Оппозиционер в коме уже шесть дней. В берлинской клинике ему вводят антидот.
В закладки
Слушать
Алексей Навальный четвёртый день находится в берлинской клинике Charité, куда его транспортировали из омской больницы с подозрением на отравление. Хотя врачи, оказывавшие политику помощь в Омске, утверждали, что его состояние связано с нарушением обмена веществ, в Charité заявили, что Навальный отравлен.
Основатель Фонда борьбы с коррупцией по-прежнему остаётся в коме. Его соратники требуют возбудить уголовное дело, но в Кремле считают, что повода для этого нет. TJ рассказывает, что известно к этому моменту
Берлинские врачи считают, что Навального отравили веществом из той же группы, что и «Новичок»
Навального привезли в Charité утром 22 августа. Через два дня клиника с разрешения его жены Юлии обнародовала результаты обследования: интоксикация веществом из группы ингибиторов холинэстеразы. Воздействие токсина доказали в нескольких независимых лабораториях. Сейчас они проводят широкомасштабный анализ, чтобы выявить конкретное вещество.
ИХЭ (ингибиторы холинэстеразы) блокируют передачу импульсов через нервную систему. Их аналоги используют в клинической деятельности, например, при анестезии, чтобы восстановить мышечную блокаду после операции, рассказал Русской службе Би-би-си Константин Балонов, заведующий отделом периоперационной медицины в отделении анестезиологии и реанимации в клинике Tufts Medical Center в США.
По словам сотрудника одного из профильных факультетов МГУ, сохранившего анонимность, класс ИХЭ делится на две группы: вещества, которые используют в терапевтических целях, и боевые отравляющие вещества. Они очень токсичны и в большой дозировке вызывают летальный исход.
Реаниматолог Михаил Фремдерман считает, что отравление Навального можно считать осознанным, так как против него использовали вещество из арсенала боевой токсикологии.
Балонов подтвердил, что ИХЭ — «из той же серии абсолютно», что и «Новичок», которым в марте 2018 года в Солсбери отравили бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочь Юлию. Опрошенные Би-би-си медики пришли к выводу, что у Навального были налицо симптомы отравления веществом из группы ИХЭ: потоотделение, крики от боли, потеря сознания. Эти вещества действуют на мускулатуру, дыхание, мышечный тонус, давление, работу сердца, нарушают регуляцию работы внутренних органов и нервно-мышечной системы.
Омский Минздрав утверждает, что исследования не выявили у оппозиционера отравления ИХЭ
В России отрицают, что Навального отравили. Министерство здравоохранения Омской области заявило, что при поступлении в больницу клиническая картина не показала характерного для отравления вещества из группы ингибиторов холинэстеразы. Тесты на ИХЭ в Омске показали отрицательный результат.
В то же время в больнице Навальному давали атропин, который используют в качестве антидота против ИХЭ. «В первые минуты после поступления инъекции этого препарата [атропина] пациенту были сделаны», — рассказал в эфире «Эха Москвы» заведующий отделением анестезиологии-реанимации №1 НМХЦ им. Пирогова Борис Теплых, который вылетал в Омск для помощи местным врачам.
Но врачи, по словам Теплых, ограничились двумя дозами препарата, потому что увидели, что он действует на пациента отрицательно: «Это можно потом уже обсуждать: большая доза была, маленькая доза была. Но это обсуждалось, и это применялось». На вопрос о том, зачем было вводить атропин, если отравления у Навального выявлено не было, Теплых ответил, что реаниматологи ориентировались на один симптом, который требовал введения препарата.
Пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш, которая утром 20 августа сообщила о его отравлении, отметила, что диагноз не был её предположением. «То, что у Алексея „токсическое отравление“, сказали мне врачи скорой. [...] То есть первый же медик, который увидел Алексея, сделал такой вывод. Все последующие дни главврач омской больницы просто морочил всем голову», — пояснила она.
В Кремле, по словам Дмитрия Пескова, не понимают спешки с озвучиванием версии об отравлении Навального, так как вещество, обнаруженное в его организме, пока не установлено.
Соратники Навального требуют возбудить уголовное дело. Кремль считает, что поводов для этого нет
Ярмыш рассказала, что сразу после госпитализации Навального его соратники подали заявление об отравлении в Следственный комитет и полицию. Они считают, что оппозиционера отравили намеренно, и винят в этом российские власти. О возбуждении дела к этому моменту не сообщалось.
Евросоюз призвал Россию расследовать ситуацию с Навальным и «осудил то, что кажется покушением» на политика. «Крайне важно, чтобы российские власти незамедлительно инициировали независимое и прозрачное расследование отравления», — заявил верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель.
В Кремле пока не видят необходимости для возбуждения уголовного дела. Песков допустил, что такой повод появится, когда установят вещество, а то, что Навальный отравлен, будет подтверждено.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин поручил комитету по безопасности проанализировать, не был ли инцидент с Навальным попыткой извне обострить ситуацию в России. «Заявления Меркель и Борреля заставляют посмотреть на эту ситуацию по‑другому и задаться вопросом: а не провокация ли это со стороны Германии и других стран Евросоюза, призванная сформулировать очередные обвинения в адрес нашей страны», — сказал Володин. Он обратил внимание на то, что это произошло после выборов в Белоруссии, «когда началось давление на Россию из‑за рубежа».
Навальный всё ещё в коме. Серьёзной опасности жизни нет, но врачи не исключают долгосрочных последствий болезни
Политик по-прежнему находится в реанимации в состоянии искусственной комы. В Charité рассказали, что серьёзной опасности для его жизни нет. Но исход болезни неясен. Она чревата долгосрочными последствиями, особенно для нервной системы. Навальному вводят атропин.
В СМИ распространилась цитата Яки Бизиля, основателя благотворительной организации Cinema fоr Peace, которая помогла с транспортировкой Навального. Некоторые российские издания ошибочно перевели его слова из интервью немецкому изданию Bild, якобы политик «выведен из строя» на несколько месяцев. Однако Бизиль не говорил, что столько времени потребуется на восстановление, он имел в виду, что Навальный на это время будет «исключён из политики».
Пресс-секретарь Навального попросила не реагировать на «заявления о здоровье Алексея, сделанные посторонними людьми». Она уточнила, что проверенные сведения о состоянии политика могут поступать только от врачей клиники или от неё.
Навальный потерял сознание утром 20 августа во время полёта из Томска в Москву. Самолёт экстренно посадили в Омске. В тяжёлом состоянии его ввели в кому. Российские врачи утверждали, что состояние оппозиционера связано с нарушением обмена веществ.
Семья и коллеги Навального уверены, что его отравили. Они хотели перевезти его в берлинскую клинику, специализирующуюся на токсикологии, но российские врачи называли транспортировку рискованной и настаивали на продолжении лечения в Омске. Вечером 21 августа они всё же дали согласие, и следующим утром Навального доставили в Charité.