El Camino: как я в паломничество ходил

суббота, 30 июля 2016 г.

Несколько дней назад я вернулся из путешествия (можно сказать, мини-паломничества), которое могу твердо назвать лучшим из тех, что у меня были. Своим первым постом на TJ я хочу поделиться с вами, что из себя представляет Путь Святого Иакова по северу Испании, сколько это стоит и почему вы точно не пожалеете потраченных денег.

Вступление

Как гласит Википедия, Путь Свято́го Иа́кова, Эль Ками́но де Сантья́го – знаменитая паломническая дорога к предполагаемой могиле апостола Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела, главная часть которой пролегает в Северной Испании. Наверное, многие, как и я год назад, не слышали даже этого (или, может, это только до меня не доходило?), но сегодня этот Путь является одним из самых популярных пешеходных маршрутов в мире. Существует много вариаций того, как вы можете добраться до финальной точки в Сантьяго-де-Компостелла, однако самой популярной дорогой остается Французский Путь общей протяженностью около 750 километров.

Как я узнал об этом Пути и почему я решил его пройти? Я никогда не был религиозен, а мое окружение состоит, в основном, из офисных работников, поэтому неудивительно, что такие вещи часто обходят меня стороной, но в этот раз я случайно наткнулся на фильм “The Way” Эмилио Эстевеса и сразу же понял, как мне провести следующий отпуск. Он рассказывает об американском докторе, отправившемся во Французские Пиренеи, чтобы забрать останки своего сына, который погиб на Пути Святого Иакова. Прибыв на место, он решает пройти дорогу за сына и отнести его прах в Сантьяго-де-Компостелла. Звучит довольно трагично, но фильм, скорее, пропитан светлой грустью, так что вы определенно получите удовольствие, а также первое представление, что же такое Camino De Santiago (далее – Camino).

Подготовка

Среди всех маршрутов я выбрал самый популярный Французский Путь. Во-первых, потому что он очень красивый, во-вторых, потому что самый развитый с точки зрения инфраструктуры – так как это был мой первый поход подобного рода, я не хотел испытывать себя больше, чем нужно. Полноценная французская дорога занимает около 30-35 дней, так как это были слишком много для меня (все-таки я не свободный художник), то я решил пройти треть пути, а именно 250 из 750 километров, что заняло у меня 12 дней.

Моя подготовка к путешествию заключилась в трех вещах: покупка необходимого стаффа, физические тренировки и анализ полезной информации об особенностях пути.

Экипировка

Список основных вещей, которые я купил (в основном в декатлоне) или одолжил, выглядит, следующим образом:

- рюкзак

- сумка на пояс

- спальник

- трекинговые кроссовки

- штаны

- шорты

- кофта и рубашка

- куртка-ветровка (ни разу не пригодилсь)

- 2 футболки

- полотенце из микрофибры

- сандали и сланцы (более универсальный выбор – это шлепки)

- всякие мелочи: бутылка, нож, фонарик (который я сразу потерял), дождевик, лекарства и т.д.

Физические тренировки

В среднем, каждый день вы будете проходить с 8-10 килограммами за спиной по 25 километров по полям, лесам и горам, что занимает около 6-8 часов. К тому моменту я уже полгода как ходил в зал со стандартной программой тренировок по 3 раза в неделю. Не могу сказать, что после решения отправиться в Путь я что-то менял в ней, разве что стал больше делать упор на ноги – ходьба, бег и подъемы в гору. Этого мне оказалось достаточно, чтобы не испытывать особых проблем в походе.

Полезная информация

Есть множество русскоязычных и англоязычных ресурсов, где вы можете узнать практически все о Пути. Дам вам ссылки на главный русский портал, а так же на официальный гайд.

Финансовая сторона дела

Затраты на экипировку (с учетом того, что рюкзак мне достался бесплатно, а всего остального из списка выше у меня не было в принципе) вышли порядка 20-25 тысяч рублей, в то время как билеты на самолет и поезд туда-обратно вышли около 28 к. Уже на месте на питание и жилье, в среднем, уходит по 30 евро в день. Плюсом идут расходы на сувениры, вино и дополнительный транспорт (если вы, допустим, как я, соберетесь ехать после Сантьяго до Фенистерры посмотреть «конец старого света»), что добавляет еще около 100-200 евро. Таким образом, на мои 15 дней путешествия у меня ушло около 100 тысяч рублей, хотя стоит отметить, что можно уложиться в куда меньшую сумму

