Часть I – танки и САУ Часть II – буксируемая артиллерия, мини-субмарины, автомобили Часть III – авиация Часть IV – Первая мировая война Часть V – Вторая мировая война на Западе Часть VI – Вторая мировая война в Азии и на Тихом океане Часть VII – Холодная война Часть VIII – послевоенные конфликты 21 Вопреки занимающей большую часть кадра немецкой противотанковой САУ Jagdpanther Sd.Kfz. 173, во второй части альбома, посвященного лондонскому военному музею, речь пойдет главным образом об артиллерии и всех тех экспонатах главного выставочного зала, которые нельзя отнести ни к авиации (на долю которой я оставил третью часть), ни к бронетехнике, о которой рассказал ранее.
22 Британское 13-фунтовое 76,2-мм скорострельное полевое орудие Mark I интересно уже само по себе, как вполне типичный образчик мобильной артиллерии начального периода Первой мировой войны. Однако куда любопытнее судьба непосредственно этого экземпляра. Он состоял на вооружении батареи L Королевской конной артиллерии, которая 1 сентября 1914 года была атакована превосходящими силами немецкой 4-й кавалерийской дивизии близ Нери, к югу от Компьенского леса. Командир британской конной батареи был контужен разрывом гранаты, и командование взял на себя капитан Эдвард Бредбери (Edward Bradbury), развернувший три из шести 13-фунтовок своей батареи против двенадцати немецких орудий, ведших огонь с господствующей высоты на расстоянии каких-то 500 ярдов. Два британских орудия были почти сразу же уничтожены, но третье оказалось будто заговоренным. Огонь из него вели сам Бредбери и раненный сержант Дэвид Нельсон (David Nelson). Чуть позже к ним присоединился также раненный старший сержант Джордж Доррелл (George Dorrell). Капитан Бредбери погиб при подноске снарядов от уничтоженных орудий, но оба сержанта продолжали вести огонь, пока у них оставались боеприпасы. Подошедшие британские подкрепления заставили немцев отступить, при этом большая часть участвовавших в сражении германских пушек была брошена на поле боя – они были поражены огнем единственной 13-фунтовки. Всего же батарея L потеряла пять офицеров и 42 нижних чина.
23 Еще одно орудие Первой мировой, правда, другого класса. Гаубицы, подобные этой тяжелой осадной 9,2-дюймовой (234-мм) Mark I, стали своего рода детьми сложившегося на полях Великой войны позиционного тупика. Впрочем, производство орудия началась еще перед началом войны – оно было принято на вооружение в июле 1914 года. На европейские поля сражений гаубица поступила четырьмя месяцами спустя.
24 Выставленный в музее экземпляр, почему-то называемый «Мать», относится к первому выпуску. Он начал свою военную карьеру в октябре 1914-го. До июля следующего года гаубица служила в 8-й и 10-й осадных батареях Королевской крепостной артиллерии. Затем орудие вернулось на родной остров, возможно, для ремонта. В январе 1918-го гаубица вновь оказалась во Франции и исправно засыпала снарядами немецкие позиции до самого конца войны.
25 История этой 5,5-дюймовой (140-мм) морской пушки ничуть не менее драматична, чем у показанного выше полевого орудия. Установлено оно было на баке легкого британского крейсера «Честер» (HMS Chester), угодившего в самое пекло Ютландской битвы 31 мая 1916 года. В результате многочисленных попаданий немецких снарядов крейсер получил тяжелые повреждения. Одним из снарядов весь расчет установленного в музее орудия был или убит, или тяжело ранен. Несмотря на осколок в груди, матрос первого класса Джон Корнвелл (John Cornwell) оставался у орудия до тех пор, пока крейсер не был выведен из битвы; только потом он обратился за медицинской помощью. Врачи помочь не смогли, и два дня спустя Джон скончался от полученных ранений. Вскоре его посмертно наградили крестом Виктории.
26 Джон Корнвелл является одним из самых молодых (вторым по юности лет) кавалеров высшей военной награды Великобритании – ему было всего 16 лет. Пост матроса был с левой стороны пушки – во время боя он передавал команды офицера управления огнем с мостика своему командиру орудия, а также регулировал оптику прицела.
27 Тоже морское орудие, только воевавшее уже на другой стороне – немецкая 105-мм пушка, стоявшая на вооружении подводных лодок. Основной задачей субмарин немцы считали нарушение судоходства с целью задушить экономику Великобритании, а не борьбу с военными кораблями противника. Топить невооруженные транспорты подводным лодкам было куда дешевле артиллерийским огнем в надводном положении, приберегая немногочисленные дорогие торпеды для более опасных боевых кораблей. Поэтому немцы первыми стали устанавливать на палубах своих подводных лодок достаточно мощные артиллерийские орудия, представляющие собою переделки хорошо себя зарекомендовавших морских пушек. Калибр их колебался от 51 до 150 мм. Этим 105-мм орудием вооружались субмарины класса водоизмещением от 560 до 900 тонн. Подлодки показали себя грозным противником беззащитных транспортов, но против охраняемых конвоев, а именно к такой тактике Союзники прибегли с 1917 года, оказались бессильны.
