«Театр времён позднего Путина»: что говорят об обысках в «Гоголь-центре»

вторник, 23 мая 2017 г.

И почему они вообще начались.

Кирилл Серебренников. Фото ТАСС

Что случилось

Утром 23 мая в московском театре «Гоголь-центр» и в квартире его художественного руководителя Кирилла Серебренникова прошли обыски. По данным РБК, обыски проводились по делу, возбуждённому в мае 2015 года по статье «Хищение в особо крупном размере» (ч. 4 ст. 159 УК). Согласно пресс-релизу, появившемуся на сайте Следственного комитета 23 мая 2017 года, речь идёт о хищении бюджетных средств в размере около 200 миллионов рублей. Анонимный источник агентства «Интерфакс» сообщил, что Серебренников проходит по делу как свидетель.

Согласно материалам дела, эти деньги были выделены Министерством культуры России на поддержку автономной некоммерческой организации «Седьмая студия», которую Серебренников возглавлял с 2011 по 2015 год.

По данным «Медузы», уголовное дело было заведено по результатам прокурорской проверки, которую в 2015 году инициировал фонд «Искусство без границ». Тогда представители фонда попросили провести проверку в нескольких московских культурных учреждениях «по доводам об использовании в театральных постановках сцен нецензурной брани, пропаганды аморального поведения, порнографии».

Что такое «Седьмая студия»

«Седьмая студия» — это театральная труппа, которую Серебренников создал в 2012 году на основе собственного театрально-режиссёрского курса в Школе-студии МХАТ.

Актёры «Седьмой студии» задействованы в спектаклях «Сон в летнюю ночь», «Метаморфозы», «Гамлет» и «(М)ученик» в «Гоголь-центре». Среди них — Никита Кукушкин, Филипп Авдеев, Игорь Бычков и другие молодые артисты, которые после работы в труппе стали активно сниматься в кино и играть не только в постановках студии.

Чем известен Кирилл Серебренников и «Гоголь-центр»

Кирилл Серебренников — один из самых востребованных отечественных режиссёров, театральный ньюсмейкер, за постановками и фильмами которого принято следить, чтобы быть в курсе тенденций российских театра и кино.

Его фильмы «Изображая жертву» и «Ученик» получали главные призы на фестивале «Кинотавр». Спектакли Серебренникова ставились в МХТ имени Чехова, Большом театре, Театре Наций, а также за рубежом — в театрах Берлина и Риги. В 2012 году Серебренников возглавил расформированный Московский драматический театр имени Гоголя, под его началом переименованный в «Гоголь-центр» и ставший одним из самых популярных экспериментальных театров Москвы.

Многие произведения Серебренникова представляют собой острые высказывания на социальные и политические темы. Спектакль «(М)ученик»и фильм по его мотивам «Ученик» критикует религиозные институты. Спектакль «Машина Мюллер» — диктатуру общественного порядка. Спектакль «Отморозки» по книге Захара Прилепина рассказывал о молодых революционерах. Постановка «Похороны Сталина», по сути, представляла собой антисталинскую художественную акцию. При этом Серебренников исповедует отказ от консервативных театральных форматов и не стесняется шокировать неподготовленного зрителя — так, в той же «Машине Мюллер» на сцену выходили 18 полностью обнажённых артистов.

Как в Москве отреагировали на обыски и что говорят о деле

К вечеру 23 мая у здания «Гоголь-центра» собрались коллеги и поклонники Кирилла Серебренникова, а также неравнодушные к ситуации горожане.

Актриса Чулпан Хаматова зачитала обращение деятелей искусства в поддержку театра и его художественного руководителя. «Мы, коллеги и друзья Кирилла Серебренникова и театра „Гоголь-центр“, потрясены сегодняшними событиями. Кирилл Серебренников — один из самых ярких российских режиссёров, чьи заслуги признаны не только у нас в стране, но и во всём мире. Мы все знаем его как честного, порядочного и открытого человека. <...> Мы выражаем слова поддержки нашим коллегам и надеемся, что следствие будет проходить объективно и справедливо», — сказала Хаматова.

