суббота, 30 ноября 2013 г.

КАЗАКИ - МУСУЛЬМАНЕ


"... Мало кто знает, что у нас, на татарстанской земле, еще до революции были поселения, в которых проживали мусульманские казаки.


Село Большой Кульбаш в Зеленодольском районе - одно из них. А всего лишь в нескольких километрах от него, на территории соседнего Высокогорского района, и поныне существуют два села - Казаклар и Большой Битаман, названия которых говорят сами за себя. Еще до революции новобранцы, призывавшиеся в армию из этих сел, несли воинскую службу в сотнях мусульманских казаков.


Из воспоминаний уроженца села Большой Кульбаш Зеленодольского района пенсионера Вильгуса Закирова:


- Когда я еще совсем маленьким был, село наше делилось на две части. В каждой половине своя мечеть, свой мулла, только кладбище за селом общее. До революции одна половина жителей села платила оброк и несла другие повинности, другая же половина была обязана поставлять джигитов на военную службу, и ее жители освобождались от всех поборов. Кроме того, служивые имели большие привилегии: их пашни и сенокосы были в три раза больше, чем у обычных селян. Мой отец 1912 года рождения. Он рассказывал, что в те времена к двадцатилетию сына отец должен был вырастить коня-четырехлетку, на котором молодец, пройдя военную комиссию, отправлялся к месту службы. В течение шести месяцев молодых казаков обучали маршировке, обращению с холодным и огнестрельным оружием, после чего они возвращались по домам. Казаков на селе уважали. Знали: ссориться с ними опасно – у каждого в доме винтовка и шашка...


Откуда же у нас в Татарстане казаки?

760392_37728_kazaki




Братство вольных воинов


Казачество - удивительное по своей самобытности явление, возникшее на окраинных землях Российского государства. И хотя в сознании большинства оно связано с опорой самодержавия и защитой православия, по этническому составу казачество представляло многонациональную вольницу, впитавшую в себя самых отчаянных представителей народов, судьбы которых были связаны с Диким полем и Великой степью.


Предки жителей современных казачьих станиц – это не только славяне-бродники, бежавшие из Центральной Руси от княжеской власти. В формировании казачьего сословия приняли активное участие кочевые народы Причерноморья, Приазовских степей, половцы и печенеги, ногайцы и калмыки, а также народы Северного Кавказа. Далеко не случайно многие герои произведений Шолохова носят «национальные» фамилии – есаул Половцев, подъесаул Калмыков.


В казачьей лексике помимо чисто русских слов прочно прописались слова из других языков. Например, хорошо знакомое слово шашка станичники позаимствовали у тех же адыгов. Переводится оно как «длинный нож». Скорее всего, кавказские корни имеет и казачья папаха. Знаменитая плетка-нагайка - тюркского происхождения, как и многие другие предметы из казачьего обихода: шаровары, башлык, бурка. Не вызывает сомнений происхождение слов баз, курень, атаман. Да и само слово казак, по мнению ряда лингвистов, пришло из татарского. Так называли легковооруженных наездников в составе иррегулярных отрядов ханской конницы. После распада Золотой Орды они охотно шли служить к правителям средневековой Европы. Состояли они и на службе русского государя, где числились как «служилые татары».


На засечной линии


Если внимательно изучать карту современного Татарстана, на ней можно насчитать несколько населенных пунктов с названием Казаклар. Села и деревушки с таким именем есть в Арском, Высокогорском, Тюлячинском и Тукаевском районах. И хотя сегодняшний быт их жителей ничем не отличается от быта их соседей, многие старики помнят о мусульманских казаках прошлых веков.


- Жил у нас в Кульбаше старик Файзрахман абый, - продолжает Вильгус Гарифзянович, - его еще Ярославом величали: служил в Ярославле. Офицерский чин имел - есаул! Всегда ходил в рубахе навыпуск и в шароварах с лампасами...


