среда, 13 марта 2013 г.

Герои эпохи: кого и почему мы возносим на пьедестал


Сегодняшнее продолжение обещанного рассказа о виртуозе-ударнике Ришаде Шафи невольно охватит сразу несколько аспектов разных направлений искусства — живопись, дизайн, светомузыку, и даже успеем немного поговорить о футболе и скандальных британских музыкантов. И пусть это вам не покажется неожиданным. Все это будет органично связано с нашим рассказом об этом уникальном человеке и о той славе, что он заслужил. Но сначала — немного о магии чисел…



Магия чисел





Согласно нумерологии есть такие магические числа, которые в жизни творческих личностей играют судьбоносную, роковую роль, которые как бы отмеривают лимит отпущенных всякому творцу земных лет. Вот они, эти числа — 27, 37, 42, 56, 66… Расхожий ряд имён в качестве примера: Лермонтов (27), Моцарт, Пушкин, Маяковский, Ван-Гог, Мендельсон, Бизе (37), Высоцкий, Дассен, Гоголь (42) и так далее. А если, казалось бы, не «укладывается» личность в эти «традиционные» рамки, то ищут нумерологи (и находят!) необходимые объяснения в судьбе человека с «исключениями». Шуман в возрасте 42 лет пытался покончить жизнь самоубийством — бросился в реку Рейн — но был спасён. А Глинка прожил 54 года, однако в 37 лет, согласно его биографам, бросил писать музыку.





Скульптурная группа "Писатели и художники" на памятнике "1000-летие России" в Великом Новгороде



А вот ещё необъяснимый наукой пример, связанный с магией дат. Скрябин жил в арендованной квартире и ежегодно продлевал аренду в канун Рождества — сразу на год. Но однажды (в канун 1915 года) он заключил договор лишь до мая. На недоумённый вопрос хозяина он ответил, что «так поступить советует ему некий голос свыше». И в самом деле, до мая он не дожил — буквально три или четыре дня.












Слева: кабинет в последней квартире Скрябина.

Справа: силуэтный снимок Скрябина (последние годы жизни).




К чему всё это сказано? А вот к чему: Ришад Шафи достиг одного из самых последних отведенных нумерологами жизненных рубежей — 56. И все эти годы, без исключения, были годы его чрезвычайно активной творческой жизни. Трудно сосчитать количество всех его поездок по нашей стране и за рубеж. Вот одна из его самых плодотворных поездок — в Китай. В 1994 году он долго гастролировал по этой экзотической стране, а когда вернулся из длительного турне, воплотил свои впечатления в собственное сочинение — мюзикл-сказку "Волшебный халат".

Костюм для человека-оркестра





Халат для восточного человека сродни фетишу. Это как шинель для чиновника из гоголевского Петербурга. Вокруг восточного халата, этого атрибута фольклора, соткано немало восточных сказок и преданий. Поэтому не удивителен предмет обращения музыканта с восточной фамилией. Отметим другое. Сыграв в этом музыкальном спектакле главную роль, он выступил ещё и как, сейчас принято говорить, успешным менеджером. Им были приглашены самые известные артисты эстрады — Роза Рымбаева, Валентина Легкоступова, Мурат Насыров, Андрей Мисин, группы "А-студио", Оскар Акаев, джаз-рока группа "Бумеранг". Сам он сыграл в этом музыкальном спектакле главную роль и ещё представил свой новый костюм, своё изобретение, которое так и называется — «Волшебный халат».












Слева: кадр из мюзикла "Волшебный халат".

Справа: датчики "Волшебного халата" на Ришаде Шафи.




Это — костюм, буквально напичканный электронными датчиками. На музыканте, по сути, «беспроводная система с возможностью переключения звуковых регистров», так что на сцене артист, благодаря своему электронному костюму, может производить практически любые звуки — от звуков животных до классических и современных музыкальных инструментов. В общем — не халат, а полноценная ударно-звуковая установка. Впервые этот «Волшебный халат» был на публике «опробован» в одноимённом представлении в новогодние дни 1996 года, а в 2001 году Ришад Шафи уже был занесён с этим своим изобретением в книгу рекордов Гинесса.

