среда, 24 июля 2013 г.

История одной контрабанды. В Польшу на закупы


Барни тихо


Мой друг решил в свой будущий дом купить морозильник. Будем с ним мясо покупать кабанами... :) Сначала честно поискал в Бресте, но, увы, достойных моделей у нас не оказалось. Под достойными он имел в виду высокий узкий морозильник, обязательно c Nofrost и с классом энергопотребления ну хотя бы А. А единственная "подходящая" модель Indesit имел класс энергопотребления D. А это уже двукратный перерасход электроэнергии, который окупается уже сейчас за 10 лет, а с дальнейшим ростом тарифов на электроэнергию и введением лимитов на "дешевую" электроэнергию срок окупаемости более дорогого А+ морозильника, даже с учетом всех обязательных платежей на границе, стремится к 3 годам. В Минске покупать - та же транспортировка плюс более высокая цена, чем купить в Польше и оплатить все таможенные сборы.

Вчера холодильник прибыл в польский магазин, и он решил двинуть за ним, а по случаю открытого билета (для поездки в Польшу необходимо купить страховку типа нашей ОСАГО, которая стоит 40$ на 15 дней и ее, де-факто, хватает всего на две поездки, учитывая определенные нюансы пересечения границы) я решил сесть ему на хвост, так как жена настрочила список всего чего ей необходимо по дому, для детей, да и вообще только на продуктах питания можно "отбить билет". Да и у меня было несколько срочных пожеланий по мелочевке необходимой для моей стройки и отсутствие желания переплачивать за нее на местном стройрынке.


Выехали по экстремальному. То есть, в пол восьмого утра а не затемно, практически выспавшись. Это при том, что раньше я, бывало, выезжал в 5 утра и стоял на границе около 4 часов, а после пяти-шести шансы простоять значительно дольше, как правило, увеличивались в какой-нибудь прогрессии. Подъехали к погранцам, которые выдают талон (в котором потом будут ставить штампики прохождения белорусской границы). В "колейке" перед нами 4 машины. Въезжаем сразу. Внутри все забито машинами, практически все на зеленый канал. На глаз оцениваю очередь на 4 часа. Случайно, у нас оказывается ноутбук, который мы решаем задекларировать, и смело едем на красный канал. В результате, благополучно обгоняем половину автомобилей, скопившихся на зеленом.


У поляков нас ждал приятный сюрприз. Нас быстро перенаправили в только что открывшийся свободный зеленый канал, который они обычно используют для пропуска своих же поляков. Это значило, что мы сможем пройти границу со скоростью скорого поезда Брест-Барановичи. И быстро обслуживший нас улыбающийся польский пограничник укрепил наше предвосхищение. Польский таможенник тоже не был угрюмым. Сделав стандартный опрос, узнав сколько мы везем топлива (нововведение, смысл которого мне до сих пор не понятен) и пачек сигарет (не более 2х на одного человека) он улыбнулся и направил нас на... спецосмотр.


демотиватор


Что такое спецосмотр? Это когда ваш автомобиль будут рассматривать на яме, проверять всякими пищащими приборами, простукивать все что можно и не можно, а могут даже и вскрыть обшивку автомобиля. Все это - борьба с контрабандистами, перевозящими сигареты из Беларуси в Польшу. Самые отчаянные могут перевозить по 20-30 и более блоков сигарет. Самые-самые отчаянные могут перевозить под 100 блоков и более в специально созданных тайниках. Обычно это отслужившие свое старенькие бусы. В случае чего, можно за пару поездок отбить стоимость старенького буса. В последнее время это стало проблематично, так как с белорусской стороны за это полагается конфискация автомобиля, а с польской стороны – сильно возросшие штрафы и занесение в секретный список, которые никак не оправдывают риск. Поэтому белорусские контрабандисты сейчас осторожничают как никогда, перевозя символическое количество в 2-10 блоков за поездку, а многие и вовсе свернули деятельность. Сколько перевозят польские контрабандисты - только одному польскому богу известно... Вообще, белорусские сигареты говно. Я в сотртах говна не разбираюсь, но говорю, что слышал. Однако, учитывая более чем двукратную разницу в стоимости у нас и в Евросоюзе я могу понять смысл всех этих телодвижений.


Осуждаю ли я контрабандистов? Нет. Ни одна из экономик не может пропустить стадию капитализма первоначального накопления капитала. А коммунистическое вклинивание в естественный процесс развития капитализма отбросило нас назад. Люди крутятся, так как не у всех есть возможность и знания открыть собственный бизнес, а работать за 200-300$ на заводе это прежде всего предательство своей семьи. А семья это самое главное. Не всем же повезло выучиться на программиста или занять какое-нибудь тепленькое местечко по знакомству. Этическая сторона вопроса? Не платят налогов? Поверьте, средний контрабандист сигарет и автомобильного топлива платит налогов в бюджет Беларуси и приносит пользы гораздо больше, чем средний алкоголик работник завода или фабрики (не считая парочки белорусских гигантов). Ведь белорусские акцизы и многочисленные налоги, включенные в стоимость белорусских сигарет и топлива (а это львиная стоимость этих товаров), в конечном счете, оплачивает польский потребитель. Это еще не учитывая положительное влияние этого теневого сектора на хронически отрицательное сальдо международных платежей белорусской экономики и положительное влияние на благосостояние приграничных районов, безработицу (прямое и косвенное влияние) и криминогенную обстановку в западных приграничных районах Беларуси. В общем, учитывая отсутствие полезных ископаемых в существенных количествах на территории Беларуси, белорусы вынуждены крутиться. Предприимчивые белорусы не спиваются, не переезжают на ПМЖ в другие страны, а крутятся. И я этому рад. Пусть из-за этого приходится стоять в очередях на границе чуть больше, чем можно было бы.


И вот мы едем на спецосмотр. Паспорта наши у таможенников, и пока не будет пройден скрупулезный анализ нашего транспортного средства, обратно мы их не получим. Нужно ли говорить, что мы едем, весело улыбаясь, так как ни сигарет, ни спирта, ни даже специально увеличенного топливного бака у нас нет. По аналогии с белорусским фильтром (операция по задержанию всего потока автомобилей на предмет алкогольного опьянения водителей, когда откупиться не удастся никому) всю нашу очередь из машин эдак десяти отправляют на спецосмотр следом за нами. В такую заварушку мы попали впервые.


Подождав очереди для заезда в бокс минут двадцать, мы, наконец-то, внутри. Все сумки и вещи достаем и кладем на специальный стеллаж. Три умудренных опытом обыска польских таможенника начинают светить фонариком во все отверстия и дыры нашего автомобиля, простукивать все полости, которые потенциально могут использоваться как тайники. Для поиска контрабанды автомобиль, включая шины, сканируют каким-то приборчиком. Весь осмотр занял минут 20. И я чуть не попал в тюрьму за попытку сфотографировать на мобильный телефон этого действия. Радостно возбудившийся польский таможенник яростно начал объяснять, как я глупо поступил и проследил, чтобы я удалил все фотографии. Ну и право же... Не на что там смотреть. Завезите свой автомобиль на осмотр подвески и кузова на ближайшее СТО, переоденьте автослесарей в спец.форму, выдайте им палки-пищалки, фонарики, заставьте их говорить по-польски и картина будет практически один в один :)


Получив паспорта обратно, мы выезжаем с территории КПП и направляемся в Тересполь. Весь процесс, включая спецосмотр, занял у нас фантастические два часа за копейками.

(c) http://juicy-fruit.livejournal.com/


Продолжение следует...


Другие материалы по теме

В Польшу на шопинг. Мини-отчет