Пять причин пока не верить основателю «Атласа» Евгению Гордееву

вторник, 31 мая 2016 г.

30 мая управляющий партнёр Russian Ventures Евгений Гордеев объявил о запуске номинально бесплатного оператора сотовой связи «Атлас» — проекта, идею которого он вынашивал порядка трёх лет. Однако подтверждений словам Гордеева пока нет: за сутки появилось гораздо больше вопросов, чем ответов, и скорее можно говорить об обратном — никакого оператора запущено не было и, вероятно, не будет. В описании представленного клиента «Атласа» в App Store его создатели приводят пять причин, по которым его стоит скачать — TJ приводит пять причин, по которым доверять текущим заявлениям Гордеева без доказательств не стоит.

1. Отсутствие оператора-партнёра

Для запуска работающего в сетях 2G/3G/4G/LTE оператора, коим позиционирует себя «Атлас», ему нужны лицензии на использование соответствующих частот. Обычно такие частоты получаются в ходе аукциона Роскомнадзора, однако выкуп их считается дорогостоящим, и обычно созданные с маркетинговой целью виртуальные операторы (mobile virtual network operator, MVNO) работают на базе частот другого оператора. Исключение — Yota, которая создала собственную сеть LTE-вышек и получила лицензию на использование частоты, а уже после продажи «МегаФону» стала полноценным сотовым оператором, использующим остальные частоты.

В случае с «Атласом» оператор, на базе которого создан (или будет создан) MVNO, не разглашается. Изначально Гордеев заявил, что им является компания «Московская сотовая связь», однако в реальности её не существует: в 2015 году её приобрела «Т2 Мобайл», то есть российское подразделение Tele2. Позднее Гордеев заявил TJ, что пошутил, и его публичные комментарии до «официального» объявления не стоит воспринимать серьёзно.

Однако первоначальное заявление спровоцировало других телекомовцев откреститься от сотрудничества с «Атласом». Вся «большая четвёрка» операторов, присутствующих в Москве — «Билайн», МТС, «МегаФон» и Tele2 — заявила vc.ru, что никакой связи между ними и «Атласом» нет. В реестре лицензий на предоставление услуг связи Роскомнадзора изданию также не удалось найти похожие на «Атлас» компании с продлённой лицензией.

Днём 31 мая Гордеев пояснил: отказались работать с «Атласом» все операторы, «кроме одного», и с ним сейчас только ведутся переговоры. По данным источника Roem.ru в компании, это не Yota: она сама MVNO, и подрядчики не могут работать с ней как суб-MVNO.

2. Постоянный перенос сроков

Впервые о планах по запуску «Атласа» Гордеев объявил ещё в декабре 2013 года. Тогда сроки старта работы оператора он обозначил летом 2014 года.

В сентябре 2014 года (то есть когда обозначенные сроки уже прошли) инвестор в интервью vc.ru переложил ответственность за просрочку на партнёра, с которым планировалось создать MVNO. Тогда Гордеев назвал «реалистичным» сроком запуска весну 2015 года.

В 2015 году никакого оператора «Атлас» не появилось. В июле бизнесмен Евгений Ройтман рассказал о планах его группы компаний «Антарес» запустить пятого оператора в Москве до конца года, но они также не сбылись.

Когда Гордеев объявил о скором запуске «Атласа» 30 мая 2016 года, перенос сроков продолжился. Сначала объявить подробности о новом операторе планировалось 31 мая в 14:00. В полночь 31 мая появился лишь сайт «Атласа», на котором не было новой по сравнению с ранее озвученной информации. В 14:00 анонсов сделано не было, и идеолог проекта перенёс его ещё на сутки.

До сих пор неизвестно, когда начнётся доставка SIM-карт: глава «Атласа» ограничивается размытой формулировкой «летом 2016 года». Но даже если анонс всё-таки произойдёт и будут раскрыты оператор-партнёр и дата начала отгрузки SIM-карт, пока речь идёт о лимитированной партии — широкий запуск всё ещё назначен на осень 2016 года.

3. Никто не видел настоящего работающего «Атласа»

В день запуска приложения «Атласа» вышел обзор сервиса от проекта Rozetked. В семиминутном ролике основатель проекта Максим Хорошев демонстрирует iPhone с якобы вставленной SIM-картой: об этом может говорить шильдик Atlas на месте названия оператора, появляющийся на 16-й секунде ролика.

Однако в остальном видео смартфон находится в «Режиме полёта», когда сотовая связь отключена, и демонстрация приложения происходит через подключение к Wi-Fi. Ни реальной SIM-карты, ни проверки скорости работы интернета, ни активного пакета услуг в клиенте «Атласа» не демонстрируется, хотя в целом ролик при помощи определённых планов оставляет впечатление реально работающего сервиса.

Тем не менее в видеосюжете рассказывается то, что пока не указано в «официальных» пресс-материалах «Атласа»: возможное использование разных операторов в регионах России, количество уже подключённых партнёров, подробности работы бизнес-модели. Однако часть этой информации подаётся как предположение, и конкретики до сих пор мало.

4. Заработок на информации

В 2012 году фонд Russian Ventures запустил сервис установки кнопок соцсетей Pluso. В 2014 году Гордеев называл его «самым громким успехом» компании за два года.

