суббота, 19 января 2013 г.

Почему за работу в блокадном совхозе детям давали боевую медаль?


olhanninen olhanninen


Те юные ленинградцы, которые выжили в страшную зиму 1941-1942 годов, приняли участие в весенней очистке города от снега и нечистот. И как же трудно было орудовать тяжеленным ломом и тащить груды грязного снега и льда на листе фанеры...

В результате постепенного повышения норм выдачи хлеба смертность в осажденном городе резко снизилась к весне 1942 года, но вопрос о продовольственном обеспечении населения и войск Ленинградского фронта оставался жизненно важным. Помощь, которая шла от Большой земли через Ладожское озеро, была крайне недостаточной. Необходимо было находить и использовать собственные, ленинградские ресурсы, в частности создать внутри блокадного кольца овоще-картофельную базу. Были развернуты работы по организации индивидуального и коллективного огородничества в черте города и в ближних пригородах, не занятых врагом. Многие предприятия и учреждения создавали свои подсобные хозяйства.



На многих огородных работах были заняты ленинградские школьники. Но особенно массовым и организованным стало их участие в деле создания городом-фронтом овощно-картофельной продовольственной базы после того, как в соответствии с постановлениями Советов Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) от 13 апреля 1942 года и Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся и Бюро Горкома ВКП (б) от 18 июня 1942 года была проведена мобилизация учащихся ленинградских школ (начиная с шестого класса) на сельхозработы в совхозы и подсобные хозяйства,где были созданы трудовые лагеря школьников.


Три военных лета - 1942, 1943 и 1944 годов - трудились юные ленинградцы в качестве сезонных сельхозрабочих. С их помощью такие совхозы, как "Приморское хозяйство", "Красная заря", "Имени Петрорайсовета", "Щеглово" и многие другие сельхозпредприятия дали городу и Ленинградскому фронту десятки тысяч тонн овощей и "второго хлеба" - картофеля.

Все виды работ по выращиванию овощей и картофеля, а также уборка урожая проводились вручную. Тем школьникам, которые проявляли внимательность и аккуратность, доверяли такое сложное и ответственное дело, как семеноводство.


Работать приходилось в тяжелейших условиях города-фронта. Нередко трудовые лагеря школьников оказывались в зоне непрерывного артиллерийского обстрела и бомбежек. Бывший тогда директором совхоза "Красная заря" К.А. Никитин в своей статье "На линии огня", опубликованной в сборнике "В осажденном Ленинграде" (Лениздат, 1974 г., изд. 2-ое), приводит такие данные: "...всего за время войны на территорию совхоза было сброшено с вражеских самолетов и выпущено из орудий свыше 170 снарядов и бомб, не считая сотен зажигательных". Это объяснялось в значительной степени тем, что поля совхоза вплотную примыкали к Комендантскому аэродрому, важному военному объекту, который фашисты неоднократно пытались уничтожить.


Работающие на этих полях учащиеся школ Приморского района подвергались смертельной опасности, как и все ленинградцы. Но если в городе жители могли спуститься в бомбоубежище или найти какое-нибудь укрытие, то какое убежище могло быть в открытом поле? Оставалось только броситься ничком в борозду между грядок и вжаться в землю.

Были случаи, когда, несмотря на аэростатное заграждение и зенитный огонь, к Комендантскому аэродрому прорывались фашистские самолеты. И школьники становились свидетелями ожесточенного боя между советскими и гитлеровскими летчиками. Тут уж, прежде, чем ткнуться в борозду, необходимо было сорвать с головы демаскирующие светлые панамы или платки. Ведь, заметив на земле людей, озверевший фашист мог в них пустить пулеметную очередь. Но судьба хранила ребят - не было убитых, не было раненых.

В уже упомянутом сборнике "В осажденном Ленинграде" приведены воспоминания учительниц М.П. Ивашкевич и М.Ф. Киршиной о том, как были организованы труд и быт юных сезонных сельхозработников в двух крупных лагерях. Это лагеря при совхозах "Красная Заря" (176 учащихся школ №№ 17, 47 и 65 Приморского района) и "Щеглово (90 учащихся 105-й школы Выборгского района).



Начало рассказа о блокадных детях-тружениках здесь, вторая часть, часть третья маминого рассказа о блокаде, четвертая часть тут напечатана, а окончание печатаю дальше.


Мои прежние посты о блокадном быте и детях, работавших в осажденном городе

находятся по тегу "блокада".