Алексей Навальный за сутки до рассмотрения иска в московском суде в очередной раз ответил бизнесмену Алишеру Усманову на обвинения во лжи и рассказал об источниках его состояния. Политик уличил миллиардера в создании офшора и раскрыл подробности приватизации металлургических комбинатов.
По словам Навального, его Фонд борьбы с коррупцией изучил более двух тысяч страниц ежегодных отчётов и других документов, связанных с деятельностью Усманова.
Когда Алишер Бурханович рассказывает про свой бизнес, он ссылается в основном на события последних лет 10. Ну, может быть мельком упоминает 2004 год.
А так в основном относительно недавние события — как будто он бизнесом заниматься начал в середине 2000-х. Прекрасный вопрос, который, я уверен, возник не только у меня — а до этого что было, простите?
Алексей Навальный
Навальный со ссылкой на отчёты сообщил, что в 1995 году Усманов занялся «первым действительно серьёзным делом»: создал инвестиционную компанию «Интерфин», 40% которой с момента основания принадлежало британской фирме Middlesex Holding plc. В этой компании была доля бизнесмена в размере 2%.
Эта компания в 1996 году неизвестным образом получила «эксклюзивные права на экспорт и дистрибуцию» продукции Оскольского электрометаллургического комбината (ОЭМК). Для этого компания приобрела офшор DRI за три миллиона фунтов. По версии Навального, этим офшором, созданным незадолго до продажи, владел Усманов.
В 1997 году Усманов стал вице-президентом Middlesex Holding. К этому моменту компания стала владеть 14,5% Оскольского комбината и приобрела 2% Лебединского горно-обогатительного комбината (ЛебГОК). В этом же году консорциум двух компаний — ОЭМК и «Интерфин» — купил 41% ЛебГОКа.
Можно с достаточной уверенностью предположить, что уже в 1998 году весь этот конгломерат компаний Усманова контролировал более половины акций ОЭМК и минимум процентов 40 Лебединского ГОКа.
Алексей Навальный
Затем Усманов стал заместителем главы компании «Газпроминвестхолдин». На этом посту бизнесмен приобрёл Middlesex Holding, где всё ещё числился вице-президентом, недостающие акции ОЭМК (60%) и ЛебГОКа (20%).
Изначально акции были приобретены для Газпрома, но компания отказалась от них из-за ненадобности и продала Усманову. Так бизнесмен консолидировал доли в двух комбинатах. Как подчеркнул Навальный, в это время должность председателя совета директоров «Газпрома» занимал Дмитрий Медведев.
Навальный также согласился с тем, что Усманов платил налоги в России, однако предположил, что бизнесмен должен отчислять «во много раз больше». Оппозиционер утверждает, что продукция комбинатов миллиардера продаётся через офшоры.
Навальный также ответил Усманову по вопросу об обвинении в изнасиловании: бизнесмен всячески отрицает, что его судили по этой статье, а оппозиционер в одном из роликов упомянул слухи об этом обвинении.
Интересно, что Усманов врёт в своих роликах, говоря о том, что я утверждаю об изнасиловании. [...] Он оспаривает фразу: «Он в 1990-е годы отсидел, по-моему, шесть лет в Узбекистане ещё, то ли за изнасилование, то ли за мошенничество».
Это фраза не из расследования «Он вам не Димон» (там о его судимостях вообще ничего нет), а из прямого эфира в программе Соболь.
Это абсолютно корректная фраза, ведь о биографии Усманова мы все судим по открытым источникам. Одним из них являются публикации бывшего посла Великобритании в Узбекистане Крейга Мюррея.
Алексей Навальный
В первом видеообращении Усманов заявил, что Навальный солгал, заявляя о приватизационных сделках как основном источнике благосостояния бизнесмена. По словам миллиардера, он не участвовал в таких сделках и залоговых аукционах. Усманов также сообщал, что платил налоги только в России, только в 2017 году задекларировал 2,7 миллиарда рублей, а за 10 последних лет заплатил почти 0,5 миллиарда долларов.
Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.