Откуда же казаки у нас? Дело в том, что когда-то давно по территории современного Закамья проходила сторожевая линия. О ней и сегодня напоминают местами сохранившиеся остатки засек, земляных валов и прочих укреплений. Службу по охране линии несли казачьи сотни. Интересно, кстати, что штаб Оренбургского казачьего войска располагался не в Оренбурге, а в Казани.


Казаками в те годы становились не только рекруты, исповедовавшие православие, но и так называемые инородцы. И не только мусульмане. В казачьих сотнях служили также буддисты - буряты и калмыки. Уважение к обычаям соседних народов являлось важным условием выживания в напряженной обстановке приграничной полосы. При этом казаки-инородцы пользовались такими же правами, как и православные. Нередко они получали на службе офицерские чины. Например, дед белогвардейского генерала Лавра Корнилова по материнской линии происходил из сибирских татар-мусульман. Впрочем, чтобы получить офицерский чин, мусульманину не обязательно было менять веру своих отцов.


Ислам казаку не помеха


- Каждая казачья мусульманская сотня делилась на отделения - десятки, – продолжает Вилгус Гарифзянович. - При сотне состоял мулла, имевший офицерский чин. По сути он выполнял примерно те же обязанности, за которые отвечал в советской армии замполит. Как правило, эту должность выполняли ахуны – старшие священнослужители. У нас в Кульбаше тоже жил ахун – ему подчинялись десять мечетей в округе. Сам ахун был человеком зажиточным – выезд из десяти лошадей имел. Да и вообще село наше считалось богатым – три торговые лавки, четыре мельницы, маслобойка... Все казачьи дворы – базы в Кульбаше были крепкие, захудалых не было. И не только потому, что земельные наделы у казаков были большими. Работали от зари до зари, не ленились. Мой отец уже с четырнадцати лет в поле пахал. И пьянства почти не было – религия не позволяла. Каждую пятницу старики в мечети молиться собирались...


По описанию современников, казаки-мусульмане уже к XIX веку не отличались ни говором, ни внешним видом от казаков-славян. Разница была только в вероисповедании и связанными с религией пищевыми запретами. Да еще в цвете лампасов и околышей. В остальном же и сбитая набекрень фуражка, и пышный чуб с подкрученными усами, и бесшабашная лихость при джигитовке, и безумная храбрость в атаках на врага – все в полной мере было присуще и казакам-мусульманам.


Надо сказать, что казаки-мусульмане проявили себя не только во время гражданских смут, выступая под знаменами бунтарей – Разина и Пугачева. Велика роль казачества, в том числе и мусульманского, в разгроме французских войск в Отечественную войну 1812 года. Не случайно покоривший к началу XIX века почти всю Европу Наполеон Бонапарт утверждал, что казаки – самые лучшие легкие войска и будь они в его армии, он прошел бы с ними по всему миру.


Геройски дрались они и в годы русско-турецкой кампании, несмотря на то что воевать им приходилось против своих единоверцев. Этот факт учитывало и царское правительство, в связи с чем для казаков-мусульман, отличившихся в боях с турками, были учреждены специальные ордена и медали, на которых Георгиевский крест был заменен сначала на профиль главы царствующей династии, а затем на полумесяц.


Казачья доля


В годы Гражданской войны подавляющая часть казачества выступила против большевиков. У красных комиссаров сложился стойкий образ матерого врага - белоказака. Во второй половине двадцатых годов прошлого века даже упоминать о своей былой сословной принадлежности казакам стало опасно. У хуторян исчезли с плеч погоны, с шаровар – лампасы. Сотни казачьих семей были высланы в Сибирь. Оставшихся загнали в колхозы.


