Огромный грузовой корабль три дня блокирует Суэцкий канал, на который приходится 12 % мировой торговли.
4282 просмотров
Грузовой корабль Ever Given — один из самых больших контейнеровозов в мире — сел на мель и парализовал движение в Суэцком канале утром 23 марта. Через два дня канал официально закрыли для навигации, но исправить ситуацию пока не удалось.
Грузовое судно Ever Given блокирует движение в Суэцком канале уже три дня. Работы могут продлиться несколько недель
По данным оператора Bernhard Schulte Shipmanagement, грузовое судно Ever Given, которое шло из Китая в Нидерланды, село на мель из-за сильного ветра и плохой видимости. Как отмечает NYT, это случилось из-за того, что контейнеры корабля сыграли роль парусов и сбили его с курса.
Изначально предполагалось, что на решение проблемы уйдёт несколько дней, но постепенно предполагаемые сроки разблокировки увеличились. По данным источников Bloomberg, работы по освобождению Суэцкого канала продлятся как минимум до 31 марта. Al Jazeera со ссылкой на спасателей отмечает, что операция может занять несколько недель.
При этом владелец судна Ever Given рассчитывает, что его смогут снять с мели на выходных, сообщают РИА «Новости».
Блокировки Суэцкого канала происходили и раньше, но справиться с ними удавалось быстрее. В 2017 году японский контейнеровоз сел на мель из-за технических неполадок, что привело к остановке движения на несколько часов.
Судно не удаётся быстро снять с мели из-за его размеров и особенностей рельефа. Сейчас вокруг него углубляют дно
Главная проблема заключается в размерах корабля: длина Ever Given составляет 400 метров при ширине Суэцкого канала в 200 метров. Bloomberg отмечает, что за последние 10 лет контейнеровозы выросли почти в два раза и их спасение требует огромных мощностей.
Снятие корабля с мели затрудняют и природные условия. Как РИА «Новости» рассказал один из управляющих Суэцкого канала Ваиль Каддур, в районе аварии дно канала не песчаное, а скальное.
Спасатели испробовали уже несколько способов освободить судно: очищали его от песка и грязи, раскапывали землю, где застрял нос корабля, пытались сдвинуть корабль с помощью буксиров и землекопов. Но это привело только к незначительным изменениям в положении Ever Given, передает The Guardian.
25 марта вокруг контейнеровоза начали углублять дно, сообщает управление Суэцкого канала. Работы ведутся с помощью двух земснарядов — специальных суден, предназначенных для выкапывания грунта со дна водоемов. В управлении отмечают, что для осадки контейнеровоза в 12-16 метров потребуется удалить до 20 тысяч кубометров песка.
В операции участвуют четыре экскаватора и девять буксиров. Первые занимаются углублением берега канала в районе носовой части Ever Given, вторые — пытаются вытащить судно с мели.
Следующим этапом, как пишет «Би-би-си», должно стать его освобождение от груза и топлива. Но это может грозить кораблю повреждениями и нарушением устойчивости, например, оно сломается пополам из-за неравномерного распределения веса.
Некоторые эксперты отмечают, что природа может справиться лучше там, где не преуспели буксиры и земснаряды. Спасением может стать прилив, который углубит глубину канала примерно на 18 дюймов. Он ожидается в воскресенье или в понедельник.
Такого же мнения придерживается аналитик грузовых перевозок Vortexa Артур Ричье. Он отмечает, что власти Египта, видимо, хотят дождаться прилива и попытаться отбуксировать судно. По его мнению, это приведёт к тому, что возвращение к нормальному движению в канале произойдет как минимум через 10 дней.
Если разгружать контейнеровоз прямо в Суэцком канале потребуются тяжёлые вертолёты — американские и российские
По словам гендиректора Boskalis Westminster Петера Бердовски, сдвинуть Ever Given с места «как есть» невозможно: необходимо его облегчить, например, разгрузить контейнеры. Но для этого требуется дополнительное оборудование.
