Дальнего Востока. Судя по зданию Военного собрания, фотография была сделана после 1896 года, но не позднее февраля 1914-го. Предположу, что снимок следует датировать ориентировочно 1910 годом. Беседка, фигурировавшая на третьей фотографии этой подборки, похоже, уже исчезла, но на смену ей построили новую – приблизительно там, где сейчас стоит мраморно-металлическая у одного из входов в парк им. Муравьева-Амурского.
11 Это был бы совершенно открыточный вид с утеса на город, кабы не был сделан в 1901 году. Датировка безошибочно определяется по стоящему в строительных лесах зданию Амурской казенной палаты, которое было сдано в июле 1902 года. Сейчас в нем находится гостиница «Парус». У берега видна вполне приличная причальная стена. Западная часть Артиллерийской горы, по которой в наши дни проходит улица Ленина, лишенная какой-либо доминанты, глазу нашего современника кажется лысой.
12 Более ранняя фотография устья реки Ури, или Плюснинки; название зависит от года съемки, а он может лежать в довольно широком диапазоне от начала 1870-х до конца 1880-х. Особых ориентиров, по крайней мере для меня, тут в кадре нет – на фотографии фигурирует откровенно грязноватый деревянный городишко.
13 Зато определить год съемки этой фотографии проще простого уже по одному-единственному объекту – строящейся первой очереди музея Приамурского отдела Русского географического общества (ныне это Краеведческий музей им. Гродекова) слева вдалеке близ утеса. Музей там был открыт в мае 1896 года, соответственно снимок легко датировать осенью 1895 года. Правее можно видеть Военное собрание, а Соборную площадь венчает Успенский собор, построенный к 1890 году, но все еще лишенный колокольни, возведение которой началось в 1904 году.
14 Тут показана китайская молельня, некогда стоявшая в китайской слободке на берегу Амура. Как видно, это была одноэтажная постройка из двух примыкающих друг к другу помещений – храма и веранды с высокими крутыми покрытыми черепицей крышами и с характерно изогнутыми карнизами, лепными фигурками стражей по краям.
15 Китайские огородники в Хабаровске, снимок примерно тех же лет, что и предыдущий. К сожалению, ориентиров, позволяющих определенно идентифицировать местность, мой глаз здесь не находит. Теоретически это может быть как любая из трех китайских слободок, так и огород практически в любой другой части города.
16 Вновь вернусь к набережной; на этой открытке она показана по состоянию примерно на 1910 год и уже совершенно точно не позднее лета 1911, что видно по надписи. Тут хорошо видны со стороны берега причальная стенка и выполняющий роль пассажирского речного вокзала дебаркадер. Также запечатлены пароходы, включая двух- или трехпалубный пассажирский с колесным движителем – подобные ему встречались на Амуре и во второй половине прошлого века, а один до сих пор можно видеть в полузатопленном состоянии в затоне бывшей базы КАФ.
17 Почтовая пристань. Надписи на крыше длинного павильона у пришвартованного парохода указывают, где находятся прием багажа, где продают билеты, где принимают грузы и где находится соответствующая контора. Снимок датируется первым десятилетием XX века и был сделан, вероятно, со склона горы, где сейчас проходят аллеи ЦПКиО.
18 Вид практически в противоположном направлении, чем на снимке №16. На переднем этой хромографии (раскрашенной вручную фотографии) плане запечатлен рыбный рынок у устья речки Плюснинки, позади виднеется Тифонтаевский утес. Снимок примерно тех же лет, что и предыдущий.
19 Вновь набережная, фотография сделана с северо-западного склона Артиллерийской горы. Совершенно определенно кадр был сделан не ранее 1907 года, так как близ берега можно видеть небольшую водонапорную башню хабаровского водопровода, который был введен в эксплуатацию в 1908 году. Кстати, каменное основание этой башни до сих пор сохранилось на Уссурийском бульваре у киосков челночных турфирм, хоть и в руинизированном состоянии.
20 Завершаю первую часть подборки более ранней фотографией (где-то конца 1860-х или 1870-х годов), на которой запечатлено устье второй речки, пересекающей центр города – Ури, или Чердымовки. Сейчас в этом месте находится стадион имени Ленина.
Продолжение, разумеется, следует. У меня отобрано еще около двухсот малоизвестных снимков, охватывающих историю города до конца советской эпохи. |