воскресенье, 9 декабря 2012 г.

Один день в Заповеднике "Магаданский"

На предложение отправиться на Кава-Челомджинский участок Магаданского заповедника, я откликнулся с огромным удовольствием. Придя в управление заповедника я узнал, что уже есть кандидат, который опередил меня, предложив свои услуги раньше. Тем не менее я оставил свой контактный номер телефона, на случай если кандидат не сможет поехать. Несколько дней спустя мне перезвонили. Кандидат не смог урегулировать вопрос с отъездом у себя на работе. Моя мобильность тут сыграла мне на руку. Я не привязан к одному месту и имею возможность отправиться куда угодно и когда угодно. На том и порешали, я стал волонтером заповедника. В Магадане туман, зелень только начала пробиваться, городские деревья еще стояли бурые, почки только-только начали открываться. Пейзаж стал откровенно меняться за Тауйском. В Талоне уже вовсю буйствовала яркая молодая зелень, стало жарко. Далее путь пролегал по Таую до центрального кордона заповедника.

Отметившись на кордоне и попив чаю, отправились дальше по Челомдже. Огромные тополя и чозении обрамляли извилистое русло прозрачной реки. Густо цвела черемуха, аромат стоял по всей реке, часто попадались стайки крохалей, встретили медведицу с медвежатами-пестунами, которые быстренько дали дёру.

Дальше встретили медведицу, за которой попятам следовал чёрный медведь-самец. У медведей шел гон. По пути до кордона "Хета" нам пришлось дважды заправляться. К вечеру прибыли на кордон. Весь берег был усыпан лепестками отцветающей черемухи, будто снегом присыпало. Кордон смотрелся очень уютным и приветливым. В таких местах почему-то хочется задержаться подольше. Проснувшись рано утром, я пошел прогуляться по лесной тропинке. Пели птицы, в подлеске густо росла красная смородина, кое-где уже появились завязи ягод. Деревья восхищали своей стремительной высотой. После завтрака решили провести несколько тренировочных восхождений. Я бы назвал это не иначе как поползновениями. На тополе я себе как-то сразу не понравился. Преодолев три метра я сорвался, толстая кора отваливалась легко и когти надо было вбивать с большим усилием, чем требуется делать на лиственницах. Вот я и слетел обдирая кору когтями и в итоге повис на обвязке. Второй раз я попытался закрепиться на стволе с помощью страховочной обвязки. Дело весьма непростое для новичка, с горем пополам справился с этой задачей. Далее надо было отработать технику спуска. Всю амуницию я видел второй раз в жизни, а примерял впервые. Подписавшись волонтером для проведения мониторинга гнездования белоплечих орланов я знал, что надо будет лазить по деревьям, но не подозревал, что придется лазить по ТАКИМ деревьям.

Работа сложная для человека не имевшего дела с альпинистским снаряжением и просидевшего всю зиму на заднице перед монитором компьютера. Моей задачей было залезть в орлиное гнездо, заснять птенцов и всё, что там находится. Для этих целей пришлось собрать из шестиметровой рыбацкой удочки телескопическую штангу с крепежом для камеры, на случай если в гнездо будет проблематично заглянуть самостоятельно. Чутка освоившись с техникой лазанья я полез на первое гнездо, которое уютно разместилось на гигантской лиственнице. Иначе и не назовешь. Лиственницу было невозможно обхватить даже вдвоем. Увеличив обвязку, обвесившись карабинами и страховкой, нацепив на ноги стальные когти я начал восхождение. Дерево мерно покачивалось склонившись над Челомджей. Наклон ствола позволял мне немного отдохнуть, прислонившись к мощному стволу и позволив себе ослабить хватку. По коре бегали деловитые муравьи не обращая на меня никакого внимания.

Орлица покинула гнездо уже на третьем ударе когтя по стволу. Птенцы обеспокоенно попискивали на разные лады, мелкие птахи весело чирикали в густой кроне, до которой нужно было еще добраться. На подъеме у меня не было никакой страховки кроме обвязки, с помощью которой я подтягивал себя, всякий раз перекидывая ее выше. Подтянулся к стволу, перекинул обвязку чуть выше, натянул, шаг ногой, вбить коготь в толстую кору, шаг второй ногой, вбиваю второй коготь и снова подтягиваю себя, перекидываю веревку, шаг одной ногой, шаг второй ногой и так до бесконечности. Вот я уже достиг уровня вершин наших Магаданских деревьев. Кругом цветет черемуха, душный аромат восхищает, запах ее цветов смешался с запахами свежих смолистых листочков тополей и чозений, к ним примешивается запах хвои.

Останавливаюсь передохнуть, прижимаюсь к шероховатой коре, явственно ощущаю покачивание массивного дерева, запах смолы. Смотрю на реку и думаю, "куда я ввязался, авантюрист!" С высоты очень хорошо просматривается каменистое дно реки. Смотрю вверх, да гнезда еще даже половины пути не прошел. Вздыхаю и снова подтягиваюсь, шаг-второй. Пора бы закрепить страховочную обвязку, чтобы в случае падения не собирать всю набранную высоту разом. Кое-как закрепляю карабин и пропускаю страховочную веревку в образовавшуюся петлю, снимаю с себя вторую обвязку, перекидываю вокруг ствола и лезу дальше. До первого сука еще далеко, ствол стал тоньше, но обхватить его руками не могу. Мелькнула мысль: "Как люди лазят по секвойям?!" Тянусь дальше. Устал. Смотрю на соседние деревья, по своей высоте они сравнимы с чозениями, что растут вдоль Олы или Дукчи, а крона моего дерева гораздо выше. Так, с перерывами на обнимание с деревом я и добрался до первой ветки, она изгибалась вверх и я расположился на ней как жокей в седле.

Огляделся, перекинул страховочную веревку через ветку чуть повыше, себя закрепил обвязкой и спустил карабин с веревкой вниз, дабы мне прицепили удочку с видеокамерой. Немного наболтав в камеру о своих впечатлениях и что я думаю о таких поползновениях на деревья, я стал поднимать камеру к гнезду. Только с седьмой попытки умудрился снять что там творится. Оказалось три птенца, что достаточно редко бывает На спуске я все же навернулся с дерева и слетел с него как осенний лист. Повис на страховке над рекой, лямки больно врезались и ощущения были схожие с ощущениями ребенка описавшегося кипятком. Впрочем вся поездка была насыщена именно такими впечатлениями, что впору писать кипятком от счастья. За четыре дня я налазился по деревьям на год вперед, но вернулся в город с чувствами человека побывавшего в отпуске полгода. Физическая усталость не смогла перекрыть того восторга, что сопровождал меня всю поездку. Позже расскажу об остальных приключениях, ведь это был только один день.