воскресенье, 20 января 2013 г.

Трудная дорога в Тофаларию.

Из серии - Соло по Тофаларии.

Отдельный вопрос как складывается расписание моих экспедиций. Почему именно туда, а не ещё куда-либо, и почему именно сейчас? Сам не знаю, это какой-то странный фрукт, который зреет-зреет и однажды становится спелым настолько, что пора уже и снять с дерева. Конечно, Тофалария где-то в подсознании, как на полочке лежала давно, ещё с тех самых времен, о которых рассказал в предыдущих постах. И время пришло, однажды решение было принято. Естественно, такие решения затем долго рассматриваются, обдумываются, подвергаются сомнениям. Потом наступает время более пристального внимания к объекту. На этом этапе начинается работа с информацией. В связи с тем, что районы обычно выпадают труднодоступные и малоисследованные, информации всегда не хватает. Тем не менее, обнаружил, что существует специализированный сайт нижнеудинцев – тофалария.ру. Ребята, кроме полезной информации по району, предлагают некоторые зачатки туристического сервиса. А именно помощь в решении основной задачи на первом этапе – заброске.


019-00-25

Это пока предисловие, а дорога сегодня будет вот такая.




По поводу целевой основы экспедиции теперь уже задумываться не приходится. Еду снимать прекрасные пейзажи Тофаларии. В эстетической привлекательности района никаких сомнений. Вот только нужно ещё нанизать весь процесс работы на нитку какого-либо маршрута и захватить потенциально самые интересные части района. Процесс выбора маршрута может быть мучителен, но увлекателен. Здесь, кроме всего остального, начинается активная работа с картой. Впрочем, все путешествия начинаются именно с карты.


На том же сайте привлекло внимание описание маршрута от Верхней Гутары до Кинзелюка. Когда-то, а точнее ровно десять лет назад, его прошли на конях(А теперь уже шестнадцать лет назад). Похоже, это то, что нужно. Мои наивные представления были развеяны сразу же. Причём теми же, кто их и создал. Ясно дали понять, что с тех самых пор никто этот маршрут не повторял и вряд ли кто отважится это сделать. Дело в том, что в Верхней Гутаре действительно есть возможность использования лошадей для заброски. Есть там и профессиональные каюры, подрабатывающие на туристах в летний сезон. Такая возможность как раз и была одной из побудительных причин выбора этого района. Хотелось внести некоторый антураж экспедиций времён Федосеева, когда здесь всё осваивалось именно с помощью этого замечательного животного. Тогда и тропы поддерживались в рабочем состоянии, да и народ был покрепче.


Тем не менее, брошенное зерно проросло. Уже ничего другого не хотелось, именно эта часть Тофаларии казалась самой привлекательной. Уж забраться так куда подальше, куда не то что Макар телят не гонял, но даже и хороший каюр коня не погонит. Пришлось искать компромисс. Судя по всему, конями без особых проблем можно добраться до верховьев Большого Сигача, дальше высокий и крутой перевал к Большому Агулу. А это примерно середина пути к самой удалённой точке на маршруте – Кинзелюкскому озеру. Мои предположения подтвердили из Нижнеудинска, при этом, не вселяя особой уверенности и в таком варианте. В верховьях Большого Сигача мне придётся остаться одному, вместе со всем, как всегда не малым грузом, который дальше нужно будет перемещать на себе по частям, т.е. «челноком». Вот здесь никаких иллюзий.


Работать в Тофаларии предполагаю около двух месяцев. Забираться в такой труднодоступный район на меньший срок просто непродуктивно. Да и маршрут затеял не слабый, быстро не пробежишь. Намерен захватить конец июля, весь август и часть сентября, когда здесь самое красивое время – золотая осень. Да и клещей в это время уже нет, что немаловажно. Напарники? Хорошо бы. Да где же их взять?


На протяжении уже довольно значительного времени, во всех моих экспедициях странным, можно даже сказать мистическим образом, прослеживается некая зависимость от чисел. Вернее так постоянно и пугающе определённо, срабатывает только сочетание единицы и двойки. Если на календаре 12-е или 21-е, то однозначно что-то началось или закончилось. В любом случае, здесь чётко проходит граница между до и после. Вот и в этот раз всё сложилось строго по числам, как по нотам. Из Москвы выехал 17-го июля и приехал в Нижнеудинск 20-го июля. Но это по московскому времени, в Нижнеудинске же к этому моменту было половина третьего ночи уже 21-го июля. Мало того, мое место в купе было 21-м. Время приезда не было выбрано мной, оно исходило от принимающей стороны. На вокзале встречал Евгений, а на привокзальной площади ожидал «Урал», на котором должны были доставить на прииск Покровский. Конечно, всё это затевалось не ради меня одного. Машина шла в назначенный пункт, чтобы забрать оттуда группу туристов. Ну а меня везли вроде как попутно, но не бесплатно.


Ну что же, всё сложилось классическим для меня образом. Произошла почти мгновенная трансформация событий и условий жизни. Вот только что ехал в поезде в тепле и относительном уюте. Теперь все мешки уже в кузове «Урала», да и я сам, приодевшись потеплее, как в гнезде притулился на большом колесе, брошенном посередине кузова. Отправляемся из города, который даже и не увидел, куда-то в глухую ночь. Вот так, можно сказать с корабля на бал. На самом деле, корабля-то как раз только начиналось. Уж, по крайней мере, последний слог этого слова вылетал из меня не раз.


