понедельник, 7 января 2013 г.

Хабаровск с дней основания до крушения монархии, часть I















[Tags |, , , , ]



Задумал я серию альбомов с фотографиями прежнего Хабаровска за сто с лишним лет – с 1860-х годов по конец 1980-х. Первая временная веха близко совпадает с моментом основания города, вторая завершает советскую эпоху, после чего начинается новейшая история города и говорить о старых кадрах уже не приходится. В задуманных подборках я буду использовать неизбитые фотографии главным образом из личных архивов и малоизвестных электронных библиотек. Однако в качестве моего непосредственного основного источника тут будет выступать сайт Skyscrapercity, выражаю особую благодарность пользователям r7019, msasha_65, lina27071, glad, eu1ucuc2ab и другим. Надеюсь, никто из них не будет возражать против использования фотографий в моих подборках.

1 Этот кадр, судя по всему, относится к числу первых снимков Хабаровска и сделан он был во второй половине 1860-х годов купцом-фотолюбителем Владимиром Ланиным. Я ранее уже выкладывал подборки его фотографий Дальнего Востока, но этот снимок в моем блоге публикуется впервые.

Конечно, здесь запечатлен наиболее растиражированный в более поздние времена вид Хабаровска – сейчас на этом месте находится центральная набережная, а утес над Амуром венчает здание старой спасательной станции, напротив которой стоит на высоком постаменте памятник одному из трех отцов-основателей города графу Н.Н. Муравьеву-Амурскому (1809–1881). Последний в годы, когда был сделан снимок, уже ушел в отставку и проживал главным образом во Франции, откуда периодически наведывался в Петербург для участия в заседаниях Государственного совета.

На утесе во второй половине 1860-х годов можно наблюдать простенькую деревянную беседку и маленькую неухоженную рощицу – будущий городской сад, много позднее ставший парком. Кстати, решение сохранить деревья на утесе было принято практически сразу после основания военного поста Хабаровка, что учли и в первом плане застройки будущего города, составленном топографом Михаилом Любенским в 1864 году.

Речной берег, как видно, практически не обустроен и достаточно активно используется как пристань. Обращенный к Амуру западный гребень уходящего от берега длинного холма, называемого тогда Средней горой, по которому сейчас проходит современная главная улица города, застроен деревянными домами. Там тянется главная улица военного поста Хабаровка – тогда она носила имя Береговой. Уже в 1873 году улица была переименована в Алексеевскую в честь визита в военный пост великого князя Алексея Александровича (1850–1908), четвертого сына императора Александра II. С 1923 года улица носит свое современное название – Шевченко.

Застройка кажется достаточно неказистой, впрочем, в 1865 году в будущей столице Дальнего Востока еще не было ни одного каменного здания, да и деревянных строений насчитывалось всего около двух сотен. Население Хабаровки тогда не превышало 1300 человек.

Забавно, что сам автор снимка весьма пафосно назвал прибрежную полосу набережной.






2 Данное изображение интересно только одним – в некоторых источниках его приводят как фотографию высадки основателей Хабаровска – личного состава 13-го Сибирского линейного батальона под командованием второго отца-основателя города – капитана Якова Дьяченко (1817–1871). Убежден, что это фейк. Во-первых, документальные свидетельства косвенно указывают на то, что первый фотограф ступил на хабаровскую землю несколькими годами позднее. Во-вторых, даже походное «портативное» фотооборудование той эпохи весило несколько пудов, стоило больших денег и было чрезвычайно хрупким (особенно большие стеклянные пластины), так что даже гипотеза о его наличии при сплаве солдат с горсткой офицеров выглядит совершенно фантастической. В-третьих, мутную картинку даже мысленно очень сложно сопоставить с реальным местом высадки. Конечно, последнее находилось вовсе не у практически неприступного подножья утеса, где в начале 1980-х установили соответствующую мемориальную доску. На самом деле основатели города ступили на сушу где-то на широкой береговой полосе между утесом и устьем речушки Ури, позднее названной Плюснинкой, а в начале 1960-х скрытой в подземных коллекторах, над которыми разбили Уссурийский бульвар. Фактически это территория современного центрального городского пляжа и речного пассажирского порта – большую ее часть можно видеть на предыдущем снимке.

Иными словами, данная фотография может изображать что угодно и какую угодно местность, но это почти наверняка не историческое событие 31 мая 1858 года и даже не амурский берег в районе устья Ури.



3 Почти та же самая местность, что и на первой фотографии подборки. Пляж остался за кадром, зато отлично видно утес. Беседка уже куда более симпатичная и даже романтического вида. Над самым обрывом видна не то обзорная площадка, не то ведущая вниз деревянная лестница. Появился установленный в 1891 году памятник графу Муравьеву-Амурскому. Впрочем, фонари наружного освещения почти безошибочно указывают на то, что снимок был сделан значительно позднее – не ранее 1907 года. Городской сад выглядит куда более ухоженным, чем за сорок лет до того – разбиты аллеи, поставлены скамейки.



4 По всей видимости, на этом снимке фигурирует та самая обзорная площадка на утесе, предположительно переходящая в ведущую к берегу лестницу. Очертания Кабельного острова и хребта Хехцира вполне узнаваемы и столетие спустя. Правда, основное русло Амура выглядит более широким, чем в наши дни. Впрочем, вода стала активно уходить в протоки левого берега уже в 1990-х годах, так что в пору моего детства русло еще выглядело примерно таким же, как на данной фотографии.



5 Снимок, датированный ноябрем 1895 года. Судя по всему, на нем запечатлена другая обзорная площадка, уже не на утесе, а на западной оконечности Военной горы, по гребню которой сейчас проходит улица Серышева. Об этом свидетельствуют как иная форма деревянной ограды, так и виднеющийся на северо-западе Лесопильный остров. В наши дни берег в этой части города выглядит совершенно иначе в результате череды земляных работ, самой масштабной из которых было строительство стадиона имени Ленина. В 1956 году Лесопильный остров стал частью правого берега, а годом позднее в устье выходившей к нему речки Лесопилки был устроен ковш яхт-клуба.

Вдали можно различить какие-то постройки, что заставляет меня отчасти усомниться в датировке снимка – Рабочая слободка возникла к северу от городских кварталов только в 1899 году, когда начался (закончившийся в 1902 году) процесс преобразования артиллерийских мастерских в окружной артиллерийский арсенал, ставшим первым крупным промышленным предприятием Хабаровска, ныне это завод «Дальдизель».

К сожалению, за деревом вдали не видно находящийся дальше по берегу на узком полуострове речной грузовой порт.



6 Зато тут запечатлено строительство железнодорожной ветки к упомянутому порту. К слову, речной грузовой порт Хабаровска находится в этом месте – близ подножья Казачьей горы – и поныне. Если принять за истину датировку предыдущего снимка, то это фотография была сделана каким-то месяцем раньше предыдущей – в октябре 1895 года.

Любопытно отметить, что движение составов между речным портом и железнодорожной станцией Хабаровска началось раньше, чем была достроена Уссурийская железная дорога, соединившая дальневосточную столицу с Владивостоком.

К северу от участка строительства пути видна не только какая-то примитивная портовая инфраструктура, но и немало строений, вероятно, включая переселенческие бараки. Возможно, именно этот городок я выше принял за дома Рабочей слободки.



7 Чуть отвлекусь от берега Амура и продолжу железнодорожную тематику. Совершенно уникальный снимок был сделан 29 мая 1900 года на торжественном открытии памятника военным строителям Уссурийской железной дороги на привокзальной площади. Сама стела в кадр не попала – она находилась левее, в центре частично виднеющегося сквера, примерно там, где сейчас трамвайные пути поворачивают с Амурского бульвара в Ленинградский переулок. Зато справа можно видеть первое, еще деревянное здание железнодорожного вокзала Хабаровска. Оно простояло с 1897 по 1920 год, когда было сожжено 5 апреля в результате ожесточенного сражения оборонявшего станцию отряда красных моряков с японцами.