- У нас в Большом Кульбаше поначалу хотели создать два колхоза, – вспоминает Вильгус Закиров. – Однако власти усмотрели в этом попытку бывших мусульманских казаков сохранить сословную самобытность. Поэтому создали один колхоз - имени Молотова, куда вошли и казаки, и неказаки. Обобществленный скот согнали на колхозное подворье. Сюда же свезли и сельхозинвентарь: плуги, бороны, молотилки, лобогрейки – все, что составляло основу крепкого единоличного хозяйства...


Одновременно с этим власти начали наступление на религию. Мечети в Кульбаше закрыли, священнослужителей репрессировали. Последний имам-хатиб Шакир Валидов был арестован сотрудниками ОГПУ в мае 1932 года по стандартному для тех лет обвинению – «руководство контрреволюционной группировкой». Судебная «тройка» приговорила 65-летнего хатиба к пяти годам ссылки в Нарымском крае. Полностью отбыв ссылку, престарелый мулла вернулся в родное село, однако на свободе он пробыл лишь несколько месяцев и вновь был арестован и помещен в тюрьму в апреле тридцать восьмого. До суда Шакир Валидов не дожил - умер в тюремной больнице.


Отсутствие материальной заинтересованности, тощие трудодни, нищета – все это заставляло потомков казаков покидать село. Нехватка рабочих рук сказывалась все последующие годы. Окончательно добили хозяйство реформы девяностых. Сейчас в Большом Кульбаше проживает чуть более двухсот человек. Сегодня здесь мало кто может рассказать о своих лихих предках. Лишь старики помнят дедовские рассказы о шароварах с лампасами, горячих скакунах и лихих наездниках – мастерах джигитовки. И старые песни о нелегкой казачьей доле.


Появятся ли казачьи хутора в Татарстане


Впрочем, как знать, может, в скором времени кульбашинцы по примеру жителей станиц Кубани и Дона захотят возродить былую славу мусульманского казачества? Ведь казачий хутор – это не просто населенный пункт в сельской местности. Это общность людей, связанных между собой идеей самосознания. Раньше казачьи погоны были предметом гордости, олицетворением государевой власти, порядка и законности. В станицах и хуторах не было места воровству, пьянству, супружеской неверности. А если и случался такой грех, виновник всегда мог отведать казацкой нагайки.


В казачьем хуторе чувство сословной солидарности обязывало казаков стоять друг за друга не только на войне. Каждый из них был готов прийти на помощь соседу - подсобить на пашне и на сенокосе. Немаловажной частью воспитания был труд – двенадцатилетний казачок уже мог самостоятельно запрячь коня, вывести его в поле и пахать пашню. Так же, как и девочки-казачки, которые с малолетства были помощницами матерей по хозяйству: могли доить коров, печь хлеб, рукодельничать.


Возрождая традиции казачества, общество возрождает уклад жизни, основу которого составляют труд и здоровые человеческие отношения. В Татарстане еще в 1993 году силами энтузиастов был основан Казачий союз-землячество. Есть на территории Татарстана и казачьи подразделения, входящие в состав возрожденного Государственного реестрового Оренбургского войскового казачьего общества, а численность казаков в республике уже превышает три тысячи человек. Но почти все они русскоязычные. Пока. Но как знать, может, в скором времени зацветут казачьими лампасами майданы в Большом Кульбаше и других казачьих хуторах Татарстана. "

Автор статьи - Артем Субботкин




Tags: Интересное, Казань


Игры из детства. Тоже в такие играли?

Прямо ностальжи. Под катом эта картинка в большом размере и еще одна настольная игра из "Веселых картинок"

222

--------------------------------------




1. В полном размере (кликабельно):

22


2. А вот еще одна игра с тех времен (кликабельно)




Мой первый (и последний) экстремальный Новый год.

Это было давно.

В упоительно сладкий годочек междумужья.

Я была свободна от первого мужа и ещё не охомутана вторым, уже бестолково-опытна и совершенно счастлива.

Было мне 24, а моему своевременному златокудрому голубоглазому произведению соответственно 3 года.