Меркнут все известные автопробеги мира перед той ездой, которую пришлось пережить. Единожды, но только единожды, стоит это испытать. Гарантирую, впечатлений останется на всю жизнь. Вот бы собрать описания всех, кто здесь проехал, увлекательное чтиво получится. Не буду углубляться в историю, но золотодобывающий прииск существует уже довольно давно. Там ещё и лагеря для отбывающих наказание были. И где-то в советское время туда пробили дорогу. На удивление, прииск действующий и сейчас. Соответственно и дорога активно используется, правда средств для поддержания её в рабочем состоянии, почему-то не находится. И почти непроходимая трасса, длиной около 250 километров, становится всё непроходимее год от года. Однако непроходимая она для обычного транспорта. Но, к радости, есть в стране такая великолепная чудо-машина, как «Урал». Спасибо создателям! На что она способна пришлось убедиться в деле.


Поначалу, ещё только с поезда, в темноте закрытого тентом кузова, и пока ещё дорога была сносной, действительность не вполне осознавалась. Но когда рассвело и мы подняли тент, обозрению предстал грязный кузов, заваленный различными предметами, совершенно несовместимыми с задачей перевозки пассажиров. Вокруг же простиралась тайга, рассечённая по курсу нашего движения просекой и уходящей вдаль полоской грунта немилосердно выбитой колёсами прошедших тут транспортов. Каждый оставил свой неизгладимый след. Какого либо ровного поступательного движения здесь не может быть вообще. Машина, принимая на себя все нюансы дороги, незамедлительно передаёт их пассажиру. Пассажиру совсем не скучно, его швыряет из стороны в сторону, подбрасывает, норовит уронить или ударить о борт или другие твёрдые предметы. Коррида, да и только. Принимать все удары оказалось лучше всего в положении стоя, крепко ухватившись за железный каркас для тента. И это ещё на сухих, довольно проходимых участках. Когда начались топи, у меня лично появились серьёзные сомнения, в возможности дальнейшего передвижения. Это такие заболоченные участки, где в качестве дороги лишь многочисленные, уходящие на неизвестную глубину, в трясину, колеи. Потрясающе, но она способна одолеть и это, увязая по самую раму, проходит и здесь, эта замечательная машина – детище советского автопрома.


Иногда в бездонные колеи приходится бросать спиленные тут же поблизости стволы деревьев. Для одного проезда хватает, а потом уже эти дрова безвозвратно гинут в пучине топи. Вот на одном из таких участков и повстречались нам два «Урала». Тут у многих эта машина в частном пользовании. Двое молодых парней, будучи хозяевами машин, пытаются здесь заработать. На прииске, за многие годы, скопилось большое количество металлолома. Руководство не препятствует его вывозу, но взамен требует доставки сюда необходимого горючего. Вот и эти ребята выполнили первую часть задачи, загрузили всякого разного железа сколько смогли и отправились обратно, в Нижнеудинск. Нам предстала довольно грустная картина. У одного что-то там сломалось, и он никак не мог проехать злополучный участок. Его-то мы вытащили. А вот второй, пытаясь объехать стороной, завяз по самые «уши». Мало того, в самый интересный момент ещё и мост развалился. Всё железо ребята скинули в грязь и теперь ждали оказию, кто бы вытащил. Это под силу только трактору. Впоследствии дошли слухи, что трактором только лишь порвали раму напрочь. Не выдержало мощное железо суровых испытаний.


Но самое интересное началось позже, когда направление, которое здесь называется дорогой, пошло прямо по руслу Бирюсы. Здесь пришлось постоянно переезжать с берега на берег. Нам ещё повезло, вода упала. Это так местные сказали, хотя мне вода совсем не показалась малой. Когда первый раз машина погрузилась в реку до уровня, где приблизительно должны находиться ноги водителя, реальность благоприятного исхода вновь показалась сомнительной. Но при этом мы успешно продвигались вперёд, поднимая волну, достающую до капота. Но местные виртуозы ездят и при более высокой воде. К таковым, без сомнения, относятся водители бензовозов. Прохождение всей трассы всего часов за 15, для них обычное явление. Могут и быстрее. На наше счастье этот участок дороги прошли вместе с двумя такими бензовозами. Попутные машины пару раз вытащили нас из реки, когда наш «Урал» заглох в самых глубоких участках. Водила тогда в панике выскакивал из заполняющейся водой кабины и кричал своему молодому помощнику, чтобы быстрее надувал резиновую лодку. К счастью, вплавь спасаться не пришлось. Кто-то подсчитал, что здесь около сорока вот таких весёлых бродов.


Было бы удивительно доехать в целости и сохранности до самого конца. Это и мало кому удаётся. Вот и у нас сначала что-то долго скрежетало в колесе, а потом и благополучно отвалилось. Вердикт после некоторого изучения ситуации был таков: - «хреново, но ехать, наверное, можно». В результате выбросили отвалившуюся часть диска, вернее почти весь диск, поставили на место неполноценное колесо и двинулись дальше, в надежде на благополучный исход. Исход всё же оказался благополучен, по истечении двадцати часов с момента старта, добрались таки до места. Ещё оставалось несколько минут до окончания этих суток, а именно 21-го июля по местному времени…


019-00-15

Автомобиль, вездеход, подводная лодка - всё в одном.


019-00-12

Перекур где-то ещё в первой части пути.


019-00-19

А этому уже не выбраться.


019-01-12

По Бирюсе.


019-01-20

Без поломок здесь не обойтись.


N-47[2]

Нижнеудинск и прииск Покровский.


Предыдущая часть.


Продолжение следует.