Сотвори мир




Его вклад в мировую культуру поистине интернациональный. В Индии он записал диск в дуэте с таким известным мастером игры на барабанах, как Кешаб Канти Чоудхури. На этом диске Ришад первым соединил две музыкальные культуры, две древние традиции — индийскую и азиатско-кавказскую. Добавим, что Ришад имеет звание Почётного гражданина города Хо Ши Мин и медаль республики Мозамбик, и значит, согласно статусу этих наград, мог бы выбрать себе место жительства потеплее — поближе к экватору. Но ему нравилась Москва, и в 1996 году он переезжает именно сюда на постоянное жительство.

Ришад Шафи неоднократно выступал у себя на родине организатором международных мероприятий. Участвовали в его шоу такие известные личности, как этномузыколог и одновременно признанный в мире российский исполнитель на чепмен стике — Борис Базуров, а также Лауреат антологии мирового джаза, лучший клавишник России 1995-2007 годов Вячеслав Горский.


Есть у Ришада альбом, который называется "Сотворение мира". Это международный проект, в котором он постарался представить через музыку историю развития мира. Участниками проекта стали исполнители на древних народных инструментах из разных стран, а также вокалисты, владеющие древними техниками пения. Сам он «аккомпанировал» всем им на барабанах. Всего участвовало свыше 30 музыкантов из двух десятков стран — от Испании до Вьетнама. Туркмению представляли бывшие участники ансамбля "Гунеш».












Слева: обложка проекта "Сотворение мира".

Справа: концерт в поддержку проекта "Сотвеорение мира" на Международном фестивале.




Постоянное стремление Ришада Шафи к совершенству технологии игры на ударных привело к разработке им поистине сенсационных открытий. О его «Волшебном халате» мы уже поведали. А ещё им была изобретена, а, по сути, была представлена музыкальному миру «трёхколотушечная» барабанная педаль, которую он по сказочному колориту наименовал остроумно — «Змей Горыныч». Педали для барабана под себя делали и делают многие музыканты, но конструкция Ришада признана именно изобретением. Ещё им были разработаны уникальные барабанные палочки.


Принадлежит музыканту и самая большая в мире ударная установка. Ришад Шафи сконструировал гигантскую, не имеющую в то время в мировой практике аналогов, музыкальную ударную установку, которая теперь хранится в фондах Государственного Музея Музыкальной культуры им. М.И.Глинки. В музейную коллекцию Ришада Шафи были переданы абсолютно все разработанные им конструкции барабанных установок, авторские перкуссионные инструменты и аксессуары, сценические костюмы и другие изобретения и ноу-хау, которые использовал Ришад Шафи в своём уникальном творчестве.



О лазерных перчатках — разговор особый. На словах трудно передать, какое великолепие предстает перед зрителями, когда лазерный луч повторяет стремительные движения его рук. Это, конечно, надо видеть. Возможно, у кого-то возникает вопрос, зачем все эти лазерные изобретения, к чему они и почему и зачем некоторые музыканты ищут себя в каком-то, на первый взгляд, прикладном к музыке направлении, и вообще — к чему это новаторство? На это ответим, пожалуй, так. А что есть рок как уже не новаторство в принципе? Что есть рок как не синтез музыки со словом, жестом и новыми чувствами, которыми музыкант стремится выразить себя. Не случайно бурный расцвет рока был в нашей стране в 90-ые, а потом — как бы затишье в нулевые годы и снова всплеск рока уже в наши дни, пусть и на другом уровне. Так говорят авторитетные музыкальные аналитики. А лазерные перчатки Шафи — это, пожалуй, и есть элемент экспериментального искусства, основанного, как он говорил, на «эстетическом эффекте восприятия звука и света».


Это надо видеть!




Попытки синтез света и звука мир уже знает. Давно были отмечены попытки художников, писателей, музыкантов найти более тесное взаимодействие цвета и звука. Подобные идеи — связать цвет и звук — разрабатывал немецкий композитор Вагнер. Цветомузыкальные партитуры создавал австрийский композитор А. Шёнберг. Развитие этих идей связано и с творчеством уже упомянутого нами русского композитора А. Скрябина, который пытался воплотить намеченное в своей симфонической поэме "Прометей", где ввел партию света, сконструировав для этого специальный, как он называл, «цветовой орга́н». О связи цвета и звука рассуждал художник В. В. Кандинский. Пытался разрешить идею синтеза живописи и музыки литовский композитор и живописец Чюрлёнис.

