В текущей редакции законопроект не защищает жертв побоев и не распространяется на тех, кто живёт вместе вне брака.
В закладки
Законопроект о профилактике семейно-бытового насилия — один из самых обсуждаемых документов последних месяцев. В Москве и Петербурге проходили митинги с требованием принять закон, активисты запускали петиции и организовали в соцсетях флешмоб #янехотелаумирать.
29 ноября Совет Федерации опубликовал свою редакцию законопроекта, которую уже раскритиковали за неэффективность и отсутствие конкретики. TJ ознакомился с документом и узнал, что вошло в его последнюю версию, а что — нет.
- Под понятие «семейно-бытовое насилие» подпадают умышленные действия, причиняющие физические, психические страдания или имущественный вред. При этом они не содержат признаки другого административного правонарушения или уголовного преступления;
- Подвергаться семейно-бытовому насилию могут супруги, бывшие супруги, люди, имеющие общего ребёнка, близкие родственники и люди, живущие вместе и ведущие совместное хозяйство. Нарушителем может быть только совершеннолетний;
- Полиция, прокуратура, общественные организации, омбудсмены, органы власти, медицинские и другие учреждения должны участвовать в профилактике и помощи пострадавшим;
- Если насилие продолжается или есть угроза его повторения, жертвам должны помогать с защитой вне зависимости от того, возбуждено ли уголовное дело — по заявлению пострадавшего или его представителя;
- До суда полиция может наложить на потенциального агрессора защитное предписание на 30 суток — оно запрещает контактировать с жертвой и разыскивать её. Если мера окажется неэффективной, суд может продлить её на срок до года. Нарушителя ставят на профилактический контроль;
- Профилактика семейно-бытового насилия также включает в себя социальную реабилитацию пострадавших, психологические программы и правовое информирование.
Совфед не привлекал экспертов к работе над этой редакцией: рассказавшая об этом член рабочей группы Мари Давтян назвала текущую версию «не просто урезанной и сокращённой», но «ещё и во многом юридически безграмотной». По словам юристки Алёны Поповой, в таком виде закон не будет защищать жертв насилия.
В определении «семейно-бытового насилия» есть пометка: нарушение не должно содержать признаки административного правонарушения или уголовного преступления.
Из этого следует, что жертвы не смогут рассчитывать на незамедлительную досудебную защиту. Рассмотрение дела может занимать несколько месяцев: потерпевшие останутся без поддержки в острой фазе конфликта. А к нарушителю нельзя будет применить ни одну из мер, прописанных в новом законопроекте.
Ещё одна претензия правозащитников связана с определением потерпевших. Согласно законопроекту, нарушитель должен быть супругом, родственником или родственником супруга жертвы. В эту категорию не входят, например, люди, которые жили вместе в незарегистрированном браке.
Совфед предлагает выносить защитные предписания только с согласия потерпевшего. Но, как отметила Давтян, жертва может находиться в зависимом состоянии или испытывать страх из-за травмирующей психику ситуации. За нарушение предписания грозит административная ответственность, которая может оказаться недостаточным сдерживающим фактором.
Помимо ещё нескольких юридических замечаний, авторы законопроекта обратили внимание на то, что в качестве цели документа Совфед назвал не защиту жертв насилия, а содействие примирению сторон.
Обсуждение законопроекта продлится до 15 декабря. За это время в Совет Федерации можно отправить предложения по его доработке.