Обращение подписали Евгений Миронов, Олег Табаков, Марк Захаров, Елизавета Боярская, Алла Демидова и другие известные режиссёры и актёры.

Бывший директор «Гоголь-центра», театральный продюсер Алексей Малобродский, рассказал, что в период работы с Серебренниковым ходил в прокуратуру «как на работу»

Мы вынуждены были отвечать на самые разные жалобы, в том числе и анонимки. Одни видели экстремизм в спектакле «Отморозки», поставленном по книге «Санкъя» Захара Прилепина, другие негодовали по поводу голых тел на сцене в ряде спектаклей, третьи жаловались следователям на то, что мы предаём традиции русского психологического театра.

Алексей Малобродский, продюсер

Кроме того, дело Серебренникова стало одной из главных тем дня в российских социальных сетях и интернет-изданиях, где ситуацию комментировали в том числе медийные лица, политики и деятели искусств.

Объяснение тут очень простое. В ситуации, когда перед правоохранительной системой не стоит задача раскрытия преступлений, поиска и наказания действительно опасных для общества лиц, она неизбежно решает какие-то другие задачи. Например, репрессивные. А для этого, если вдуматься, судебный приговор не очень-то и нужен, он даже мешает иногда.

Антон Носик, медиаменеджер

Кирилл — не политик, не активист, но, безусловно, человек с открытой, честной, по нынешним временам смелой и некомфортной для власти гражданской позицией, который превратил некогда непонятно что в самый посещаемый и, возможно, лучший театр столицы. Внезапные утренние обыски и маски-шоу — классическая демонстрация силы и отношения к Серебренникову.

На его спектаклях я не раз видел медийных и не очень людей, способных сейчас повлиять на решение многих вопросов или как минимум прояснить позицию власти, без санкции которой ОМОН бы пальцем не шевельнул.

Станислав Кучер, журналист

Парадоксальным образом обыск именно у Серебренникова публично и наглядно демонстрирует всю беспомощность российских правоохранителей.

И хорошо, что Путин едет к Макрону именно сейчас: Франция – театральная страна, там по достоинству оценят «Русский театр времён позднего Путина».

Матвей Ганапольский, журналист

Кирилл Серебренников неконтролируем. Он не из тех, кто поспешит выполнять «пожелания» Минкульта; на всякую попытку цензуры, на всякое нарушение конституционных свобод «Гоголь-центр» первым пойдет в контрнаступление — спектаклем, манифестом, фестивалем, форумом. При этом, если в спектаклях «Гоголь-центра» Серебренников занимается искусством, в собственном вольнодумном фейсбуке он просто называет вещи своими именами.

Алексей Киселёв, обозреватель

Министр культуры Мединский давно хотел убрать Серебренникова с этого поста и поставить кого-то другого. Кого — мы скоро узнаем.

Я очень люблю Серебренникова и его театр, считаю, что Серебренников поднял театр на совершенно новый качественный уровень, о котором прежний театр имени Гоголя не мог и мечтать.

Но, если говорить не о театральной составляющей этого процесса, а об интеллектуальной и моральной, то играть надо на уличных площадях, играть надо один на один.

Станислав Белковский, политтехнолог и публицист

Такого типа обыски, как были у Серебренникова дома, можно сравнить с чем угодно, что происходило последние как минимум 5 лет. От режиссера Костомарова до журналиста Зои Световой, к которой непонятно с какого перепуга приходят утром, ставят весь дом на уши, а потом оказывается, что они вообще ни при чём. Это тоже стало доброй традицией в последние 5 лет.

Я почти уверен, что история с Серебренниковым тоже через какое-то время просто забудется, что не будет никакого уголовного дела, что не будет вообще ничего. Очень печально, если по итогам этого вот «ничего» станет то, что Кирилл решит продолжить работу в Европе, где его с распростертыми объятиями ждут.

Юрий Сапрыкин, журналист

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

Let's block ads! (Why?)