Торжественную церемонию открытия принимает сам приамурский генерал-губернатор генерал от инфантерии Николай Иванович Гродеков (1843–1913). Для войск хабаровского гарнизона эти события стали чем-то вроде знаменитого московского парада 7 ноября 1941 года – вскоре многие части округа, включая Уссурийский железнодорожный батальон, были направлены на подавление так называемого Боксерского (ихэтуаньского) восстания в Китае.



8 Еще один потрясающий снимок – сама оригинальная стела в честь военных строителей Уссурийской железной дороги. К слову, это был второй по хронологии памятник в Хабаровске после показанного ранее монумента Муравьеву-Амурскому.

Стела эта, как и вокзал, пострадала в результате артиллерийского обстрела 5 апреля 1920 года, несколько лет простояла в небрежении, пока в конце 1920-х не была наконец полностью демонтирована.

Та стела, что в 2006 году воссоздали на перроне в нескольких десятках метрах от правого крыла нового здания вокзала, хоть и является копией оригинального памятника, но все же имеет расхождения – главным образом по материалам. Оригинал был сложен из кирпича, отштукатурен и лишь покрашен масляной краской под мрамор, а не облицован им. При этом верхняя часть была заметно светлее цоколя, что отлично видно на этом снимке.

Зато текст мемориальной пластины, к счастью, остался прежним, включая дореволюционную орфографию и пунктуацию: «Повелънiемъ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III Уссурiйская желъзная дорога начата постройкой 19 Мая 1891 года. 31 Августа 1897 года, въ царствованiе ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II, ея постройка окончена. Войска Приамурскаго военнаго округа, будучи призваны къ сооруженiю этого пути, значительную часть исполнили своимъ трудомъ. Да, свидътельствуетъ этотъ памятникъ, что воины Россiйскiе, стоящiе грознымъ оплотомъ на отдаленнъйшем рубежъ Имперiи, одинаково умъют служить Отечеству какъ оружiемъ, такъ лопатою и топоромъ. Слава Русскому солдату!» Примечательно количество заглавных букв, особенно при упоминании царственных особо, живо современная Северная Корея вспоминается…

Здесь видно, что стела стояла в центре небольшого сквера, позади которого виднеется панорама застройки по берегам речушки Чердымовки, ныне закованной в трубы под разбитым в начале 1960-х годов Амурским бульваром.



9 Вообще-то эту фотографию я уже показывал ранее, пусть и в несколько ином виде. Повторюсь уже хотя бы потом что сейчас могу дать ее в более высоком качестве с лучшей передачей деталей. Изображена здесь открытая в 1894 году дорожная больница на 20 коек Уссурийской железной дороги близ станции Хабаровск. Ранее я думал, что находилась она где-то в районе современной улицы Ухтомского чуть в стороне от вокзала, но по другую сторону путей. Сейчас придерживаюсь мнения, что стояла она все же где-то полукилометром восточнее, так как явно не примыкала к Китайской слободке. Сама же фотография, видимо, была сделана с насыпи железнодорожного пути.

Судя по светлому цвету дерева, фотографии можно датировать не позднее, чем 1895 годом.



10 Лыжный забег гольдов (так раньше называли нанайцев) и гиляков (нивхи) – малых коренных народов Дальнего Востока. Судя по зданию Военного собрания, фотография была сделана после 1896 года, но не позднее февраля 1914-го. Предположу, что снимок следует датировать ориентировочно 1910 годом. Беседка, фигурировавшая на третьей фотографии этой подборки, похоже, уже исчезла, но на смену ей построили новую – приблизительно там, где сейчас стоит мраморно-металлическая у одного из входов в парк им. Муравьева-Амурского.



