Самое обсуждаемое дело в Великобритании привело к протестам: участники требуют обеспечить женщинам безопасность.
4934 просмотров
В начале марта в Лондоне пропала женщина. Её искали всей страной и спустя неделю нашли мёртвой. Главным подозреваемым стал полицейский. Это заставило женщин, которые и так давно жалуются на насилие со стороны мужчин, почувствовать себя в ещё большей опасности.
На выходных несколько сотен лондонцев собрались на акцию в парке, где в последний раз видели убитую женщину. Разгон полицией возмутил общественность, так что руководство ведомства даже призвали уйти в отставку. Теперь в городе проходят масштабные протесты, а премьер-министр обещает сделать жизнь женщин в стране безопаснее.
С чего всё началось: пропажа и убийство Сары Эверард
3 марта жительница Лондона Сара Эверард вышла от подруги в районе Клэпхэм и отправилась домой в районе Брикстона. В 21:30 на одной из улиц 33-летнюю женщину зафиксировала камера наружного наблюдения. К тому времени она шла уже около получаса и находилась в районе парка Клэпхэм-Каммон, а до дома ей оставалось около 20 минут. Больше Эверард не видели.
В следующие дни Эверард искали в районах вокруг места пропажи. Волонтёры круглосуточно прочёсывали улицы, парки, скверы и осматривали пруды, распространяли фото и описание в соцсетях и общественных местах Лондона. Полицейские просматривали записи камер наблюдения, а также призывали жителей районов, где проходила Эверард, проверить записи с личных камер, домофонов и видеорегистраторов.
Новости о судьбе Эверард не появлялись неделю. Родственники беспокоились, поскольку такие внезапные исчезновения для неё несвойственны.
9 марта полиция задержала коллегу — 48-летнего сотрудника командования парламентской и дипломатической охраны Уэйна Казинса. По версии следствия, он причастен к исчезновению Эдвард, а ещё ранее, в конце февраля, показывал гениталии другой женщине без её согласия. Позже Казинс получил статус подозреваемого по делу об убийстве. В его доме в графстве Кент, неподалёку от Лондона, провели обыск. Предполагаемую сообщницу отпустили под залог, а суд над Казинсом назначили на октябрь.
Подразделение, в котором работал Казинс, патрулирует Даунинг-стрит (с резиденцией премьер-министра), Вестминстерский дворец (резиденция парламента) и иностранные посольства. Во время преступления Казинс не находился на службе, отметили в полиции. Помощник комиссара Ник Эфгрейв заявил, что «тот факт, что арестованный является действующим офицером столичной полиции, шокирует и тревожит». Позже сама комиссар Крессида Дик добавила, что сотрудники «потрясены ужасной новостью» о возможной причастности их коллеги к убийству.
10 марта в лесу города Эшфорд полиция обнаружила человеческие останки. Их нашли расследователи по делу об убийстве женщины, отметив, что пока не смогли их опознать.
Протесты, разгоны и требования об отставке главы полиции
Депутат «Партии женского равенства» и кандидат в мэры Лондона Манду Рид заявила, что расследовать преступление должно другое подразделение. «Полиции нельзя доверять, когда дело касается насилия в отношении женщин. Прошлогодняя жалоба показала, что лояльность к офицерам может препятствовать правосудию для женщин, заявляющих о жестоком обращении», — добавила Рид. К этому призывала не только депутат, но и британская общественность.
Теперь лондонской полиции предстоит выяснить, должным ли образом сотрудники расследовали жалобу на публичную демонстрацию Казинса своих половых органов жительнице Лондона.
После исчезновения Эверард полицейские обошли дома в районе пропажи, призывая женщин не выходить в тёмное время суток. Многим такие призывы не понравились — они сочли, что вместо того, чтобы запирать женщин дома, нужно делать улицы города безопасными. Тогда же активисты создали движение «Верните улицы».
Мэр Лондона Садик Хан согласился, что улицы столицы небезопасны для женщин. «Если вы женщина или девушка, ваши впечатления от нашего города, в любом общественном месте, будь то работа, улица, общественный транспорт, сильно отличаются от [ощущений], если вы мужчина или мальчик. Важно, чтобы такие люди, как я, занимающие влиятельные и влиятельные должности, понимали это и принимали меры для решения этой проблемы», — добавил политик.
Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон заявил, что сделает всё, что от него зависит, чтобы «на улицах было безопасно, и чтобы женщины и девушки не подвергались преследованиям или жестокому обращению». Какие конкретно меры примет правительство, Джонсон пока не сообщил.
Активисты призвали жителей Лондона и других городов выйти на пикет в память о Эверард и других жертвах. Организаторы попросили соблюдать социальное дистанцирование и носить маски, чтобы уберечь окружающих от Covid-19. Однако согласовать пикет им не удалось — лондонская полиция запретила проводить мероприятие из-за коронавирусных ограничений.
В ответ организаторы обратились в Высокий суд, заявив, что запрет полиции нарушает права граждан на мирные собрания. В тот же день суд отказал в проведении акции из-за пандемии коронавируса. Тогда организаторы призвали зажечь свечи у порога своего дома 13 марта в 21:30 — время, когда Эверард видели живой в последний раз.
К акции присоединились представители властей и королевской семьи Великобритании. Премьер-министр Борис Джонсон зажёг свечу на пороге дома, а Кейт Миддлтон побывала у временного мемориала Эверард в парке Клэпхэм-Каммон.
Вопреки требованиям полиции несколько сотен человек всё же собрались у мемориала Эверард с фонариками, свечами, цветами и плакатами: «Полиция не защищает нас», «Объединившись, сёстры не потерпят поражения» и другими.
Поначалу полиция не вмешивалась в акцию, только требуя от протестующих разойтись, однако позже задержала четверых человек. Одно из задержаний, во время которого два сотрудника положили протестующую Пэтси Стивенсон на землю, вызвали осуждающие крики собравшихся. Затем кадры попали во все британские СМИ и распространились в соцсетях.
Задержания жителей, которые хотели почтить память убитой Эверард, спровоцировали ещё большие протестные настроения. Крессиду Дик призвали уйти в отставку не только жители, но и некоторые политики. Лидер партии либерал-демократов Эд Дэви написал, что комиссар «потеряла доверие миллионов женщин»: «Это был полный тактический и моральный провал со стороны полиции».
Комиссар полиции отметила, что людям запрещали собираться из-за пандемии: «Офицеры должны действовать, если люди подвергают себя серьёзному риску». Дик добавила, что понимает чувства собравшихся и если бы не ограничения, сама присутствовала бы на пикете. «Я не хотела, чтобы пикет в память о Саре закончился [задержаниями]», — сказала она.
Действия полиции осудили и власти. Борис Джонсон заявил об «озабоченности» из-за задержаний на акции и встретился с представителями движения «Верните улицы». Садик Хан назвал реакцию полицейских «ни уместной, ни соразмерной», а также потребовал объяснений от Крессиды Дик. Позже мэр Лондона заявил, что не удовлетворён ответом комиссара и попросил провести полное расследование.
В следующие несколько дней после задержаний у мемориала убитой Эверард прошли митинги. Несколько сотен жителей Лондона 14 марта прошли шествием к Скотланд-ярду, а затем собрались у парламента с плакатами, скандируя: «Охраняйте людей, а не памятники». В знак протеста жители легли на площади у парламента.
Участники акции собрались не только из-за убийства Эверард. Причина намного глобальнее: женщины Великобритании давно жалуются на то, что не чувствуют себя в безопасности. Судя по опросу британского подразделения ООН, проведённому в январе, 71% жительниц Великобритании подвергались сексуальным домогательствам в общественных местах. Cреди девушек 18-24 лет этот показатель доходит до 86%.
Опрос показал, что чаще всего женщины в Великобритании встречаются с непристойным свистом и пошлыми высказываниями (51%), многозначительными пристальными взглядами (44%), а также нежелательными физическими действиями — от прикосновений и трения до ощупывания и попыток обнять (37%). В разговоре с The Guardian представители ООН добавили, что 96% респондентов не сообщали о случившемся. Жертвы зачастую не делали этого, поскольку «не думали, что это достаточно серьёзно» (55% из этой категории) и «сомневались, что это поможет» (45%).
Что именно власти Великобритании предпримут для защиты женщин, пока неизвестно. Борис Джонсон пообещал обсудить это с другими чиновниками в ближайшее время.