понедельник, 18 марта 2013 г.

Где начали строить Транссиб. Екатеринбург vs Челябинск

В прошлом году зачитался историей России конца 19 века и Великим сибирским путём (Транссибом) в частности, в том числе набрёл на статьи про этот Путь в Википедии. Сильно удивился, когда обнаружилось, что в подавляющем числе статей указывалось, что строили Транссиб через... Екатеринбург! Ещё ладно, когда ошибочно пишут, что строили от Челябинска, но чтобы вообще через Екатеринбург...

Не специалист в истории, но даже я помню, что строительство велось сразу с двух сторон. Официально помпезно начали во Владивостоке, а в целом дорога со стороны Москвы шла от Уфы через Златоуст, Миасс и Челябинск. Однако так и не понял вот какой момент, была ли чёткая дата начала строительства от Южного Урала, или всё просто плавно перетекло от, вначале, дороги Уфа-Златоуст (для оружейного и металлургического заводов), потом Златоуст-Миасс (для зерна и прочих товаров) и понесло дальше под брендом "Транссибирская железная дорога".

В Миассе, конечно, есть несколько памятных знаков о начале строительства, но мало ли... Вне Миасса гарантированно пока знаю только в Кургане знак



Да в Интернетах пишут про участок Миасс-Челябинск


В итоге, всё-таки по крайней мере исторические факты добавил и поправил в статьях: текстовку, карты и некоторые фотографии. Правки процедуру одобрения благополучно прошли зимой (ещё бы, постарался максимально всё обосновать из открытых источников), и, например, сейчас на большинстве языков красуется такая отредактированная карта:



Кстати, оказывается Транссиб очень хорошо известен всему миру, статьи про него на десятках языках и зачастую не просто пару абзацев, а полноценные статьи с историей, фотографиями и картами.


Правда вообще, Транссиб формально сейчас начинается в Москве и заканчивается во Владивостоке (до 1917 путь был ещё больше, от тогдашней столицы - Санкт-Петербурга). Плюс, насколько правильно понимаю, официально основной путь Транссиба стал проходить через Екатеринбург. НоА вот исторический маршрут изменить никак невозможно.