11 Это был бы совершенно открыточный вид с утеса на город, кабы не был сделан в 1901 году. Датировка безошибочно определяется по стоящему в строительных лесах зданию Амурской казенной палаты, которое было сдано в июле 1902 года. Сейчас в нем находится гостиница «Парус». У берега видна вполне приличная причальная стена. Западная часть Артиллерийской горы, по которой в наши дни проходит улица Ленина, лишенная какой-либо доминанты, глазу нашего современника кажется лысой.



12 Более ранняя фотография устья реки Ури, или Плюснинки; название зависит от года съемки, а он может лежать в довольно широком диапазоне от начала 1870-х до конца 1880-х. Особых ориентиров, по крайней мере для меня, тут в кадре нет – на фотографии фигурирует откровенно грязноватый деревянный городишко.



13 Зато определить год съемки этой фотографии проще простого уже по одному-единственному объекту – строящейся первой очереди музея Приамурского отдела Русского географического общества (ныне это Краеведческий музей им. Гродекова) слева вдалеке близ утеса. Музей там был открыт в мае 1896 года, соответственно снимок легко датировать осенью 1895 года. Правее можно видеть Военное собрание, а Соборную площадь венчает Успенский собор, построенный к 1890 году, но все еще лишенный колокольни, возведение которой началось в 1904 году.

Поднимающаяся к Средней горе Алексеевская улица проходит сквозь деревянную триумфальную арку, установленную в честь визита в Хабаровск цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II, в 1891 году. Чуть левее арки за деревянными домами (Казначейство еще не построено) виднеется каменное здание резиденции приамурского генерал-губернатора. Левее, ближе к музею, высится Военное собрание.

Не менее интересен берег, к которому пришвартовано множество мелких лодочек, среди которых фигурируют и китайские джонки. Вообще на западном склоне Артиллерийский горы – в районе между берегом и современной улицей Кавказской – находилась одна из китайских слободок (еще одна была расположена в районе подножья Казачьей горы и речки Лесопилки, а третья – за железнодорожным вокзалом, где сейчас улица Ухтомского, ее я уже упоминал выше).



14 Тут показана китайская молельня, некогда стоявшая в китайской слободке на берегу Амура. Как видно, это была одноэтажная постройка из двух примыкающих друг к другу помещений – храма и веранды с высокими крутыми покрытыми черепицей крышами и с характерно изогнутыми карнизами, лепными фигурками стражей по краям.

Точная дата постройки молельни неизвестна. Русский путешественник и военный географ Михаил Иванович Венюков (1832–1901) в своих записях упоминал китайский храм, стоящий на утесе Амура близ Хабаровки еще в 1859 году, и писал, что молельня была очень старая. В 1887 году ее обновили – по сути перестроили – на средства китайского купца Николая Ивановича Тифонтая. Очень примечательная была личность! Настоящее его имя – Цзы-Фаньта (?–1910), был он этническим китайцем, выходцем из северных краев Поднебесной. В России свою карьеру он начал в 1876 году переводчиком в инженерной дистанции Приамурского военного округа в Хабаровске. В следующем десятилетии он активно занялся торговлей и разбогател. Начав с галантереи и колониальных товаров, Тифонтай значительно расширил свой бизнес, занявшись торговлей хлебом и мехами, затем стал вкладывать средства в недвижимость и строительство общежитий для китайцев. В 1885 году он был принят в купеческое общество Хабаровска, в 1894-м принял православие и получил российское подданство, а еще годом спустя стал купцом первой гильдии. Очень много заработал на подрядах поставки продовольствия русской армии в ходе подавления Боксерского восстания в Китае в 1900 году и в ходе Русско-Японской войны 1904–1905 годов. Вместе с тем он много потерял после оставления русскими войсками Порт-Артура, куда также активно вкладывал свои средства.

