
Местные чиновники напоминают, как опасны власти, если они принимают решения на основе слухов.
692 просмотров
Власти бельгийского города Лир принесут официальные извинения за казнь «ведьмы» 430-летней давности. Женщину сожгли из-за обвинений в сексе с дьяволом, смерти лошади и пожара в доме. Её мать тоже казнили. Извинений добивались городские активисты: теперь они убеждают установить мемориальную доску с именем погибшей.
Бельгийцы признают вину, чтобы напомнить, как опасны правительства, которые руководствуются слухами
20 января власти Лира официально извинятся за три приговора за «колдовство» в 1590 году — тогда «ведьм» казнили на площади центрального рынка. Дату выбрали не случайно — это 430-летняя годовщина сожжения «последней ведьмы Лира» Кателин ван ден Блуке.
Об официальных извинениях местных властей давно просили местные жители и родственница одной из казнённых «ведьм». Несмотря на то, что с последней казни за «колдовство» прошло четыре столетия, извинения «безусловно уместны», заявил член городского совета и консультант по по музеям, движимому наследию и туризму Рик Вервест.
Это напоминание об опасности наличия правительства, которое руководствуется слухами и истерией, но также и о том, что смелость одного человека может иметь значение. Кателин отказалась назвать других «ведьм», чтобы спасти себя, несмотря на пытки.
Сейчас на предполагаемом месте последнего сожжения «ведьмы» в Лире установлен круглый камень и табличка с надписью на нидерландском языке «Ведьмин камень. Легенда гласит, что это место, где была сожжена последняя ведьма в Лире».
Местные активисты добиваются от городских властей установления ещё двух мемориальных табличек. Одной из них они хотят восстановить память о Кателин ван ден Блуке, указав на камне её имя. На второй табличке призывают написать извинения со стороны местных властей перед жертвой.
Признания «ведьмы» выбивали под пытками
В конце 1580-х в Лире происходили постоянные религиозные войны, поэтому местная община католической церкви всячески пыталась утвердить авторитет. Частью этого замысла была и борьба со всем магическим и суеверным в обществе — в том числе и охота на «ведьм».
В опознании «ведьм» инквизиторы часто пользовались книгами с подробным описанием методов преследования, допросов и пыток «колдуний». К примеру, в книге доминиканского монаха Генриха Крамера «Malleus Maleficarum» («Молот ведьм») 1486 года говорится, что женщины сами по себе — источники зла, коварства и несчастий. По мнению средневековоых авторов, рано или поздно все женщины становятся ведьмами и заключают сделки с дьяволом, а единственный способ этого избежать — быть глубоко религиозными.
В то время одиноких и бедных женщин (гораздо реже — детей и мужчин) в колдовстве обвиняли соседи, замечающие «странные» особенности в поведении. Знакомые могли оговорить «колдуний» из мести. Обвиняли женщин и те, кто сам попал под подозрение в колдовстве — назвать «ведьмой» кого-то другого было путём к спасению. Если задержанная в процессе пыток раскрывала других «ведьм», то её могли отправить в монастырь, но не казнить.
Чтобы обвинить средневековую европейку в колдовстве, не было нужно никаких странностей вроде полёта на метле, которые рисуются в воображении при слове «ведьма».
К примеру, 14-летнюю Анну Фейн и её мать Лизбету Стриккертс из бельгийского Нила в 1589 обвинили в колдовстве на основании показаний троих людей. Один из них, Виллем Брант, заявил, что девочка якобы заколдовала лошадь и молоко, разговаривала с духами, не верила в бога и подчинялась дьяволу. Судя по записям журнала активистов Eerherstel voor Cathelyne, во время пыток, под которыми из неё добывали признание, девочка назвала ещё двоих «ведьм»: Анну Копс и 47-летнюю Кателин ван ден Блуке — их арестовали. После обвинения других женщин, Фейн и её мать якобы отпустили с условием постоянного соблюдения поста.
У обвиняемых в колдовстве часто были адвокаты, которые должна были доказать невиновность женщин. Иногда инквизиторские суды проходили и без защитников — это зависело от региона
У Кателин якобы была дурная репутация в Лире, она не знала всех христианских молитв, а к тому же её мать незадолго до задержания казнили — тоже из-за обвинений в колдовстве. На инквизиторском суде свидетели утверждали, что по вине Кателин заболела лошадь и сгорел дом, а во время пыток женщина призналась, что занималась сексом с дьяволом, пишет бельгийское издание GVA. Женщина не стала обвинять других горожан в колдовстве, что могло бы помочь ей избежать казни. По легенде, 20 января 1590 года Кателин ван ден Блуке стала последним сожжённой за «колдовство» в Лире.
Казни «ведьм» в средневековой Европой происходили примерно с 1400 по 1700 годы — за это время убили около 60 тысяч человек.
И хотя камень на центральной площади указывает на место последней казни «ведьмы» в Лире — это не последняя смерть от сожжения в городе. Публичные казни по другим причинам там продолжались до 1842 года.
Бельгийские власти оправдываются не первыми: извинения за казни 400 «ведьм» в 15-18 веках уже принесла немецкая церковь в городе Айхштетт. Местный епископ назвал события Средневековья «кровоточащей раной в истории церкви» и пообещал установить в соборе мемориальную доску.