Мама с папой за границей, у меня 3-комнатная свободная хата квартира , что, конечно, в советские времена сильно повысило мою сортность и выстроило на половике перед входной дверью изрядную очередь желающих всем этим овладеть.

С любовью, разумеется.


Я всегда самокритично говорю, что у невесты с хорошей квартирой автоматически вырастают стюардессовы ноги, ботичеллиево-венерины локоны, фигура сразу моделится на уровне минимум "Мисс Жмеринка", а краше её лицом только та, у которой квартира ещё лучше, а родители ещё благополучнее и дальше.


Ну вот и я познала свой звёздный час. Тем более, что и в натуральном виде, вне квартирного вопроса, совсем даже была ничего себе. Включая уже имеющиеся природные локоны. И наследственную фигуру.


Половик всегда был смят и загнан к чужой квартире, что сильно нервировало соседей, сбившихся со счёта в нехорошей бухгалтерии и помутившихся советским асексуальным разумом, во всём вычисляющим разврат. Смятый половик был главной уликой, и соседи надолго прилипли вспотевшими любами к вошедшим аккурат тогда в моду квартирным "глазкам".


Я, рОясь в свежих и не очень женихах, как в сорУ, кобенилась и распустила свою природную бусорь до невозможности.


Приближался Новый, 1980 год (спокойно, мОлодежь, столько живут!).

Кавалеры наперебой предлагали мне свои варианты дивной встречи Нового года. Помните, как в "Иронии судьбы...": "Сергей предлагает мне встречать Новый год в крутящемся ресторане! Андрей предлагает на Новый год в монастырь!"

Вот примерно так и было...


И я этакой Клеопатрой рекУ:

- Хочу, чтобы ко мне гости пришло много-много гостей, но все они были мне незнакомы!

И пусть каждый придёт со своим фирменным блюдом!


Пока рыщари хлопали забралами, один мой самый шустрый кавалер, уехавший потом в Америку, сделал шаг вперёд, гулко стукнул себя в ближневосточную грудь и сказал: "Я сделаю!"


И сделал. В процессе весёлого ожидания мы с ним, имевшим ТОГДА "Жигули" 6 модели (ВЕТЕРАНЫ ОЦЕНЯТ),колесили по метелистому городу и на одном перекрёстке обнаружили бесхозного пригрустнувшего настоящего Деда Мороза, которому сообщили пароль и явку и пригласили до кучи и полного антуража.


И вот 11 вечера. Я в дивном платье и радушной истерике встречаю СОВЕРШЕННО незнакомых людей, приходящих парами, кучками и по одному.

Это меня заводит страшно, и я награждаю моего чудотворца-ухажёра пламенными благодарными взорами, позволяющими ему уже прикинуть на глаз общий метраж квартиры и преимущество раздельности санузла в любовных отношениях.


"И всё заверте..."

Было очень весело и необычно.

Я насчитала 33 человека, из который знала только троих: "жениха" и подругу с мужем, малодушно приглашённую мной для моральной поддержки "на случай чего"... Откуда-то периодически выскакивали чьи-то воспитанные дети, но их я как-то не запомнила, потому что всех положили быстро спать в одну комнату.


Ровно под бой курантов раздался звонок в дверь - на пороге стоял тот самый грустный Дед Мороз, не забывший, однако, ни пароля, ни явки...


Мы веселились от души, читали стихи, танцевали и пели.

Потом пошли колядовать по соседям, которые радостно приняли участие в этом безобразии и накидали настоящему Деду Морозу с только что новообращённой Снегуркой в моей шубе целый мешок вкусностей.

Этот Новый год у соседей точно прошёл не зря!


В процессе ночи в дверь звонили, я открывала и молча впускала домой молчаливые незнакомые компании, поила их кофе...Они исчезали, появлялись другие...


Я получила не менее 5 предложений руки и сердца от совершенно незнакомых мужчин. Одно из которых было повторено наутро, что показательно и особо ценно.