Путешествие

На Путь Святого Иакова я отправился со своим другом, который так же, как и я, вдохновился фильмом, и в итоге мы прошли 250 километров дорог и тропинок, встретили сотни людей и в конце получили официальный сертификат паломника. Далее я хочу вкратце задокументировать наше путешествие. Это будет полудневниковый формат, так как здесь я хочу не только сухо рассказать о туристических деталях, но и поделиться своими мыслями и впечатлениями, зафиксировать их не только для вас, читатели, но и для себя самого. Camino de Santiago – это не только дорога, это, во многом, собственный диалог с самим собой, а так же с людьми, которых ты встречаешь.

День 1 Astorga – Rabanal

Свой Путь мы начали из Асторги, куда приехали на поезде из Мадрида днем раньше. Это небольшой город с населением около 12 тысяч человек, который, однако, считается большим перевалочным пунктом на Пути Святого Иакова, так как чаще всего дорога идет сквозь совсем маленькие деревни. Мы проснулись около 6 часов утра (что по меркам Camino даже немного поздно – люди встают в 5 или 5:30) и, вдохновленные, отправились в дорогу.

Первый день оказался очень простым: всего 19 километров по довольно ровной поверхности. Мы пришли в наш первый город Рабаналь в 12 часов дня и еще были полны энергией. Особенно после того, как съели наш первый обед Menu del Peregrino, что представляет собой подобие бизнес-ланча, только в два раза больше, чем в Москве, и подается в любое время дня. Это первое блюдо (суп, паста или салат), второе (всякие вариации мяса или рыбы с картошкой фри) и десерт с вином (иногда могут принести целую бутылку на человека) – за все это 10 евро. Несмотря на то, что сил было еще много, мы решили следовать плану и не перетруждать себя в первые дни. После обеда мы заселились в свою первую альбергу (своеобразный хостел для паломников) за 5 евро. Они бывают двух типов – муниципальные и частные. Отличие вторых от первых, что там всегда есть wi-fi, и, как правило, более комфортные условия для сна и отдыха (меньшее количество кроватей в комнате, более чистый санузел и т.д.), однако муниципальные альберги тоже очень хороши (там не так жестко, как это показано в фильме). Разница в цене обычно составляет около 2-5 евро: муниципальные имеют фиксированную цену в 6 евро, тогда как частные стоят от 5 до 10 (только ближе к Сантьяго цены начинают доходить до 15)

Типичная частная альберга

После заселения в альбергу мы просто бродили по деревне, пили, ели и общались с иностранцами. Оказалось, что на пути очень много американцев, которые, в основном, начинают свой маршрут из первой точки во Франции. Я многих спрашивал, откуда взялась такая популярность, и большинство отвечали, что отправились в Путь после фильма, как и я. Видимо, там этот фильм имеет больший успех. Помимо американцев еще бросаются в глаза частые группы корейцев, но с ними я особо не контактировал, так как у них там была своя атмосфера, и они обычно общались только между собой.

День 2 Rabanal – Molinaseca

На следующий день мы вновь проснулись около 6 часов утра, заказали в баре по тортилье (испанский омлет с картошкой) и отправились в Молинасеку. Пока еще я не чувствовал ни боли, ни усталости и был очень доволен, что я в такой хорошей форме (на самом деле, напоминание о том, что ты человек, начинаются с 3-4 дня пути). В этот день нам предстояло пройти около 25 километров довольно сложного трека, состоящего из постоянных подъемов и спусков – я был рад, что за день до этого купил себе посох в лавке, который сильно облегчил мне жизнь. Мы даже видели одну женщину в окружении мобильной бригады врачей, которая, видимо, упала и ударилась головой о камень.

На пути нам встретился один латвиец – мужик лет сорока пяти, с которым мы прошли целый день. Он довольно хорошо говорил по-русски: по молодости два года служил в Туле, где и выучил язык. Наверное, это единственный путник из встретившихся нам, который шел действительно по религионзным соображениям. У него довольно интересная биография. Когда-то он работал бухгалтером в Латвии, но потом связался с наркотиками и отстранился от нормальной жизни. Однажды поймав себя на мысли, что в его записной книжке – одни наркоманы и дилеры, он решил, что пора изменить свою жизнь и нашел помощь в религии. Сейчас он работает охранником общежития в Глазго и, по его словам, прекрасно себя чувствует. Он работает по 10 часов в день (однако он просто сидит перед монитором и ничего не делает) и получает за это 2000 фунтов в месяц, что хватает ему на съем квартиры и путешествия. Он рассказывал нам много занятных лайфхаков, с помошью которых живут его некоторые друзья. В Шотландии для членов Евросоюза есть пособия по безработице, а также (бинго) пособия для алкоголиков, что составляет 11 фунтов в день. Мужик сказал, что если вдруг мы захотим свалить из России, то он может нам найти жилье и нелегальную работу по 7 фунтов день – крайне интересное предложение.