Если простой продлится дольше 10 дней, то корабль неминуемо придётся разгружать прямо в Суэцком канале. Сделать это непросто: по словам спасателя Ника Слоуна, для операции могут потребоваться тяжёлые вертолёты, такие как американский sky-crane и российский МИ-26.
Как отмечает Кит Сейлор, директор Columbia Helicopters, таких тяжелых вертолётов не так уж и много. «Если их не удастся найти их в регионе, то придётся лететь за ними на грузовом самолете „Антонов“», — заявил он. На это потребуется от пяти до восьми дней.
Через Суэцкий канал идет около 12 % мирового грузопотока. Его блокировка обходится экономике в 400 млн долларов в час
Суэцкий канал — один из важнейших морских торговых путей, через который ведётся около 12 % всей мировой торговли. По данным Lloyd's List, его блокировка обходится экономике в 400 миллионов долларов в час. Ежедневно через канал провозят товаров на 9,7 миллиарда долларов: 5,1 миллиарда на Запад и 4,6 миллиарда на Восток.
Среднее число судов, проходящих через канал каждый день, составляет 93, отмечает Insider. Это значит, что с начала блокады в Суэце заблокированы около 300 кораблей.
Bloomberg отмечает, что блокировка канала привела к значительному росту цен на морские перевозки. Например, стоимость доставки 40-фунтового контейнера из Китая в Европу выросло до 8 тысяч долларов — это почти в четыре раза больше, чем год назад. По словам профессора экономики Шарапа Ганапати, это связано с тем, что у Суэцкого канала практически нет альтернатив, таких как железнодорожное сообщение и автомобильные дороги.
Повышение цен затронуло и другие морские маршруты. Теперь работа судов категории Suezmax, перевозящих до 1 миллиона баррелей нефти, обходится примерно в 17 тысяч долларов в день. Это максимальный показатель с июня 2020 года, передает Bloomberg.
Помимо экономических последствий простаивающие в Красном море суда могут стать мишенями для атак на фоне напряжённости между Ираном и США, пишет The Guardian.
Владельцы судов ищут альтернативные маршруты, но все они дольше и дороже
Грузоотправители теперь рассматривают варианты перенаправления своих судов вокруг Африки, пишет Bloomberg. Но этот маршрут дольше на две недели и стоит дороже. Так, расходы на топливо для супертанкера, доставляющего нефть в Европу с Ближнего Востока, составят около 300 тысяч долларов.
Такое решение проблемы избрали контейнеровозы Hyundai Prestige и Synergy Marine. Их владельцы уже сообщили о том, что корабли сделают крюк вокруг мыса Доброй Надежды, чтобы избежать затора в Суэце. Всего, по данным Bloomberg, по меньшей мере две партии грузов из США, направлявшихся в Азию, изменили курс в Атлантике в сторону Южной Африки.
При этом многие владельцы судов не хотят рисковать. Как заявил владелец китайской компании Seabay International Freight Forwarding Марк Ма, обходные пути не кажутся ему нормальным вариантом из-за незнакомых маршрутов, ограниченного снабжения экипажа и длительного времени отгрузки. «Что если канал очистят за 8-10 дней? Тогда потеряем еще больше времени», — заявил Марк Ма.
Японская компания, которой принадлежит Ever Given, извинилась за случившееся. Пока неизвестно, сколько это будет ей стоить
Японская компания Shoei Kisen, которой принадлежит Ever Given, принесла извинения за инцидент в Суэцком канале. Там заверили, что пытаются решить проблему как можно скорее, но задача снять контейнеровоз с мели оказалась крайне трудной.
Пока неизвестно, во сколько инцидент обойдётся компании. Представитель Shoei Kisen Тосиаки Фудзивара заявил, что у корабля есть страховой полис, но пока он ничего не знает о текущих расходах.
Источники Reuters в отрасли сообщают, что даже если бы контейнеровоз быстро сняли с мели, то его владелец и страховщики столкнулись бы с претензиями на миллионы долларов.