понедельник, 9 декабря 2013 г.

Главные Соборы и Монастыри Киевской Руси


летать!


Киево-Печерская Лавра — один из первых по времени основания Монастырей в Киевской Руси. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием.




C 1592 по 1688 был ставропигией Константинопольского Патриарха; с 1688 года монастырь получил статус лавры и стал «ставропигионом царским и патриаршим Московским»; в 1786 году лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священноархимандритом.



В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника




В 1073 году была заложена каменная церковь, оконченная и освящённая в 1089 году; Фресковая живопись и мозаики были исполнены цареградскими художниками.




Киево-Печерская Лавра находится в центре Киева, на правом, высоком берегу Днепра, и занимает два холма, разделённых глубокой ложбиной, спускающейся до Днепра. В XI веке местность была покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села Берестова Иларион, который ископал здесь для себя пещеру.



В период немецкой оккупации Киева, в Лавре был организован полицейский участок, где оккупацонными властями было убито около 500 мирных граждан.



3 ноября 1941 года немецкими оккупантами был взорван Успенский собор (восстановлен в 2000 году) — что указывается в материалах Нюрнбергского процесса. Перед разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлён массовый вывоз ценностей храма. Подрыв Успенского собора был произведён в целях сокрытия следов его разграбления. В настоящее время туристов заверяют, что храм взорвали, проникшие в город советские партизаны.



В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина). Ближние и Дальние пещеры, на берегу Днепра, разделены между собой оврагом и хребтом горы. В Ближних почивают мощи 80 угодников, в Дальних — 45.



Софийский собор является главным памятником зодчества Киевской Руси.

Он был заложен в 1037 г. и строился опытными константинопольскими мастерами.

Архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви.



Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.



Собор сложен в византийской технике смешанной кладки из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), уложенных на розовом известково-цемяночном растворе. Фасады храма не штукатурились, кладка оставалась открытой. Для того, чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены зондажи – участки раскрытой древней кладки.



Позже древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму.



Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение.



Интерьер собора сохранил крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века, выполненных византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков.



Колокольня Софийского собора была построена в 1699—1706 гг. по заказу гетмана Ивана Мазепы и его сподвижника Варлаама .До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый в 1705, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».






Михайловский собор


Златоверхим Михайловский собор назвали потому, что в то время это была единственная церковь в Киеве с золоченым куполом.



Внутри Златоверхий Михайловский собор был отделан мрамором, мозаикой, здесь находились драгоценные иконы.



В 1103 году в Киев из Константинополя (Царьграда) были переданы мощи святой великомученицы Варвары, которые затем были переданы в Михайловский монастырь и стали его главной святыней.



Михайловский собор пострадал во время нашествия татаро-монгольских завоевателей в 1240 году, он был разграблен и частично разрушен ордами хана Батыя.



По мере того, как проходили столетия, территория Михайловского монастыря расширялась. Самые крупные изменения произошли на протяжении 17-18 веков. Большой вклад в развитие и улучшение Михайловского монастыря в Киеве в разное время внесли украинские гетманы.



Богдан Хмельницкий в 1718 году своими средствами обновил позолоту на центральном куполе храма, гетман Скоропадский обустроил новый иконостас, а Иван Мазепа пожертвовал монастырю паникадило и серебряный ларец для мощей святой Варвары.