Марс, Марс и снова Марс: Итоги выступления Элона Маска на астрономическом конгрессе 2016

среда, 28 сентября 2016 г.

Международный Астрономический Конгресс — ежегодное мероприятие, собирающий учёных, конструкторов, астрономов и инвесторов со всего мира. Участники проводят отдельные конференции, рассказывают о своих планах и обсуждают в кругу единомышленников наше с вами космическое будущее.

Встреча 2016 года проходит в Мексике, а самым ожидаемым её событием предсказуемо стало выступление CEO частной американской космической компании SpaceX, Элона Маска.

Элон Маск во время презентации

Ещё за несколько месяцев до конгресса Маск намекал на то, что в сентябре более подробно расскажет о долгосрочных планах своей компании. Содержание презентации не было ни для кого секретом: было известно, что речь пойдёт о новой большой ракете SpaceX, межпланетном транспортном корабле и наконец-то конкретном плане о достижении Марса.

Полную запись презентации с моими комментариями вы можете посмотреть по ссылке, а здесь мы приведём основные тезисы, озвученные Маском во время выступления.

Куда лететь?

«Наша цель — четвёртый слева шарик»

Прежде чем начать говорить о планах, Маск решил объяснить, почему был выбран именно Марс. Причины давно всем известны и неоднократно озвучены: химический состав атмосферы, давление, гравитация, продолжительность суток, расстояние, наличие воды — именно эти параметры, их схожесть с земными, уже не первый десяток лет подталкивает человечество к идее колонизации Красной планеты.

На чём лететь?

Вопреки ожиданиям, Элон очень мало обращался к сегодняшним разработкам SpaceX: ракете Falcon 9 и грузовому кораблю Dragon. Их пример был использован лишь как промежуточный успешный опыт, который подсказал инженерам компании идеи по созданию совершенно новой мощной ракеты.

Что в ней нового?

Двигатели: их будет аж 42. Топливо: метан и жидкий кислород. Это будет самая мощная ракета за всю историю человечества. На низкую опорную орбиту может выводить 550 тонн груза. С возвратом - 300 тонн. Масса на старте - 10500 тонн. К слову, слайды презентации были подготовлены очень качественно, поэтому советуем с ними ознакомиться:

А как же корабль?

SpaceX работает на придуманной ранее системой с дозаправкой корабля на орбите. План следующий: бустер (см. предыдущий абзац) выводит корабль на "парковочную орбиту", затем возвращается на Землю, на него устанавливаются баки с топливом, бустер вновь поднимается к кораблю, заправляет его. Процесс дозаправки повторяется несколько раз, пока бак корабля не будет заполнен полностью.

В зависимости от сроков, экипаж корабля будет либо находиться на нём сразу при старте, либо будет отправляться на орбиту уже после полной заправки.

Затем корабль отправляется к Марсу.

За счет нескольких этапов появится возможность уменьшить количество бустеров до одного (если говорить про средство выведения на орбиту) и увеличить выводимый на орбиту груз с пассажирами. Вообще, SpaceX планируют запускать в одном корабле около 100 человек (в будущем — до 200). Это позволит создать миллионную колонию на Марсе за 5000 полётов.
Кроме того, эта система позволяет создавать на орбите целую флотилию из таких «автобусов», ибо полеты к Марсу будут осуществляться лишь каждые 2 года, в период максимального сближения.

"Как в Battlestar Galactica, если вы в теме

Элон Маск

Предположим, мы прилетели на Марс. Но ведь корабль- многоразовый (транспортник планируется использовать около 12-15 раз, заправщик - 100 раз, ускоритель - 1000), как же нам вернуть корабль обратно? По мнению Элона, очень просто: мы будем производить топливо прямо на Марсе!

Топливо

Как уже было сказано, в качестве топлива будет использоваться метан, окислитель — жидкий кислород.

Испытания метанового двигателя Raptor уже проходят в SpaceX (ОСТОРОЖНО, ЗВУК ОЧЕНЬ ГРОМКИЙ, ПОЭТОМУ ЗАРАНЕЕ СДЕЛАЙТЕ ПОТИШЕ):

При аналогичных габаритах он способен выдавать в три раза больше тяги, чем Merlin-1D на сегодняшних Falcon'ах.

Эффектно выглядят и баки для топлива, которые будут установлены на корабле:

О конкретных путях добычи топлива Элон ничего не сказал, однако отметил, что практически на каждом крупном твёрдом теле Солнечной системы есть возможность строить фабрики по его добыче.

В теории, масштабирование разрабатываемой SpaceX схемы позволит добираться до любого уголка нашей системы.

Сроки, финансы

Немного был затронут и вопрос финансирования проектов. Например, среди вариантов были: кража нижнего белья, кикстартер, доставка грузов и астронавтов на МКС, частные инвесторы-миллионеры.

Позже, отвечая на вопросы из зала, Элон отметит, что на первых этапах запуска системы SpaceX потребуется около $2 млрд. в год.

Да, это большие деньги. Но их вполне реально достать

Элон Маск

Были озвучены и планируемые сроки. В первое ближайшее пусковое окно в 2018 году планируется отправить уже известную нам миссию Red Dragon. Даже дважды. Параллельно этому будет разрабатываться Межпланетная Транспортная Система, (первый полет на Марс — в 2022 году).

Говоря о сроках, Маск напомнил залу, как выглядела его компания в 2002 году:

Всего за 14 лет SpaceX прошла огромный путь: это доказывает возможность команды выполнять поставленные задачи и вводить новые технологии, обгоняя конкурентов на несколько шагов.

После экскурса в историю были озвучены и более конкретные даты в рамках плана по колонизации Марса. Первые полёты на Марс начнутся с 2024 года, а постоянное поселение будет организовано лет через 40.

Маск также отметил, что главной его целью является создание постоянной транспортной системы между Марсом и Землёй. Он не хочет, чтобы его проект повторял американскую миссию «Аполлон». Люди не должны походить по Марсу и вернуться: они должны остаться на нём и развивать новую цивилизацию.

Итоги

Сегодня существовавший до этого лишь на словах проект Элона Маска по мирному завоеванию Марса обрёл более чёткие черты: мы узнали о системе из четырёх компонент (многоразовое использование, полная переработка, дозаправка на орбите, добыча топлива вне Земли). Услышали о предварительных сроках реализации проекта, увидели приблизительные технические характеристики будущих ракет и грузовых кораблей.

Но самое главное, что лично я вынес с презентации — теперь мы знаем, что работа уже ведётся. Это не просто план на бумаге, не просто идея в голове у CEO самой успешной частной космической компании.

Это уже испытываемый двигатель, это уже построенный топливный бак. Это практический вклад в будущее. То будущее, в котором наши потомки однажды могут проснуться на Марсе.

Огромное спасибо за помощь в подготовке материала выражаю Дмитрию Соколову, редактору нашего небольшого космического проекта.

Let's block ads! (Why?)