По мнению специалистов, произвести подобный синтез не так просто. Музыка по своей природе считается более абстрактным искусством, чем живопись, поскольку картина «более материальна». Но когда соединяется это в творении композитора или художника, то появляются на свет новаторские произведения Скрябина и Чюрлёниса. Были устремлены на подобные поиски, будем считать, и творческие усилия Ришада. А насколько преуспел он в своих устремлениях — судить уже нам — его зрителям.


Он обладал качествами доброго, приветливого человека, шагающего по жизни открыто, и делясь секретами мастерства, что, по сути — куском профессионального пирога. Десятки молодых музыкантов обязаны ему своим выходом на самую широкую сцену через участие в его шоу «Сотворение мира». Теперь эти имена хорошо известны любителям музыки. Это перкуссионист Хакберд Алламурадов, который будет успешно гастролировать по странам Европы. Это Андроник Месропян, исполнитель на классической армянском дудуке, на которого потом буквально посыпались выгодные предложения о сотрудничестве. Вместе с Шафи играли в том проекте скрипач — Гасан Мамедов; исполнитель на арабской лютне — Камаль Балан; вокалист — Георгий Мушеев; исполнитель на персидской кяманче — Грант Айрапетян; исполнитель на таком редком струнном инструменте, как тар — Горхмаз Ахундов, ставший впоследствии лауреатом множества престижных конкурсов.


Ударника на барабанной установке во время исполнения им своего искрометного соло так и хочется сравнить с футбольным вратарем, особенно в минуту опасности у его ворот — та же скорость реакции, та же ловкость рук. Я уверен, что Ришад Алексеевич не обиделся бы на такое сравнение. Он любил футбол и был самым активным участником команды ветеранов — играл за основной состав команды ветеранов "Старко". Причем играл до самого последнего мгновения своей жизни. И это не просто красивые слова. Понимать их надо буквально. Именно на футбольном поле, во время состязаний, и случится неожиданно с ним сердечный приступ... Вот такая малоизвестная страница в его биографии. Но разговор не об этом. Музыканта нет с нами уже десять лет. Но почитатели его таланта не забывают его искрометный талант. И только ли за профессионально-виртуозную игру остается музыкант в нашей памяти?


Что в рейтинге тебе моём




Слово рейтинг теперь знают все. Ворвалось оно в наш язык. Хотя, как уверяют филологи, ещё четверть века назад его не было даже в словаре иностранных слов. Происходит термин от английского термина «rating» — оценка, порядок, классификация. Рейтинг — это наша субъективная оценка какого-либо плохо измеримого явления, которую мы ставим в нашем сознании тому или иному явлению или человеку. Известна масса рейтингов — эстрадных исполнителей, спортсменов, самых сексапильных актёров. Не будем их перечислять и рассуждать, нужны они или нет — речь несколько о другом.

Вот как читатели музыкального журнала NME осенью позапрошлого года определили десятку лучших музыкантов: возглавил рейтинг (конечно, после Джона Леннона) экс-музыкант британской группы Oasis Лиам Галлахер. (Остальные места: Дэвид Боуи, Алекс Тернер, Курт Кобейн, Эми Уайнхаус, Джими Хендрикс, Моррисси, Ноэль Галлахер и десятое место — Ян Кертис).












Слева: Лиам Галлахер. Справа: Джон Леннон.



Вокалиста группы Oasis Уильяма (Лиама) Галлахера всегда отмечало, мягко говоря, эксцентричное поведение: подрался во время записи одного из альбомов, причём колотил другого участника совместной записи крикетной битой. Еще говорят, что он как-то ударил головой в лицо одного из своих поклонников, осмелившегося без разрешения сделать его фотографию, когда он выходил из отеля. В результате удара у пострадавшего был сломан нос. А бывшая его жена после развода была даже вынуждена обратиться за помощью, чтобы оградили её от хулиганских выходок уже бывшего мужа. И ничто это не помешало ему стать вторым в рейтинге. А может, и наоборот — скандалы только и добавляли ему популярность.

Опросы по выбору Героя эпохи могут быть, конечно, самые разные. Лет десять назад еженедельник New Musical Express проводил опрос среди музыкантов самых разных стилей и направлений. Вопрос был следующий: «Какой музыкант оказал наибольшее влияние на Ваше собственное творчество?». Победил Дэвид Боуи, который в предыдущем рейтинге, увы, уступил Лиаму Галлахеру.