Утром моя дочь, сделав ещё огромаднее и без того невозможно большие глаза, медленно обошла спящих на гарнитурном "аэродроме" чужих людей и провела инвентаризацию, заставив меня вспомнить, как кого зовут.

- Это дядя Гриша, детка, поперёк него дядя Саша, а наискосок - как раз Викентий и Юлиан...нет, их двое, просто ноги Викентия, а голова на них - Юлиана.


Я посмотрела на пол в квартире, ставший похожим на пол в сельском клубе после гуляния деревенской свадьбы: пятна холодца сцементировали килограммы конфетти и серпантина, несколько раздавленных куриных косточек стали арматурой, упрочившей всё, половиц не было видно...Палас, мешавший ногам в танцах, угрюмо горбатился кучей мартовского снега под ёлкой...

На кухне благородно мерцало равномерно разбитое дивное родительское розовое богемское стекло шампанниц...

В цветочных горшках выросли опята окурков...

На бархатном кресле лежал абсолютно целый и очень похожий на Ярмольника цыплёнок-табака, держа в лапке тоже целый кусок кремового торта...

Дед Мороз исчез незаметно, и никто так и не узнал, чьих он был кровей снегов...


Гости растворились. Я осталась в раздербаненной праздником квартире, точно зная, что легче съехать с неё, чем привести в божеский вид...

Но тут пришла мрачная невыспавшаяся подруга, загремела вёдрами, зашлёпала тряпками, заскребла какими-то скребками и - увы мне, белоручке - привела квартиру в идеальный вид, даже лучший, чем ДО праздника...


Но самый цимес случился чуть позже:

один гость позвонил по телефону и сказал, что перепутал шапку, надев чужую. ХУДШУЮ, чем была его.

И началось...

Позвонили почти все, и каждый говорил, что нечаянно поменял шапки и что ЕГО шапка была лучше, чем надетая.

В итоге получалось, что в результате обмена искомая первошапка должна была быть не менее, чем собольей, украшенной изумрудами и рубинами...


Потянулись гости за обменом...

Не глядя друг на друга, они менялись шапками, как члены какой-то тайной лиги...

Я молча ждала ПЕРВОШАПКУ, заинтригованная...


Каково же было моё изумление, когда в итоге всех обменов первому гостю остался изрядно потрёпанный заячий треух, годный только разве что для того, чтоб красноречиво бросить его оземь в запале спора, придавив валенком последнего аргумента...


А всё же было здОрово.

Хотя замуж за победителя я всё же не вышла, как ни за кого из запальчивых гостей тоже...

Но непередаваемые ощущения новизны, некоторой опасности и экстрима остались на всю жизнь.

Хотя повторить никогда не хотелось.



Онежская рапсодия. Скоро зима, лед и велосипед.

В качестве небольшого­ вступления­.

Остров Кижи расположе­н в Онежском озере в 66 км от Петрозавод­ска. Музей - заповедник­ Кижи- это один из крупнейших­ музеев крестьянск­ой культуры Русского Севера. Его основу составляет­ выдающийся­ памятник народного зодчества - Кижский архитектур­ный ансамбль, возведенны­й на острове в ХVIII - ХIХ веках. Преображен­ская церковь, построенна­я в 1714 году, главное сооружение­ Кижского погоста.


Можно сначала подумать, что тут особенного­, ну Кижи, доехали, посмотрели­? Но особенност­и есть!

Во-первых это зима, во-вторых - велосипед,­ в-третьих - лед.Онежского озера.






От рассвета до заката


Желающие поехать набрались необычно быстро и даже много для такого времени года - шестнадцат­ь человек, а также к нам присоедини­лись двое участников­ из Петрозавод­ска. Обсуждения­ поездки и маршрута протекали бурно, вариантов осмотров встречающи­хся достоприме­чательност­ей в виде церквей, маяков и т.п. было много, но все сошлись в том, что дорога и погода сами подскажут,­ что реально мы сможем увидеть.


Вечерний поезд, веселая загрузка такого большого количества­ велосипедо­в практическ­и в один вагон прошла быстро. Ночь промелькну­ла незаметно. И вот уже в 7 утра поезд прибыл в Петрозавод­ск, где нас уже встречали. Крутой спуск по главной улице, редкие прохожие с удивлением­ оглядывали­ нашу освещенную­ фонариками­ кавалькаду­ :)


На набережной­ полным ходом шла подготовка­ к зимнему фестивалю "Гиперборе­я 2012". Для этого праздника было выстроено немалое количество­ ледяных и снежных скульптур. При полном отсутствии­ зрителей в этот ранний час, мы успели хорошо все рассмотрет­ь.



Рисунки во льду



Примерно в 9 утра - выход на лед через яхт-клуб. Необычно.. Вокруг еще только только начинает светать. Луна, небо затянуло облаками и все сливается в единую мутную пелену.



Поверх курток большинств­а велосипеди­стов появляются­ висящие шильца - обязательн­ый атрибут выезжающих­ на лед. Это отдельно было оговорено для желавших поехать.


Спасате­льные шильца - аксессуар для ледовой покатушки,­ позволяющи­й их обладателю­ спастись после проламыван­ия под лед, а также быстро перемещать­ся по тонкому льду на животе.


Колонна вытянулась­ по озеру. Езда по снежно-ледовой дороге не сильно отличается­ от обычной грунтовой дороги, хотя внимания требует гораздо больше: то лед, то снежные переметы, то трещины..



Трещины нередки, но лед все-таки очень толстый.



Ветер почти в спину, поэтому катились довольно быстро. Иногда останавлив­ались, чтобы подождать всех участников­, чай попить и остыть немного.



Трафик очень оживленный­: снегоходы и шишкотрясы­ мелькали туда-сюда, заметая нас снежной пылью. Очень хорошее подспорье,­ когда лицо горит от тепла :)


Этот шишкотряс не выдержал нагрузки



Сегодняшня­я цель - добраться до турбазы "Сеновал" на Сенной губе, это почти 70 км.

Ближе к обеду сделали небольшой крючок по целине в сторону разрушенно­го Клименец­кого монастыря, чтобы перекусить­.



Монастырь - двухэтажно­е здание на мысу, продуваемо­е ветром. Мы набились на втором этаже, на горелках согрели чай с бутерброда­ми и вкусняшкам­и, а также снова заправили термосы.


Три человека решили совершить выезд в ур.Конда, посмотреть­ невиданную­ раньше церковь, а остальная группа выдвинулас­ь в основном направлени­и.



Вернуться снова на ледовую дорогу у нас не получилось­. Где-то она неразличим­о оставалась­ в стороне. Миновали о.Сосновец. Ведомые навигаторо­м, придержива­ясь направлени­я, крутили по занесенным­ снегам дорожкам, накатанным­ машинами и снегоходам­и рыбаков. Согревалис­ь очень быстро :)



Кстати, довольно быстро начинала чувствоват­ься более плотная колея под снегом. Забавно, но иногда приходилос­ь петлять по всей ширине полосы, чтобы нащупать более укатанный снег. По опыту стало понятно, что оказавшись­ на целине, проще ехать по нетронутом­у снегу, чем пытаться попасть в чей-то след :)



В начале седьмого мы оказались у Сенной губы, где нас встретил хозяин базы и объяснил как до нее добраться. База превзошла все наши ожидания, если честно. Два двухэтажны­х очень уютных и вместитель­ных домика приняли всех 18 человек. Даже баня оказалась затоплена.



Несколько человек еще успели сходить к разрушенно­й церквушк­е в Леликово, остальные отдыхали и отпивались­ чаем :)

Ближе к полуночи вернулась группа, осматривав­шая церковь Параскевы в ур.Конда. Как оказалось,­ коллективн­ый разум подсказал верное решение ехать на базу, так как ребята огребли по полной, проехав сначала по целине, потом ведя велосипеды­ по неудобьям,­ а потом и вовсе переползая­ без великов по торосам :)


Храм Параскевы



Экскурсия в Кижи завтра!


Кижи и Онежский треш


С утра быстрые сборы. Впереди радиалка на Кижи, и по возвращени­и нам только-только успеть попить чай, седлать­ся... в смысле, на велики и в обратную дорогу, вечером поезд!



Погода отличная, все вокруг залито солнечным светом. Дорога на Кижи - это почти 10 км по несильно укатанному­ зимнику.






Ехать жарко, так как приходится­ прикладыва­ть немало усилий. На 10 часов заказана экскурсия,­ и к этому времени мы только оказались на километров­ой финишной прямой до острова.




Экскурсово­д ждала нас. Одевшись потеплее, мы слушали, притопывая­ в холодных помещениях­; интересную­ лекцию о прошлом и настоящем уникальн­ого музейно-историческ­ого комплекса Кижи.



Нам открыли для осмотра 10-главую Церковь Покрова Богородицы­. Большая 22-главая Церковь Преображен­ия Господня находилась­ на реставраци­и и полюбовать­ся ей мы смогли только снаружи.


Купола.



Также побывали в доме зажиточног­о крестьянин­а.








Холод все-таки давал о себе знать, и к концу рассказа мы уже все подскакива­ли на месте в попытках согреться :)



Обратно до базы добрались быстро. Чай, нехитрые сборы, прощание с гостеприим­ным хозяином и в путь!


Теперь самое главное - выбраться на ледовую дорогу, но сегодня у нас есть основатель­ная трудность - сильнейший­ южный ветер! Часть дороги вдоль Б.Клименецко­го острова ехали еще более-менее нормально,­ хотя ветер заметал дорогу очень быстро.



А вот при выезде на открытое пространст­во мы ощутили всю мощь ветра со снегом в полной мере! Практическ­и по целине, ориентир - о.Сосновец. Группа растянулас­ь, так как силы и так не равны, а тут их уходило очень много. Наблюдать всю группу мешала снежная метель.



В результате­ под укрытие острова Сосновец доехала группа в 13 человек. Пять еще где-то боролись в метелью.



Созвонивши­сь с ними, узнали, что три человека решили подкинутьс­я на шишкотрясе­, поэтому договарива­ются с рыбаками, а двое продолжают­ движение своим ходом, у них есть навигатор,­ поэтому просят основную группу выезжать.


Выдвинулис­ь дальше и метров через 300 - ледовая дорога!



Сегодня она совсем другая! Бешеный ветер снял с нее почти весь снег, оставив только местами свежие наметы. Дует теперь строго слева: стоять с велосипедо­м представля­ет трудность,­ его просто сносит по льду, и удерживать­ непросто. Ехать тоже напряжно в начале, потому что любой поворот переднего колеса увеличивае­т вероятност­ь падения. А падений было много.


Небольшо­е видео (если откроется)­


Дорога очень необычна.. Ее наличие понимается­ только по отметинам,­ оставленны­м снегоходам­и, машинами и шишкотряса­ми.

Совершенно­ черная поверхност­ь, сильнейший­ ветер, несущий по льду полосами снег, и солнце!



Постепенно­ приноровил­ись к условиям и скорость увеличилас­ь. Группа растянулас­ь по дороге, все ехали в меру своих сил и возможност­ей.



Дорога и равномерно­е вкручивани­е вводили в своеобразн­ый транс... Неподвижно­е низкое солнце, ветер крепок и постоянен,­ летящий снег растворяет­ горизонт, покрышки шумят по льду, тепло... Впечатлени­я непередава­емые!



Иногда останавлив­ались, чтобы выпить чай из термосов и съесть вкусняшку,­ и снова летим по льду. Километров­ за 10 до берега, когда солнце уже скрылось, и мы включили фонарики, увидели сломавшуюс­я воздушную подушку. Двое спасателей­ вышли к нам навстречу,­ и от них мы с удивлением­ узнали, что они ехали спасать велосипеди­стов, т.е. кого-то из нашей группы.


Стало непонятно,­ кого же у нас нужно спасать?? Как потом выяснилось­, спасателей­ вызвали рыбаки у о.Сосновец, подумавшие­, что велосипеди­сты появились в этом месте только в результате­ бедствия )))

На берегу нас ждали патрульные­, которые переписали­ наши имена. В общем суета вышла знатная совершенно­ на пустом месте, из-за странной инициативы­ рыбаков. Зато получилась­ отличная проверка боеготовно­сти службы спасения, выявив недочеты в работе спасательн­ой техники. Хорошо, что на этот раз реально спасать никого не требовалос­ь.



Постепенно­ до берега докатились­ все участники и собрались на вокзале в ожидании поезда. До него еще 2 часа.

Очень душевно попрощалис­ь с двумя участникам­и из Петрозавод­ска, разобрали велики и загрузилис­ь в вагон... Наверно во сне многие крутили педали ))))...


Поездка получилась­ интересная­ и запоминающ­аяся. Такой лед, как нам сказали, встает примерно раз в семь лет, нам повезло!


Конечно, по-хорошему, на подобную поездку надо выделять три дня, чтобы оставался целый день на Кижи и другие интереснос­ти вокруг. Но даже так, в таком быстром формате мы еще долго будем вспоминать­ эту поездку. Главное рассчитать­ свои силы, так как погода, ветер и снег сделали очень разнообраз­ными эти 160 км зимней дороги.


18-19 февраля 2012 год.

Фотографии­ мои и Артема Орехова (самые красивые!!­)



Друзья, продолжается мой этап «Эстафеты помощи».

Спасибо Вам, кто уже помог Варе. Пока конечно денег мы собрали немного – 6 200 рублей из необходимых 120 тыс. рублей.

На мою просьбу откликнулись девять человек – благодарю вас, друзья.

Желающие помочь Варе переходите по ссылке. Там нажимаем Как помочь.


А пока поговорили по телефону с мамой Вари Назаровой – Екатериной. Она милая и спокойная молодая (ей 24 года) женщина. Не могу себе вообразить, что она испытала в тот момент, когда на 21 неделе врачи после УЗИ сообщили ей: «У девочки будет только одна ножка».



Катя рассказывает: «До этого на УЗИ никаких патологий врачи не видели. Но после такой новости разрыдалась. Думала, неужели придется прерывать беременность. Пришла домой, рассказала все мужу, свекрови. На семейном совете решили, что нужно сделать УЗИ в платной поликлинике, ведь там более современная медицинская техника. Меня, с одной стороны, успокоили – ножек у дочки две. Но с другой -- огорошили другой «новостью» -- у девочки двусторонняя косолапость. Ну, что за напасти! Сказать, что меня это расстроило – ничего не сказать. Хотя врачи в этой поликлинике мне сказали, что с этим дефектом можно справиться, дали адрес клиники.


Когда я рассказала о диагнозе домашним, свекровь призналась, что Максим (мой муж) родился косолапым. Но, даже он ничего об этом не знал. Первая мысль: «Предупреждать же надо». Но потом поговорила с врачами, выяснилось, что это не передается генетически.


В Пскове исправляют косолапость по-старинке: ножки гипсуют, потом оперируют, остаются шрамы. И далеко не всегда эффективное лечение. Есть метод Понсетти, который поможет Варе встать на ноги».



Друзья, нас тысячи, и мы сможем собрать нужную сумму.