В этот день мы вновь заселились в частную альбергу, но уже за 7 евро, где я познакомился с большой компанией преимущественно американцев и немцев, который идут с начальной точки Франции. В основном, это либо студенты, которые так проводят свои каникулы, либо работники с более гибким графиком работы, либо те, кто решил сменить свою текущую работу, предвательно пройдя Путь.

День 3 Molinaseca – Villafranca del Bierzo

На следующий день мы проснулись чуть раньше обычного – нам предстояло пройти целых 30 километров. Дорога, в целом, была легче, чем в прошлый день, но я начал впервые ощущать боль в мышцах ног – к спускам зал меня не готовил. Мы шли около 8 часов в хорошем темпе, обгоняя всех, кого встречали ранее. В Вильяфранка дель Бьерсо мы были около 2-3 часов дня, усталые и вонючие. Мы впервые заселились в муниципальную альбергу – там даже был вай-фай, однако кровати стояли очень тесно друг к другу, что ты еле проходил между ними.

В этом городе проходил какой-то 3-х дневный регги фестиваль: мы даже потом познакомились с чуваками-пилигримами, которые остались его послушать, а потом догнали нас, несмотря на то, что мы были на два дня впереди. Им пришлось идти по 50 км в день, но это хардкор, и только для тех, у кого есть палатки. Альберги могут быть переполнены уже к 2-3 часам дня, так что это реальное ограничение на твои передвижения.

В этот же день я познакомился с одним американцем из Флориды, с которым мы прошли вместе весь оставшийся маршрут. Он уже три года преподавал английский в Испании, а до этого выучился на политолога у себя дома. У него был очень понятный акцент и широкий кругозор, и мы очень интенсивно общались. Наверное, после 8 дней с нами, он уже стал экспертом по России – я рассказывал ему про 90-е, свое видение нашей политики, Путина, Немцова и т.д. Вообще, наверное, у каждого, кто со мной общался и узнавал, что я русский (что редкость на Пути), всегда возникал вопрос о том, как я отношусь к Путину. Я опущу здесь свой ответ, но мне кажется, вряд ли мое мнение сильно разнится от мнения читателей TJ, ну или, по крайней мере, это не так важно. В свою очередь, я задавал вопросы про Трампа и Хиллари, на что ответы были всегда одинаковы, что Трамп – мягко говоря, не самый умный человек. Хиллари большинство тоже не любит, но все-таки она намного лучше Дональда.

День 4 Villafranca del Bierzo – O Cebreiro

Четвертый день официально считается одним из самых трудных, так как он состоит из 25 километров равнины и 5 километров тяжелого восхождения до горной деревушки O Cebreiro. Многие из тех, с кем я познакомился ранее, разбили этот день на два и остановились в низине, мы же втроем с американцем прошли все 30 и были очень довольным этим: вид там незабываемый.

Мы заселились в единственную альбергу в деревне – она была на 160 человек и состояла из двух комнат, одна из которых была на 100 человек. Несмотря на это, там было довольно комфортно и уютно. Весь день мы провели, просто релаксируя и распивая напитки, так как делать там было особо нечего: вся деревня – это около 10 домов.

День 5 O Cebreiro – Triacastela

Следующий день мы проснулись как обычно: особо торопиться нам не нужно было, так как дневной маршрут был только 22 километра до Триакастела. Хочется особо отметить, что пробуждение на Пути для меня всегда было самой сложной частью. Обычно ты просыпаешься не от будильника, а от того, что рядом кто-то начинает шуметь. Ты открываешь глаза и различаешь темные силуэты людей (света в комнатах по утрам нету, а на улице еще темно), которые копошатся, собирая свои рюкзаки. Через несколько минут ты, пробираясь сквозь сон, находишь в себе силы, встаешь и присоединяешься к остальным. Умываешься, собираешь рюкзак, ешь (обычно остальные не ели с утра, а потом заходили в кафе по дороги, но мы обычно всегда покупали что-нибудь на утро) и выходишь на прохладную улицу (на севере Испании даже если днем + 35, то утром все равно достаточно холодно, и температура может отпускаться до + 7, иногда с ветром).

