среда, 2 октября 2019 г.

Закрепляя тренды: обзор iPhone 11 Pro Max от профессионального оператора и фаната мобильной фотографии

Pro — не означает «профессиональный», но новые линзы всё равно упрощают жизнь.

В закладки

Аудио

iPhone 11 Pro Max Здесь и далее — фото Александра Рыбакова для TJ

19 сентября в России стартовали продажи iPhone 11, 11 Pro и 11 Pro Max. Максимальная версия смартфона отличается повышенным объёмом батареи, увеличенным размером дисплея и системой из трёх камер.

Профессиональный оператор и фанат мобильной фотографии Александр Рыбаков провёл неделю с iPhone 11 Pro Max и специально для TJ рассказывает о первой тройной камере в айфонах.

Общие впечатления

Я работаю режиссёром монтажа и оператором, а также продолжительное время увлекаюсь мобильной фотографией. В качестве основного устройства сейчас использую Google Pixel 3 XL, а до этого снимал на «картошки» от Xiaomi, вроде Redmi Note 3 и 5. Когда-то мне понравилась идея, что хорошего результата можно добиться, даже снимая на посредственные камеры смартфонов.

Я не стану погружаться в цифры и скучные технические характеристики, которых хватает в других обзорах. В iPhone 11 Pro Max меня больше всего интересует поведение камер в различных условиях: их сильные и слабые стороны, а также принципы работы. А ещё это мой первый в жизни айфон.

Если кратко — новые камеры классные: Apple постаралась максимально упростить процесс съёмки, чтобы пользователь не задумывался о показателях ISO, выдержке и других вещах. При этом не нужно ждать долгой обработки фото, пусть даже в сложных условиях: ставку сделали на рядового пользователя, который снимает через стандартную «Камеру».

Главное о тройной камере

Apple хочет убедить клиентов, что новая система сможет заменить вообще все их камеры. Но это не совсем так: хотя нововведений и достаточно, с линзами связано много особенностей. Я не считаю их недостатками, потому что айфон и его камеры кажутся мне самобытным устройством, к которому стоит просто привыкнуть.

Основная линза на 26mm f/1.8, судя по всему, не изменилась с iPhone XS: появился только ночной режим. Камера снимает очень хорошо — и в идеальных условиях и при слабом освещении получаются чистые «приземлённые» снимки.

Телеобъектив на 52mm с диафрагмой f/2.0 и широкоугольная линза на 13mm f/2.4 уже интереснее. Из-за разных фокусных расстояний от снимка с одного и того же ракурса можно получить совсем разный эффект.

При слабом освещении широкоугольная линза снимает темно и «мыльно». Те, кто уже попользовался новыми айфонами, отметили, что она «желтит» — это правда. Отличается не только температура и чёткость картинки, но и количество «зерна». К тому же позиции камер смещены относительно друг друга, но об этом стоит беспокоиться меньше всего.

Наиболее наглядно разница в расположении камер видна на записи видео

Но днём или при достаточном освещении чёткости широкоугольной линзы всё-таки хватает. Ведь самое главное достоинство «ширика» — подчёркивание сильных сторон геометрии окружения. И если получается сделать сильный снимок по композиции, что несложно с этой линзой, то лёгкая «мыльность» картинки — совсем не проблема.

Всё дело в широком динамическом диапазоне (Apple называет его Smart HDR, функция объединяет несколько снимков с разной экспозицией в одно фото — прим. TJ), который спасает большинство потенциально плохих кадров. Например, фото с неоном.

Неон для цифровых камер, особенно для мобильных — пока сильная беда и преграда. Это слишком жёсткий свет для подобных матриц, и большинство из них не справляются с таким типом освещения. Но айфон не только хорошо понимает градиенты, но и саму «природу» освещения. Даже при съёмке вблизи цвета не выжигаются.

Справедливости ради, красный или синий — всё равно слишком «сильные» моно-цвета. И можно легко заметить, как при их съёмке камера смартфона не справляется. Особенно с кожей.

Снимки с неоновыми иероглифами получились хорошими не только из-за разнообразия цветовой палитры и широкого динамического диапазона, но и потому что в помещении был хоть слабый, но основной свет. Сенсор мог на него «опереться» и сохранить оригинальные цвета так, как видит человеческий глаз.