28 Германская якорная контактная мина тех же лет. Принцип ее действия предельно прост – трос, ведущий от закрепленного на дне якоря к мине, устанавливался такой длины, чтобы корпус был скрыт под поверхностью воды, но на глубинах, меньше осадки кораблей противника. При ударе корпуса судна о мину, внутри разбивалась стеклянная колба с электролитом, вызывавшем срабатывание электрического взрывателя.
29 Одно из самых массовых британских орудий Второй мировой войны и первого послевоенного десятилетия – скорострельная 25-фунтовая пушка-гаубица QF 25-pdr Mark II. Эта 87,6-мм пушка сочетала в себе высокую маневренность, удобство в обслуживании, надежность и достаточно мощный снаряд (особенно осколочно-фугасный), что позволяло ей вполне успешно справляться с ролями, которую в других армиях в то время уже возлагали на 105-мм калибр. 25-фунтовку также использовали для вооружения САУ, но основную карьеру она сделала в пехоте – каждой британской пехотной дивизии по штату полагалось 72 таких орудия.
30 Еще одно популярное британское орудие – 5,5 дюймовая (140-мм) пушка Mark III. Заказ на эту систему был размещен еще в 1930-х годах, но из-за затянувшегося исправления допущенных технических просчетов на вооружение она поступила только в мае 1942 года. Зато как поступила! После кампании в Западной пустыне без нее не обходился ни один ТВД Второй мировой войны, где только применялись британские войска. Было скрупулезно подсчитано, что менее чем за год – от высадки Союзников в Нормандии и до капитуляции Германии – стволы британских 5,5-дюймовок одной только 21-й армейской группы в Западной Европе покинуло 2 610 747 снарядов.
31 Один из самых необычных экспонатов большого холла музея – немецкая одноместная субмарина «Бибер» (то есть «бобр» – Biber). Эти лихорадочно разработанные в феврале–марте 1944 года миниатюрные подлодки стали наглядным проявлением страха, испытываемого руководством Третьего Рейха перед неизбежным вторжением Союзников в Северной Франции. Предполагалось, что эти небольшие скорлупки длиной менее девяти метров, пользуясь своей малозаметностью, смогут преодолевать противолодочную оборону и атаковать коммуникации снабжения высадившейся армии. На перископной глубине 32-сильный бензиновый двигатель сообщал «Биберу» скорость до 6,5 узлов, в подводном положении 13-сильный электрический мотор мог разгонять лодку до 5,3 узлов. Вооружение субмарины состояло из двух 533-мм торпед, крепящихся по оба борта.
32 Боевое крещение «Биберов» состоялось в ночь с 29 на 30 августа в устье Сены, но успеха не имело. Вообще все три с лишним сотни произведенных «бобров» за всю свою боевую карьеру смогли утопить лишь один транспорт. В борьбе с собой эти подлодки оказались куда более эффективны – так, 27 декабря 1944 года в порту Роттердама сдетонировавшая торпеда одного из «Биберов» разом утопила и своего носителя, и десяток его однополчан. Даже из бесплодных походов обычно возвращалась лишь малая часть лодок, причем Союзники тут обычно были не при чем.
33 Зато итальянская человеко-торпеда, несмотря на свое название, оказалась куда более удачной. Впрочем, и разрабатывали ее тщательно, еще в 1930-х, опираясь на в отдельных областях передовой опыт итальянской школы кораблестроения. Конструированием карликовых подводных аппаратов итальянцы увлекались еще в Первую мировую войну и даже успели успешно их применить против Австро-Венгрии.
34 Несмотря на ряд провалов (особенно SLC не везло в Гибралтаре, хотя рядом находилась используемая в качестве исключительно удобной базы Испания), эти человеко-торпеды доставили британцам массу хлопот. Более того, в декабре 1941 года в результате атак «поросят» были серьезно повреждены британские линкоры «Куин Элизабет» и «Вэлиант», что обеспечило итальянскому флоту явное преимущество в Средиземном море, чем, правда, нерешительное командование итальянских ВМС воспользоваться ни в коей мере не смогло.
35 Автобусы, подобные этому яркому LGOC тип «Б», сыграли немаловажную роль в истории Первой мировой войны. Особенно важный вклад был сделан ими в отражении последнего отчаянного немецкого наступления на Западном фронте в 1918 году. В марте–апреле LGOC B-type срочно перебрасывали резервы Антанты, закрывая бреши в линии фронта.
36 Выставленный в музее автобус B43 имеет имя собственное – Оле Билл (Ole Bill). Так его назвали в часть рисованного персонажа, в картинках художника-карикатуриста Брюса Брейнсфазера (Bruce Bransfather) символизировавшего характер флегматичного, но стойкого английского солдата – этакого папашу-томми с неизменной трубкой и моржовыми усами.
37 Если в мирное время LGOC тип «Б» были рассчитаны на перевозку 34 пассажиров, то солдат с полной амуницией они вмещали заметно меньше – всего 22 пехотинцев. И, конечно, на военной службе автобусы вовсе не щеголяли традиционным красным цветом, сменив его на хаки; окна при этом наглухо зашивались досками по всей длине бортов.