По прибытии мы заселились в очередную муниципальную альбергу, которая оказалась очень комфортной: в каждой комнате было всего по 4 человека. Там же мы познакомились с студентами из Британии: тремя девушками из Северной Ирландии и парнем из Англии. Конечно, я спрашивал их про Brexit, их мнение коррелирует с тем, что все мы читали: нафиг он им не сдался. Никто из них до последнего момента не верил в такой исход референдума, но все мы знаем, что из этого вышло.

Дни 6-10 Barbadelo, Portomarin, Ponte Campana, Arzua, Pedrouze

В последующие дни мы шли примерно по 20-25 километров в день и останавливались в перечисленных выше городах и деревнях. В Барбаделло мы жили в очень крутой частной альберге всего за 9 евро – там даже был бассейн. Мы специально прошли крупный город Саррия, чтобы остановиться именно здесь и быть впереди основной массы людей – именно в Саррии стартует большинство, так как официально дают сертификат паломника уже всего за 100 километров. Здесь к паломникам присоединяются всякие школьники, разные туристы, которые передвигаются без рюкзаков и так далее. Очень не советую начинать с этой точки: здесь уже вы не почувствуете настоящего духа Camino.

Портомарин – действительно очень красивый город, возведенный рядом с рекой Миньо. В нем мы впервые сходили посмотреть церковную службу, но так как мы совершенно не религиозны, в некоторые моменты было довольно неловко. На следующий день мы опять прошли мимо более крупное поселение Палас-де-Рей и остановились в очень уютной альберге в Понте Кампана.

В Арзуа мы впервые не успели заселиться в муниципальную альбергу: сразу к открытию в час дня уже выстроилась большая очередь. В Педроузо мы заняли последние места в частной альберге – такой ажиотаж там творился. Вообще многие после Саррии начинают бронировать себе места в Альбергах, так что если ты идешь слишком тихим темпом и заранее не резервируешь, то тебе вполне может не хватить места.

День 11 Monte de Gozo

Последние 20 километров мы разбили на два дня, чтобы специльно остановиться в Монте-де-Гозо, где есть муниципальная альберга на 500 человек. Мы же с нашими друзьями затупили и случайно заселились в другую альбергу, которая кстати, на удивление, была польская. На ресепшне сидела бабушка, которая не говорила по-английски и по-испански, зато знала русский. Это единственный случай, когда наш испаноговорящий американский друг оказался не в уделе, а на сцену вышел гордый русский парень в лице меня.

Монте-де-Гозо находится всего в 5 километрах от Сантьяго, и мы специально остановились там, что рано утром придти в финальную точку – получить сертификат и послушать службу для пилигриммов, которая начинается в 12 часов дня. В этом же городке мы встретили большую компанию, которую мы обогнали ранее, и с которыми в итоге вместе пришли в Сантьяго-де-Компостела.

День 12 Santiago de Compostela

Около 8 утра мы уже были на месте: пофоткались, получили сертификат и наслаждались окончанием нашего пути.

Церковная служба была торжественной и красивой: музыка органа и великолепный голос служительницы.

Мы пришли в Сантьяго 24 июля, этот день как раз является преддверием дня Святого Иакова 25 июля. В городе царила атмосфера праздника, и ходили толпы туристов.

В этот день и последующие мы уже больше не ночевали в альбергах, а снимали комнаты через Airbnb и booking.com, что тоже было довольно трудно: все было переполнено.

Оставшиеся дни

На следующий день мы съездили в Финистерру, так называемый «end of the world», где побродили по пляжу, насладились океаном и проводили закат на берегу с маяком.

Американский дед, которого мы встретили в начале пути, рассказывал нам, что в первой свой поход провел в Финистерре целых 8 дней, и его можно понять.

Заключение

В заключение хочется сказать, что Путь Иакова – это отличная возможность организовать себе приключения, это что-то среднее между традиционным походом, отпуском на море и туром по городам Испании. Мне кажется, что каждый найдет себе в нем что-то по душе. Пока же это была самая крутая поездка в моей истории путешествий.

Let's block ads! (Why?)