Но и на видео камера с неоном работает хорошо. Даже несмотря на явный эффект от смены линз, нет ни мерцания, ни провалов по палитре. Только то самое переключение между фокусными расстояниями.

Хороший динамический диапазон основных камер — то, что мне очень понравилось в новом айфоне. С ним любые снимки кажутся лучше, а с учётом разных фокусных расстояний можно создавать драму прямо на пустом месте.

Если присмотреться к снимкам ниже, то можно заметить, как детали в светлых участках кадра, например, в окнах, не теряются и остаются различимы. Даже несмотря на явный контраст в цветах, основная камера справляется отлично, хотя широкоугольная линза в этих же условиях работает чуть хуже.

Это очевидно, но вы сами можете задавать приоритет той самой «динамичности». Если хочется, чтобы точно был виден определённый участок кадра (в моём случае, небо), достаточно просто ткнуть на него, и камера сохранит максимум визуальной информации.

Как ни странно, автоматика чаще всего работает лучше. В моём случае наиболее сбалансированным оказался снимок с автоматической настройкой, даже несмотря на разницу в цветовой температуре.

Как снимает ночью

Ночной режим доступен на всех трёх моделях iPhone 11. Он работает автоматически и включается, только когда устройство видит в нём необходимость. Камера сама определяет условия и в 9 из 10 случаев — не промахивается.

Некоторые мои снимки в вечернее время прекрасно обходились и без «ночного режима», а длина выдержки в среднем составляла 2-3 секунды. Можно принудительно поставить хоть все 10 секунд, но результат будет одинаковый. На всех моих снимках автоматическая выдержка не поднималась выше трёх секунд.

При этом фотографии получаются яркими, даже если на самом деле вокруг совсем темно. Но айфон не дал мне снять так, как я вижу глазами, и даже приукрасил реальность.

Возможно, многим понравится именно такой результат, да и для дальнейшей обработки он подходит лучше. Но есть ощущение, что снимки в ночном режиме становятся похожи на пасмурные дневные. Особенно хорошо это заметно на кадрах с городскими пейзажами на фоне неба.

При полном отсутствии освещения автоматика всё равно включала выдержку только на три секунды. Я вручную поставил 10, но не заметил разницы.

Вечером можно снимать и без ночного режима. Местный HDR прекрасно понимает условия, и даже широкий угол выглядит хорошо.

Иногда автоматическая обработка «шалит», и снимки получаются слишком жёлтыми. Эту особенность айфонов сложно назвать недостатком, некоторые её даже любят.

Пример «желтизны» на снимке

Pro Max поддерживает 10-кратный цифровой зум или двукратный оптический. Благодаря хорошим показателям диафрагмы, его можно использовать даже при слабом освещении после заката.

Как снимает днём

Сейчас почти все современные смартфоны хорошо снимают днём. Я не заметил у айфона каких-то сильных провалов по цвету или проблем с распознаванием условий съёмки.

Правда, камера всё ещё желтит почти во всех режимах, но я не отношу это к недостаткам. Тот же Pixel старается снимать естественно или драматично, а айфон, наоборот, ощущается приземлённым и простым. В крайнем случае, на пост-обработке всё равно можно что-то докрутить.

Чем интересна широкоугольная линза

Широкоугольной линзе можно найти применение даже в позднее время суток. Дело не в качестве, а в объекте съёмки и геометрии: например, на ВДНХ есть ракета, которую было классно снять именно с «ширика».

Смена фокусного расстояния заставляет двигаться и менять углы съёмки. Начинаешь искать в геометрии окружения новые особенности, которые ощущаются драматичнее за счёт оптических искажений.

В соседнем кармане у меня лежал Google Pixel 3 XL, камеру которого я очень люблю и считаю незаменимой почти всегда. Но после айфона я почувствовал, как сильно я скован в перемещениях из-за отсутствия других фокусных расстояний и «нормальности» картинки в Pixel. И всё-таки ночной режим на широкоугольной линзе не помешает.