38 Поскольку об авиации речь пойдет, как я и обещал, позже, здесь предлагаю обратить внимание на экспонат слева – на пикап «Шевроле», который использовало британское спецподразделение LRDG – Long Range Desert Group. То была сформированная в 1940 году в Северной Африке часть, совмещавшая функции разведки и глубоких рейдов в тыл противника. Комплектовали ее исключительно добровольцами, причем численность LRDG никогда не превышала 350 человек. Сам Роммель утверждал, будто эти бойцы причиняли его африканскому корпусу больше проблем, чем любое другое соразмерное британское воинское формирование.
39 Немалая экзотика – немецкий мачтовый перископ Первой мировой войны. Использовался он для наблюдения за противником с закрытых позиций, например через холмы или лесные массивы. Впервые подобные устройства применялись еще в Крымскую войну. С появлением авиации нужда в мачтовых перископах практически исчезла, но в во время Первой мировой их все-таки производили, хоть и в небольших количествах. Например, этот экземпляр был выпущен в 1917 году и провоевал в немецкой армии до ее капитуляции. Устройство весом почти в 1300 килограммов позволяло взглянуть на мир с высоты от 9 до 24 метров. Величина эта регулировалась путем выдвижения или втягивания восьми телескопических секций при помощи специального ворота. Развертывание на позиции предполагало устойчивое закрепление верхней части перископа при помощи трех натяжных тросов.
40 Это устройство также использовалось немцами для наблюдения с высоты – 54-килограммовая наблюдательная гондола бомбардировочного дирижабля LZ90. Она спускалась на длинном тросе с цепеллина, который скрытно шел выше облаков. Наблюдатель передавал сообщения на борт при помощи телефона.
41 Вообще же боевая карьера LZ90 оказалась довольно короткой, хоть и не особенно драматической. Свой первый полет этот дирижабль совершил в первый день 1916 года и успел принять участие в шести рейдах до того, как его, когда экипаж был на земле, шквальным ветром сорвало с привязи в ноябре 1916 года и унесло в Северное море.
42 Судя по всему, британская модификация самой знаменитой автоматической зенитной пушки Второй мировой войны и предвоенного периода – шведской «Бофорс» (Bofors) L60. Уникальность ее заключается в том, что серийно производимая в 1932 года, L60 используется до сих пор (стоит в американских самолетах Lockheed AC-130). Тут надо учесть, что «Бофорс» выпускалась в различных вариантах: сухопутном, корабельном и авиационном. Эта 40-мм автоматическая пушка со скорострельностью 120 выстрелов в минуту могла создать на ближней дистанции весьма эффективный огневой щит.
43 Еще одна автоматическая зенитная пушка, на этот раз куда более современная. «Рейнметалл» (Reinmetall) Rh202 Mark 20 до сих пор стоит на вооружении стран НАТО, в частности Германии и Норвегии. Ее отличает высокая огневая мобильность – 20-мм спаренная пушка весит 2100 кг, угол горизонтального наведения составляет 100 градусов, причем гидравлический привод обеспечивает скорость поворота в 55 градусов в секунду. Прицел компьютеризирован, что в частности позволяет автоматически отличать цели по критерию «свой–чужой» и блокирует ведение огня по дружественным объектам. Вместе с тем отсутствие сложной электроники управления огнем делает пушку весьма устойчивой к средствам радиоэлектронной борьбы.
44 6,4-метровая ракета класса земля–воздух «Тандерберд 2» (Thunderbird II). Это модернизация более ранней зенитной ракеты Thunderbird, поступившей на вооружение британских частей ПВО в 1960 году. «Двойка» встала на боевое дежурство пять годами позднее. От прародительницы ракету отличала более совершенная система наведения и возможность атаки целей на малых высотах. Практический потолок «Тандерберд 2» составляет 12,2 км. В 1970-х эти ракеты перестали отвечать требованиям времени и были списаны.
45 Антенна немецкого радара «Вюрцбург» (Wurzburg), известного также как «Малый Вюрцбург». Надо сказать, что в области разработки радаров немецкие и британские ученые с середины 1930-х шли буквально ноздря в ноздрю, причем немцы были свято уверены в своем лидерстве. Тем сильнее оказался их шок в 1940 году, когда они поняли, что успешную борьбу с их бомбардировочными соединениями британцы ведут при помощи развитой и технически вполне совершенной сети РЛС.
46 Разумеется, я показал в своем альбоме не все экспонаты, так или иначе относящиеся к артиллерии или специальным видам вооружения, но задача эта слишком обширна для обычного блогера-фотолюбителя, учитывая, что экспозиции музея пополняются еще с времен Первой мировой войны. Но все же надеюсь, я смог дать определенное представление об экспонатах большого холла, тем более, что в таком виде зал никто больше не увидит – сейчас он закрыт на реконструкцию и откроется только в июле, причем в значительно измененном образе.
Ну а у меня на очереди авиация вкупе с крылатыми и баллистическими ракетами. |