Сделать фактчекинг снова великим: как медиа стали реагировать на ложь Дональда Трампа

вторник, 29 ноября 2016 г.

После того, как Дональд Трамп заявил о миллионах сфальсифицированных голосов, и без того настроенные против него СМИ не стали доносить его сообщение, а сразу начали с разоблачения. В США начинается новый виток информационной борьбы избранного президента с медиа.

В конце ноября кандидат в президенты Джилл Стайн подала заявление на пересчёт голосов в некоторых «штатах-качелях», сыгравших ключевую роль. Её поддержал штаб Клинтон, а в Белом доме в целом оказались не против такой процедуры (если Стайн её оплатит).

В некоторых «штатах-качелях» перевес голосов шёл на десятки тысяч: в Висконсине у Трампа 1,409 миллиона голосов, у Клинтон — 1,382 миллиона. Пересчёт может показать иное распределение голосов, но вряд ли сможет изменить результаты выборов: у Трампа от Клинтон слишком большой отрыв — 306 голосов выборщиков против 232.

Никаких точных доказательств неправильно подсчитанных голосов нет. Инициатива по их пересчёту строится на статье эксперта из Мичиганского университета, заметившего, что в штатах с электронными машинами для голосования Клинтон получала в среднем меньше голосов.

Однако это не помешало Дональду Трампу заявить, что он получил бы голоса большинства избирателей, если из результатов исключить «миллионы людей, проголосовавших нелегально».

В России ситуация с миллионами сфальсифицированных голосов не звучит как нечто невозможное. Однако в США для озвучивания подобных утверждений нужны веские основания.

Как отмечает The Verge, не существует никаких исследований, доказывающих фальсификации выборов в США на сколь-нибудь статистически значимом уровне. По данным исследования колледжа права в Университете Лойола, из более чем миллиарда бюллетеней, использовавшихся в США с 2000 года, сфальсифицирован был только 31.

В отличие от сотен предыдущих случаев, когда во время предвыборной кампании СМИ просто транслировали заявления Трампа, в этот раз медиа поступили иначе. В заголовках и подводках в соцсетях к его словам о «миллионах людей, проголосовавших нелегально», ряд СМИ добавили слова о «ложном», «неправдивом» и «липовом» заявлении. Тем, кто это не сделал, на лживый характер слов Трампа указали сами пользователи, отмечает Vocativ.

Проблема заявлений Трампа в том, что делает их не через медиа, которые могут проверить правдивость слов избранного президента США. С момента победы на выборах он не провёл ни одной пресс-конференции, неоднократно отказывал пулу журналистов в посещении мероприятий с его участием и лишь побывал в офисе газеты The New York Times.

Ненависть Трампа к СМИ хорошо известна: весь истеблишмент американских медиа выступал против него, а телеканал CNN даже опровергал его слова в прямом эфире. Вместо доступа к медиа и налаживания отношений с журналистами Трамп использует более простой и эффективный подход: публикацию всех заявлений напрямую в Твиттере, чем по выражению The Verge превращает свой микроблог в машину дезинформации государственных масштабов.

В этом случае ложь расходится так же эффективно, как фейковые новости в Фейсбуке. Более того, Трамп натравливает пользователей соцсетей на журналистов, которые разоблачают его ничем не подкреплённые заявления.

Так произошло с журналистом CNN Джеффом Зелени. Трамп вручную отретвитил твиты, в которых сотрудника телеканала обвиняли в отсутствии доказательств того, что Трамп не стал жертвой фальсификаций (а не обвиняли Трампа в том, что его словам нет никаких подтверждений).

«Какие ДОКАЗАТЕЛЬСТВА у вас того, что Дональд Трамп не пострадал от миллионов СФАЛЬСИФИЦИРОННЫХ голосов? Журналист? Ну так работай»
«Жалкий — у вас нет достаточных данных о том, что Дональд Трамп не стал жертвой фальсификации. Позор! Плохой журналист»
«Нет НИКАКОГО СОМНЕНИЯ в том, что фальсификации имели место, и в пользу Жуликоватой Хиллари!»

Однако эти доказательства приводили другие СМИ. Единственная история, в которой заявлялось о «миллионах» голосов, якобы отданных нелегальными мигрантами, распространялась по соцсетям через ультраправые сайты.

Все эти сайты цитировали исследование некоего Грега Филлипса (Greg Phillips), который называет себя основателем «приложения для сообщения о фальсификациях на выборах». Вся информация об этих «фальсификациях» строится на его единственном твите, и разоблачающий фейки сайт Snopes.com называет её «недоказанной».

«Завершил исследование базы данных 180 миллионов избирателей. Число голосов от нерезидентов превышает 3 миллиона. Консультируюсь с юристами»

Показать данные своего исследования в ответ на запрос CNN Филлипс отказался. По его словам, он намерен сделать их «доступными публике», а не отдавать их в руки СМИ, но эти данные до сих пор не опубликованы.

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

Let's block ads! (Why?)