При съёмке на устройство Google я начинаю думать не о ракурсах, а скорее о том, влезет ли объект съёмки в кадр. Те, кто занимается фотографией, знают, что снимая с фиксированного объектива у тебя больше мотивации двигаться и менять позиции. Но иногда это попросту неудобно и есть необходимость сменить объектив.

iPhone же позволяет буквально одним движением пальца по экрану менять крупность плана. Это даёт куда больше свободы, а порой и мотивации ещё больше двигаться, поскольку, разные фокусные расстояния создают разное впечатление.

Портретный режим — не только для портретов

Многие хвалят портретный режим, но я остался к нему равнодушен. С распознаванием лица всё хорошо, даже против контрового света, ночью или с моно-цветом. Но чтобы влезло не только лицо, но и окружение, приходится вытягивать руки, а это не всегда удобно.

В основной камере всё куда интереснее. Например, мне понравился контроль диафрагмы: можно размывать фон настолько сильно, насколько хочется.

Но бывают и ситуации, когда камера совсем не понимает, что перед ней и даже контроль диафрагмы или смена позиции съёмки не помогают. Конечно, есть разные режимы портрета вроде «студийного света», но в таких случаях всё равно получается что-то странное.

Как снимает видео

Стабилизация в видео неплохо работает даже ночью. Если вы ходите покачиваясь, как я, то стабилизатор, конечно, не спасёт. К тому же камера расположена так, что не всегда понятно, как ухватиться за смартфон и не попасть пальцами на широкоугольную линзу.

По палитре и динамическому диапазону при записи видео всё очень хорошо. Хотя между фронтальной камерой и основной чувствуется серьёзная разница: если снять что-то в одном и том же месте, то уровень детализации будет совсем разный.

Так работает стабилизация с фронтальной камеры и при слабом освещении. Снова приходится сильно вытягивать руку
Так снимает видео фронтальная камера при сильном контровом освещении
Так снимает видео основная камера. Оставил лицо в кадре, но с широким углом, чтобы был виден динамический диапазон
Замедленная съёмка в условиях низкой освещённости с основной линзы
Замедленная съёмка в условиях посложнее. Ближе к концу видно, как слоумо ведёт себя во время зума

Когда света совсем немного, камера справляется с градиентами несколько хуже. Разница между экспозицией на разных линзах становится очень заметна, а светлые участки сильно выделяются. Но если сделать резкий зум, то переходы не так видны.

Вывод — в этот раз без «прорыва»

Блогер Дейв Ли недавно сказал, что iPhone 11 — завершение очередного цикла Apple, как с точки зрения дизайна, так и технологий. А вот iPhone 12 якобы привнесёт те изменения, которых ждут от компании.

Я не техногик и до этого айфонами особо не пользовался, но мне кажется, что в этих словах есть логика. Apple добавила возможности вроде «Ночного режима» или широкоугольной линзы только сейчас — когда, казалось бы, в этом нет ничего нового.

iPhone 11 просто закрепляет всё то, что уже популярно в одном устройстве. Но это не пик технологий, особенно в плане камер.

Тем не менее мне понравилось снимать на новый айфон. Особенно впечатлила простота обращения и быстрая автоматическая обработка снимков. У каждой из линз свои особенности: если стандартная привычна почти каждому, то широкоугольная потребует привыкания больше остальных из-за чёткости, температуры и светосилы.

Мне нравится, как смартфон снимает по умолчанию, но для своего инстаграма снимки я бы всё равно обработал. Обычно я использую для этого VSCO в связке со Snapseed на Pixel. Эти программы есть и для iOS, а времени на обработку уходит примерно столько же. Чаще всего я лишь применяю понравившийся мне фильтр, правлю освещение и корректирую перспективу.

На момент написания обзора на айфоне была iOS 13.1, но возможно, в будущих обновлениях широкоугольная камера тоже получит ночной режим и улучшенную цветопередачу. Или настройки камеры перенесут из основных «настроек» в более удобное место.

В целом для снимков в Инстаграме камер нового айфона хватит с лихвой. К тому же легко обрабатывать снимки даже с широкого угла. Так что это очень удобная и быстрая камера, которая хоть и не заменит весь парк камер, которые некоторые берут в путешествия, но определённо облегчит жизнь.

Let's block ads! (Why?)