Впрочем, я чуть отвлекся. В ту пору, когда на деньги Тифонтая была реконструирована старая китайская молельня, он еще исповедовал буддизм. Склон Артиллерийской горы, где стоял храм, даже продолжительное время называли Тифонтаевским утесом. Молельня функционировала до 1930 года, когда ее закрыли из-за конфликта с Китаем на КВЖД, который произошел в 1929 году. Позднее здание использовалось как библиотечный склад. Согласно одним источникам, бывшую молельню разобрали в 1950 году, если верить другим, то здание просто перестроили. Исследователи истории города предполагают, стены тифонтаевского храма сохранились до наших дней и что сейчас это дом с адресом улица Набережная, 27а. Правда, насколько я понимаю, упомянутое здание находится на закрытой ведомственной территории, так попасть к нему для внимательного осмотра не так-то просто. Однако если эта гипотеза верна, то бывшая китайская молельня входит сейчас в пятерку дошедших до наших дней самых старых зданий Хабаровска.

Фотография была сделана, по всей видимости, перед самой Первой мировой войной. Нижнюю границу кадра совершенно определенно указывает опора городской линии электропередачи, то есть раньше 1907 года кадр не мог появиться ни при каких условиях.



15 Китайские огородники в Хабаровске, снимок примерно тех же лет, что и предыдущий. К сожалению, ориентиров, позволяющих определенно идентифицировать местность, мой глаз здесь не находит. Теоретически это может быть как любая из трех китайских слободок, так и огород практически в любой другой части города.

О важнейшей роли дальневосточников-азиатов в развитии региона я ранее уже рассказывал, повторять не стану, но еще раз особо отмечу, что во многом их вклад ныне забыт.



16 Вновь вернусь к набережной; на этой открытке она показана по состоянию примерно на 1910 год и уже совершенно точно не позднее лета 1911, что видно по надписи. Тут хорошо видны со стороны берега причальная стенка и выполняющий роль пассажирского речного вокзала дебаркадер. Также запечатлены пароходы, включая двух- или трехпалубный пассажирский с колесным движителем – подобные ему встречались на Амуре и во второй половине прошлого века, а один до сих пор можно видеть в полузатопленном состоянии в затоне бывшей базы КАФ.



17 Почтовая пристань. Надписи на крыше длинного павильона у пришвартованного парохода указывают, где находятся прием багажа, где продают билеты, где принимают грузы и где находится соответствующая контора. Снимок датируется первым десятилетием XX века и был сделан, вероятно, со склона горы, где сейчас проходят аллеи ЦПКиО.



18 Вид практически в противоположном направлении, чем на снимке №16. На переднем этой хромографии (раскрашенной вручную фотографии) плане запечатлен рыбный рынок у устья речки Плюснинки, позади виднеется Тифонтаевский утес. Снимок примерно тех же лет, что и предыдущий.

К слову первый рынок возник в устье Плюснинки еще в 1877 году, его называли Нижним базаром. Просуществовал он до начала 1960-х, когда началось обустройство Уссурийского бульвара. Как минимум до 1900 года популярность этого рынка объяснялась Русско-китайским договором 1881 года, разрешавшим беспошлинную торговлю в 50-верстной зоне от сухопутной границы, в результате в иные годы китайские товары и даже продукцию английских заводов можно было купить значительно дешевле, чем в магазинах.



19 Вновь набережная, фотография сделана с северо-западного склона Артиллерийской горы. Совершенно определенно кадр был сделан не ранее 1907 года, так как близ берега можно видеть небольшую водонапорную башню хабаровского водопровода, который был введен в эксплуатацию в 1908 году. Кстати, каменное основание этой башни до сих пор сохранилось на Уссурийском бульваре у киосков челночных турфирм, хоть и в руинизированном состоянии.



20 Завершаю первую часть подборки более ранней фотографией (где-то конца 1860-х или 1870-х годов), на которой запечатлено устье второй речки, пересекающей центр города – Ури, или Чердымовки. Сейчас в этом месте находится стадион имени Ленина.



Продолжение, разумеется, следует. У меня отобрано еще около двухсот малоизвестных снимков, охватывающих историю города до конца советской эпохи.