Изначально инвестор утверждал, что не продаёт данные сторонним компаниям, однако в 2013 году признался, что информация о том, на каких сайтах пользователи нажимают эти кнопки, продаются рекламодателям — они используют их по своему усмотрению. В 2014 году директор рекламной компании Whisla Иван Колыхалов утверждал, что в разговоре с ним Гордеев называл минимальный прайс для рекламодателей — от 100 тысяч долларов в месяц.

В марте Гордеев запустил расширение Google Chrome под названием Pluso Watson — при помощи него пользователю показываются предложения от магазинов (самый крупный партнёр — агрегатор «Яндекс.Маркет»), отображаются новости из агрегатора «Молния», в него также встроены кнопки Pluso. В рамках этого стартапа также идёт сотрудничество с рекламодателями, но по разным моделям.

«Атлас» сходу требует у пользователя большой массив информации: зарегистрироваться можно только при помощи соцсетей, и по умолчанию приложение собирает не только адрес почты и ссылку на сам профиль, но и лайки к другим страницам, списки друзей, видеозаписей, аудиозаписей и так далее. Что именно стартап собирается делать с этой информацией, нигде не поясняется, но поскольку основная модель заработка — это продвижение акций партнёров, напрашивается вывод: данные также будут использованы для рекламных целей.

По данным ведущего аналитика Mobile Review Эльдара Муртазина, Apple отправит приложение «Атласа» на повторную модерацию, так как фактически оно нарушает правила App Store: реальная функция (обработка информации о пользователе и отображение рекламных предложений) не соответствует заявленной (предоставление услуг связи). Муртазин предполагает, что истинная цель создания приложения может заключаться в очередном сборе пользовательской базы для рассылки спама. Впрочем, причины не доверять словам ведущего мобильного аналитика — это тема для другой статьи.

5. Бахвальство

Несмотря на неопределённый статус проекта и отсутствие ключевых договорённостей, Гордеев сходу начинает рассказывать о его успехах. Ещё в 2013 году сразу после начала сбора заявок на подключение основатель «Атласа» стал делать прогнозы о получении нескольких миллионов заявок к моменту запуска.

Всего «Атлас» получил 100 тысяч заявок — Гордеев тоже не забыл рассказать об этом, когда сообщил о запуске приложения для iOS. У себя на странице в Фейсбуке предприниматель посвятил как минимум пять постов тому, как это приложение постепенно выходило в топ App Store.

Через сутки после запуска он отчитался о выручке в 100 тысяч рублей с акций, в которых приняли участие пользователи — при том что никаких обещанных услуг они ещё не получили. По словам Гордеева, на оплату этих услуг пойдёт 70% выручки, то есть заработанные деньги компания сконвертирует во внутреннюю валюту («атласы»), за которые можно покупать пакеты трафика, минут разговора и SMS.

На ста тысячах рублей Гордеев останавливаться не собирается и сразу предлагает скептикам умножить сумму на 100 — потому что это, по его мнению, отражает его «аппетиты через год».

Ложка мёда

В качестве других косвенных доказательств успешности бизнес-модели «Атласа» Гордеев опирается на меняющийся тренд: если в феврале «Билайн» пытался сделать шаги к отказу от безлимитного интернета и искусственному повышению цен на трафик, то уже в марте запустил линейку тарифов, где мобильный интернет был «по-честному» безлимитным, проводя сравнение с Yota. В мае аналогичный тариф «Безлимитище» появился и у МТС.

31 мая гендиректор МТС Андрей Дубовсков на конеренции «Телеком-2016» уже открыто заявил, что сотовая связь в среднесрочной перспективе должна стать бесплатной для пользователей. Зарабатывать операторы должны пытаться на чём-то другом — например, партнёрстве с другими компаниями. Вице-президент по маркетингу МТС Василь Лацанич с ним согласен не до конца: прямые платежи за связь дают компании нечто вроде подушки безопасности, позволяя планировать инвестиции и эффективность бизнеса. Тем не менее Лацанич подтверждает, что стоимость услуг по сотовой связи постоянно падает.

Мысль о бесплатном интернете витает и в других компаниях — пресс-секретарь «Билайна» Анна Айбашева не упустила возможность, чтобы рассказать о небольшом бесплатном пакете для обладателей планшетов. Она также предположила, что часть базовых услуг для абонентов может стать бесплатной, когда в будущем основой дохода станет партнёрство с корпоративными клиентами — в рамках коммерческого использования «знаний операторов о клиенте», то есть снова торговли информацией для рекламных целей.

Колебания похожего характера происходят и во власти. В октябре 2014 года министр связи Николай Никифоров предлагал поднять слишком низкие по его мнению цены на мобильный интернет, а уже в феврале 2015 года утверждал, что в течение шести-семи лет цены на интернет по оптоволокну в России удастся снизить до 60-70 рублей в месяц. Тогда же высказался глава комитета Госдумы по информполитике Леонид Левин, заявив, что в будущем интернет в России должен стать бесплатным.

В июне 2015 года будущее с бесплатным интернетом пророчил Анатолий Сморгонский, на тот момент месяц как покинувший пост гендиректора Yota. Он утверждал, что бизнес-модель Google строится не на доступе к поиску, а на обработке и перепродажи информации, и похожей аналитикой действий пользователей занимается Apple. В январе 2016 года стало известно, что Сморгонский перешёл заниматься развитием MVNO в Tele2, однако уже через три месяца ушёл из компании: её представители объяснили это сокращением бюджетов на создание новых проектов.

Let's block ads! (Why?)