Спор кандидатов в президенты о будущем страны и первая реакция на это.
В закладки
Слушать
В ночь на 30 сентября в Кливленде (штат Огайо) прошли первые дебаты кандидатов в президенты США перед выборами, которые состоятся 3 ноября. Дональд Трамп и Джозеф Байден в течение полутора часов выступали на сцене университета Case Western Reserve. Дебаты, как и на прошлых выборах, модерировал журналист Fox News Крис Уоллес.
Каждому из кандидатов задали шесть вопросов, темы которых заранее оглашались: борьба с пандемией, перспективы экономики, протесты на почве расовой несправедливости, обеспечение прозрачности предстоящего голосования и ситуация с выбором нового члена Верховного суда США. Кроме того, ведущий отдельно остановился на предыдущей деятельности кандидатов.
Кандидаты обошлись без традиционного рукопожатия. Байден вместо этого приветствовал президента словами: «Как дела, дружище?». «Я в порядке», — ответил Трамп. С самого начала президент выбрал агрессивную тактику поведения: он постоянно перебивал и оппонента, и ведущего, выходил за рамки регламента и высказывал всё новые и новые обвинения в адрес Байдена. Дебаты усилиями республиканца всё больше превращались в хаос. В какой-то момент Байден не выдержал и прямо сказал Трампу: «Да заткнись ты уже» (You shut up, man).
Пользователи соцсетей критиковали Уоллеса за неспособность вести дебаты по порядку, однако многие сошлись во мнении, что с участием Трампа сделать это было просто невозможно.
Байден не стеснялся в выражениях. Он назвал Трампа «щенком Путина» и клоуном, переспросив у ведущего: «Была хоть минута, когда он не говорил?».
Фраза Байдена «You shut up, man» мгновенно разошлась по социальным сетям. Пользователи комментировали общий ход дебатов, назвав их «адовой вечеринкой».
На сайте Байдена практически сразу же после дебатов появился соответствующий мерч. Футболку с его предложением Трампу заткнуться можно купить за 30 долларов.
Борьба с эпидемией
Во время дискуссии о здравоохранении, которая заняла первые 30 минут дебатов, Трамп обвинил Байдена в попытке отменить частную медицину и подчеркнул, что «социалистическая» демократическая партия манипулирует своим кандидатом. Байден в ответ пообещал расширить программу Obamacare (которую так и не смог отменить Трамп), уточнив, что полностью одобряет программу партии.
В ответ Байден обвинил Трампа в том, что тот не принял должных мер по борьбе с эпидемией. В итоге умерло более 200 тысяч человек и около 40 тысяч новых заражений фиксируется ежедневно. Трамп парировал, заявив, что без принятых мер умерли бы миллионы, «хотя и одна смерть — это слишком много». Президент вновь обвинил в распространении коронавируса Китай и пообещал, что США получат вакцину «уже в ближайшие недели».
Хотя кандидаты спорили в прямом эфире, не отвлекаясь на перерывы, в их аккаунтах в Твиттере регулярно появлялись новые записи.
Выборы нового члена Верховного суда
На дебатах затронули назначение нового члена Верховного суда после смерти Рут Гинзбург: Трамп настаивает на избрании своего кандидата перед выборами, демократы настаивают на решении вопроса после голосования. Трамп подчеркнул, что избран не на три с половиной года, а на четыре, и что волен использовать своё право всё это время.
Байден заявил, что победитель выборов должен иметь право выдвинуть свою кандидатуру в Верховный суд. Он обратил внимание, что если предложенную Трампом кандидатуру утвердят, то у Белого дома появится возможность окончательно отменить Obamacare, то есть сделать то, что у неё не получалось прошедшие четыре года.
Перспективы экономики
Когда разговор зашёл об экономике, Байден немедленно атаковал Трампа, заявив, что тот будет первым президентом, после которого останется меньше рабочих мест, чем было до него. Демократ сразу же вспомнил тему неуплаты налогов и предложил президенту обнародовать свои декларации.
Трамп отверг обвинения, заявив, что потерял «целое состояние» из-за того, что вынужден был переехать в Вашингтон и заняться реформой правительства. Президент перешёл в контратаку на демократа, отметив, что всего лишь пользовался возможностью налогового манёвра, принятой ещё при Байдене — и, если тот не отменил её за 25 лет пребывания у власти, то это его вина.
Трамп заявил, что стараниями его администрации создана самая успешная экономика в истории. Он признал, что эпидемия коронавируса нанесла ей серьёзный урон, но отметил, что многие предприятия уже вновь открылись и более 10 миллионов человек вышли на работу, что, по его словам, «беспрецедентный успех».
Протесты на почве расовой несправедливости
Ведущий спросил Трампа, готов ли тот немедленно осудить насилие правых контрпротестующих, которое зафиксировано в ходе многочисленных акций. Президент заявил, что готов и хочет «видеть мир», но тут же оговорился, что всё насилие на улицах идёт на самом деле от левых и «антифа». Это немедленно вызвало волну возмущения в соцсетях.
Трамп спросил у Уоллеса, кого именно он должен осудить со сцены, и ведущий привёл в пример крайне правую группировку «Proud Boys». «Отступите и ждите» (Stand back and stand by), — обратился к ним президент в эфире.
Трамп вспомнил, что именно Байден в 1994 году называл афроамериканцев «суперагрессорами» и обращался с ними «так ужасно, как никто в этой стране». Президент назвал себя самым популярным республиканцем в темнокожих сообществах, отметив, что Байден не сделал для них «практически ничего».
Обеспечение прозрачности выборов
Байден пообещал, что признает любые итоги выборов, какими бы они ни были. Демократ подчеркнул, что если проголосуют все, то не будет иметь значения, признает ли это Трамп, поскольку тот проиграет. Президент в ответ разразился гневной речью, в которой вновь раскритиковал как крайне уязвимое к фальсификациям почтовое голосование. Республиканец сравнил длительное ожидание результатов с катастрофой и призвал своих сторонников «внимательно следить за голосованием».
Итоги дебатов и семейные проблемы
Трамп в какой-то момент отошёл от темы и неожиданно атаковал Байдена, вспомнив о проблемах, связанных с его сыном Хантером, упомянув так называемое «Дело Burismа».
Байден признал проблемы с наркотиками у его сына, но отметил, что гордится тем, что тот победил зависимость. Однако демократ полностью отверг, что Хантер Байден когда-либо получал от супруги экс-мэра Москвы Елены Батуриной 3,5 миллиона долларов. Демократ добавил, что если Трамп хочет поговорить о семье и этике, то разговор о семье действующего президента может длиться «всю ночь».
После дебатов каждый кандидат объявил себя победителем. Пользователи соцсетей выразили разочарование уровнем дискуссии. Опросы телеканалов зафиксировали, что зрители благосклоннее отнеслись к Байдену, нежели к Трампу.