Дэвид Боуи по опросу самих музыкантов оказал большее влияние нежели Галлахер





В сфере искусства, где так много держится на личных привязанностях и предпочтениях, наверное, трудно добиться однозначного и верного ответа в плане определения лучшего музыканта. Провести его можно только по какому-то конкретно качеству, которое и будет рассматриваться читателями того или иного журнала. Так что же лежит в его основе? Для продолжения разговора, чтоб стала понятна моя мысль, поговорим еще немного о футболе, как о состязании личностей и борьбе характеров. По официальным мировым рейтингам, наш Лев Яшин — лучший вратарь мира всех времен. А ведь по вратарским меркам, он и роста был не самого высокого — 185 см. (К примеру, бельгийский вратарь ван Хаут, для сравнения, был на голову выше — 210 см роста). А прыгучестью и быстротой реакции — не хуже яшинской — блистал, к примеру, знаменитый англичанин Бэнкс, который следует вторым в мировом рейтинге. И, тем не менее, в рейтинговой таблице Яшин почти на 300 пунктов обогнал английского любимца и почти вдвое — знаменитого немца Майера.











Моменты игры. Слева: вратарь Лев Яшин. Справа: Гордон Бэнкс.



Сочту на себя смелость сказать, что тут важным будет не только высокий рост и профессиональные качества, но и нечто другое. Вы не замечали, как ловят вратари верховой мяч: в прыжке, опасаясь удара от противника, они выставляют вперед или локоть или колено. Яшин, даже рискуя самому получить травму, никогда этого не делал, чтобы не нанести травму противнику. Это благородство нашего голкипера не раз отмечали лучшие нападающие мира. И это сочетание высочайшего мастерства и замечательных личных качеств Яшина признало такое уважение, что, возможно, и решило исход рейтинга в его пользу — он был и остается лучшим вратарем мира. Что интересно, стоящий вторым в строчке мирового рейтинга вратарей англичанин Бэнкс также снискал не менее добрую славу. И есть за что. В 34 года он попал в автокатастрофу, после которой чуть ли не потерял зрение — лишился глаза. Но продолжал играть и — был признан лучшим вратарем одной из национальных лиг и… самым неунывающим человеком, способным на такую шутку: «Стадион, где я играл, больше напоминал цирк: люди приходили посмотреть на «самого великого одноглазого вратаря в мире»…





Ушедшие барабанщики былой эпохи



В разрезе наших рассуждений, постановка вопроса, кто лучший ударник в отечественном роке — будет несколько затрудненное занятие. В современном мире существует великое множество разнообразной музыки, у каждой есть своё место и предназначение, есть свои слушатели и исполнители, свои учителя и свои герои на все времена. Для того, что бы выявить лучшего барабанщика, необходимо устроить нечто вроде соревнования среди таких известных ударников, как Трощенков и Губерман (оба играли в Аквариуме), Шафи и Кондрашкин, который считался лучшим барабанщиком Ленинградского рок-клуба (было отмерено ему, кстати, всего 42 года земной жизни). Увы, провести такой «фестиваль-смотр» уже невозможно. Да и по каким критериям определять лучшего из лучших? Скорость исполнения? Техника? Или философия игры? У каждого исполнителя свои плюсы и минусы. У каждого зрителя свои каноны и приоритеты. Главное, наверное, опять же в другом.


Рашид Шафи, добрый и очень мягкий, по своей натуре человек, жил, сохраняя в себе полную гармонию с окружающим миром. Неслучайно название его группы было "Гунеш", что, в переводе с туркменского, — "Солнце". И по этому — солнечному — качеству его Души он, несомненно, будет одним из победителей не только среди рок-музыкантов. Он — первый по количеству энергии, которой заряжал публику на своих выступлениях. Так, по крайней мере, считают почитатели его таланта. Уникальный музыкант Ришад Шафи пришёл в этот мир в момент несусветной бури посреди морской стихии Каспия и покинул его в эпицентре страстей спортивного состязания. Он оставил в наследие и то и другое — стихию своих чувств и проникающую в самое сердце энергию жизнерадостных страстей, рожденных ритмом его ударной установки. И для почитателей его таланта он навсегда останется не просто уникальным, а гениальным музыкантом — лучшим из лучших.




Уважаемые читатели, интересные именно вам темы можно найти в списке рубрик слева.

Чтобы оставаться на связи и продолжить получать музыкальные новости, обзоры и статьи, вы можете сделать следующее: добавить в ЖЖ, в твиттере, в контакте, в RSS.


Рекомендуем к прочтению следующие статьи: