Анна Шипилова, режиссёр: «Женщина может снять совершенно другое и новое кино»

воскресенье, 20 декабря 2015 г.

На краудфандинговом портале Planeta.ru проходит сбор средств на экранизацию притчи из «Чайной книги» Макса Фрая. Как описывают историю создатели фильма, он об одиночестве, жизни и смерти, и в нём всего два героя — доживающий своё одинокий старик и спасённая им девушка, которая до основания разрушит его мир.

Для завершения работы авторам потребуется 350 тысяч рублей, в основном на технику, цветокоррекцию и транспортные расходы.

Мы занимались с чистой совестью чем угодно, кроме поиска денег на фильм — рисовали эскизы, проводили пробы, читки, искали локации, придумывали музыкальную тему фильма, спорили о характере героев, переписывали сценарий. Но сами себя деньги не найдут, и мы предлагаем вам стать нашими продюсерами.

из описания проекта на Planeta.ru

Потенциальным спонсорам предлагают купить место в титрах за 450 рублей, приглашение на премьеру, фильм в HD и имя в титрах за тысячу и приглашение на съёмочную площадку за 10 тысяч.

TJ заинтересовался проектом и поговорил с его создателем, выпускницей ВГИКа Анной Шипиловой, о выборе литературной основы и о сложностях, с которыми сталкивается начинающий режиссёр.

Дипломная работа Анны

Итак, Анна, почему именно этот рассказ?

Я прочитала рассказ «Рвущаяся нить» Малицкого из «Чайной книги» Макса Фрай и проассоциировала себя с обоими главными героями — и со стариком, и с девушкой. Меня зацепила в образе старика тема смерти и времени, расслоения реальности — это когда старые люди живут в своих воспоминания, помня их лучше, чем события, происходившие вчера или неделю назад.

А с молодой девушкой я отождествила себя как с человеком, живущим сегодняшним не днём даже, а моментом: никакой рефлексии, никаких сомнений в правильности сделанного выбора. Я поняла и приняла обе стороны этого конфликта поколений, и мне захотелось донести его суть до широкого зрителя.

Что было в итоге сложнее всего в процессе? Надо же было собрать команду, найти деревню для натурных съёмок?

Прочитав, я решила, что это технически не так сложно снять — два актёра, одна деревня, коробка грима для синяков и пара вёдер бутафорской крови, несколько дымовых шашек для тумана в кадре. На деле, конечно, оказалось всё несколько сложнее. Но эти сложности — неотъемлемая часть процесса съёмок кино. Сейчас всё упирается в поиск финансирования: на технику, транспорт, еду.

Деревню мне подсказал наш оператор Давид Хайзников. Прочитав сценарий, он сказал, что деревня у него на примете есть, точно такая, какая описывается в сценарии, — это места его детства.

Приехав на это место по высланным им широте и долготе, я сразу попала в своё ещё не снятое кино, лучше и точнее места не придумать.

Команду я собирала из друзей, по рекомендациям и наводкам знакомых выпускников ВГИКа. Всем понравился сценарий и они согласились работать бесплатно, снимать ради идеи. За это я всем невероятно заранее благодарна, моя команда очень вдохновляет меня.

В России отечественное кино принято ругать. А что вы думаете про отечественный рынок независимого кино, там всё иначе?

Скажу так, инди-кино в России есть, оно снимается энтузиастами-киношниками для энтузиастов-кинолюбов, которые ходят на фестивали. Но оно не доходит до больших кинотеатров, сетей. Такое кино, разумеется, не показывается в прайм-тайм на телеканалах, и поэтому очень плохо финансируется.

И мне бы хотелось, чтобы ситуация как-то менялась, выправлялась в сторону здоровой конкуренции, мне бы хотелось, чтобы у зрителя был выбор.

Женщина-режиссёр для российского, да что там, и для мирового, кино — по-прежнему немного нонсенс, как считаете?

Как мне кажется, женщина-режиссёр как тонко и эмоционально чувствующий человек, со своим взглядом на мир, может снять совершенно другое и новое кино. Женщин-режиссёров действительно очень мало — и мне опять же хотелось бы исправить эту ситуацию.

Но я сама выбрала эту преимущественно мужскую профессию, и мне в ней работать и развиваться, так что грех жаловаться. Меня окружает прекрасная команда прекрасных мужчин и женщин, и гендерная принадлежность в данном случае никак не влияет на выбор.

Вопрос ко всей команде — дадите пару советов тем, кто тоже, как и вы, хочет снимать своё кино, но понятия не имеет, с чего начать?

На самом деле, тут мы можем дать целую пошаговую инструкцию.

Во-первых, определитесь со специализацией. Многие мечтают оказаться в кресле режиссёра, но всё же лучше ещё раз задаться вопросом — точно ли это моё? Я в самом деле хочу взвалить на себя весь груз ответственности? Для всех, кто понял, что он хочет снимать кино, но не руководить процессом, остаются позиции оператора, художника, звукорежиссёра, композитора, режиссёра монтажа — выбор большой, и понадобится, конечно, специальное образование. В Москве основные учреждения для киношников — это ВГИК, МШНК, МШК, ГИТР, МИТРО, или театральные: ГИТИС, Щепкинское и Щукинские училиша, школа-студия МХТ (для режиссёров и актёров).

Паралелльно можно взяться изучать другие специальности, ходить на курсы английского, слушать теорию искусства в РГГУ, фотографировать, читать книги по философии и смотреть фильмы вне вузовской программы — победители Канн, Венеции, «Оскара», «Сэнденса» последних лет и не только. Конечно, иногда можно обойтись онлайн-курсами, найденными на «Курсере» — это не избавит от стандартных ошибок начинающих кинематографистов, но какая-то минимальная база у вас появится, а со временем полученный опыт превратится в профессионализм.

Во-вторых, найдите единомышленников.

Ищите вокруг вас, в интернете, на любых тусовках талантливых, интересных и необычных людей, которые станут частью вашей команды в дальнейшем.

Попробуйте с ними поработать — на их проектах, смежных проектах, неважно, кем — наблюдайте, набирайтесь опыта, присматривайтесь.

В-третьих, найдите хороший сценарий. Найдите, купите, украдите (шутка!) хороший сценарий — для этого читайте книги, адаптируйте рассказы, изучайте сценарии молодых сценаристов, бросьте клич в социальных сетях и блогах о том, что вы в поиске.

В-четвёртых, сделайте эту историю «своей» — продумайте, нарисуйте в голове, на бумаге каждый кадр, каждое движение камеры, услышьте музыку, примите близко к сердцу идеи, заложенные в сценарии. Загоритесь вашим будущим фильмом.

В-пятых, соберите команду. Вдохновите людей, чтобы они взялись снимать с вами эту историю или начали помогать вам по мере возможностей (например, информационно). Важно быть твёрдо уверенным в каждом участнике коллектива.

В-шестых, найдите финансирование. Составьте бизнес-план — это поможет разобраться, сколько вам нужно денег. Если вы студент-бюджетник, то ваш ВУЗ выдаст вам технику и деньги на съёмки, также можно попробовать собрать деньги с помощью краудфандинга, заработать, найти спонсоров для всех необходимых ресурсов.

Наконец, в-седьмых, приступайте к съёмкам. Подготовьтесь, проведите репетиции, постройте декорации, проведите тестовые съёмки и приступайте — у вас больше нет пути назад. И это самый шаткий, непредсказуемый, увлекательный и полный приключений путь.

This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.