История о том, как роскошные смартфоны в золотых корпусах не вынесли жизни в эпоху Apple.
13 июля 2017 года британский производитель смартфонов Vertu закрыл основную фабрику в Великобритании из-за долга в 165 миллионов долларов. Компания несколько раз пыталась восстановить позиции, утерянные с появлением iPhone, но с каждым годом телефонами стоимостью от 6 до 20 тысяч долларов интересовались всё меньше
Некогда служившее атрибутом роскошной жизни устройство не только не сумело стать соперником современным смартфонам, но и уступило Apple в борьбе за состоятельных покупателей.
За что полюбили Vertu
История Vertu началась в 1998 году, когда Nokia основала компанию по производству телефонов премиум-класса для знаменитостей и зажиточных людей. Авторы сравнивали Vertu с дорогими часами, дизайн которых моментально привлекает внимание.
Первые телефоны появились в 2002 году — сделанные из прочного материала, инкрустированные золотом, а иногда и алмазами, они стоили в среднем по 11 тысяч долларов. Функции устройства почти не отличались от тогдашних аналогов — в первую очередь гаджет предназначался для богатых и успешных людей, мало интересующихся технологическими прорывами. Каждую модель вручную собирали мастера, прошедшие 6-месячную подготовку. На сборку уходило около 4 часов, а затем специалист гравировал устройство личной подписью.
По словам производителей, Vertu покупали любители «маленьких нюансов». Под ними подразумевались дорогостоящее покрытие из золота, титановый корпус и экран из сапфировой плёнки, который почти невозможно поцарапать. Иногда модели отделывали телячьей или страусиной кожей. Рингтоны для телефона записывал Лондонский симфонический оркестр.
Самой популярной моделью Vertu стал кнопочный телефон Signature 2002 года выхода — он покрывал 30% всех продаж компании. В организации утверждали, что эту модель покупают «очень элитарные люди», которым нужно простое устройство для звонков с долгоиграющей батареей, а не смартфон с интернетом.
Из функций «современной» версии Vertu самой важной считалась функция «консьерж». Она впервые появилась в 2014 году в модели Vertu Signature Touch стоимостью в 10 тысяч долларов. Уникальность сервиса была в том, что любой запрос владельца телефона, будь то бронь билета на самолёт или доставка ужина, выполнял живой человек.
Помощники работали круглосуточно, а само приложение первый год было бесплатным. За следующий год просили около 3 тысяч долларов. По словам журналиста Wired, как-то он попросил «консьержа» забронировать столик в дорогом ресторане. Репортёр заранее узнал, что все места в заведении заняты на две недели вперёд.
Тем не менее вскоре ему сообщили, что место забронировано. Во время всего использования приложения к журналисту относились крайне уважительно, имитируя чопорные манеры английской прислуги.
«Телефон для богатых и безвкусных»
В 2007 году, когда на сцене появился первый iPhone, авторы Vertu осознали зыбкость своего положения. У их телефона не было удобной операционной системы, тачскрина, достойной камеры — ничего, что могло бы конкурировать с Apple. С этого начался путь Vertu к банкротству, хотя тогда положение ещё можно было поправить.
К iPhone не был готов ни один производитель телефонов, но уже вскоре у флагмана Apple появились достойные соперники на платформе Android. Авторы «роскошного» телефона в это время не могли решиться на перемены. Вдобавок к этому владелец Vertu, компания Nokia, страдала от кризиса идей и не могла отвлекаться на второстепенное устройство для богачей.
Так Vertu потеряла шесть лет, топчась на одном месте. В 2012 году Nokia продала бренд шведской инвестиционной организации EQT Partners AB за 228 миллионов долларов. И только с приходом нового руководства в 2013 году Vertu начала догонять конкурентов. В том же году вышла модель Vertu Ti, работающая на Android. За ней последовали ещё несколько схожих версий, отличающихся большей мощностью и функциональностью.
Сервис «консьерж» действительно привлекал к себе внимание, но недолго. Заказать еду, забронировать билет или место в ресторане можно было и на обычном смартфоне, просто найдя соответствующий пункт на официальном сайте.
Пользователей Vertu приглашали на закрытые вечеринки, но и это преимущество мало волновало поп-звёзд, которые и так могут попасть почти на любое мероприятие бесплатно, но при этом прийти с удобным и красивым айфоном.
Холодной дизайн Vertu отталкивал: покупателям казалось, что они взяли в руки телефон спецагента, а не повседневное устройство. С критикой «роскошного» телефона выступало и издание The Verge, называя Vertu «телефоном для богатых и безвкусных».
Осуждали и новые модели: они разряжались за полдня, а новую батарею вставить не получалось — она прочно фиксировалась внутри корпуса. Кроме этого при долгом использовании задняя часть телефона нагревалась слишком сильно.
И именно в 2013 году, когда команда Vertu попыталась вернуть себе утраченные позиции, их вновь настиг iPhone. В сентябре Apple выпустила iPhone 5S в позолоченном дизайне, вызвав резонанс среди покупателей. Многие всерьёз стремились приобрести именно эту модель, хотя технически она ничем не отличалась от других.
Писательница Шина Айенгар объясняла этот феномен подсознательным желанием не просто обладать айфоном, но и открыто заявлять об этом с помощью вызывающего цвета. Возможно, появление такой альтернативы от Apple тоже повлияло на падение Vertu. Ведь после этого компании-посредники начали активно продавать и позолоченные и алмазные айфоны по средней стоимости в 13 тысяч долларов. Это чуть больше стоимости среднестатистического Vertu.
Впрочем, золотой или бриллиантовый айфон редко можно увидеть в руках у знаменитостей. Он не нужен даже Ким Кардашьян (хотя иногда она и развлекается с дизайном iPhone), как определённо ей не нужен и Vertu. То же самое можно сказать и об Элоне Маске, Марке Цукерберге или Брэде Питте.
Они ходят с теми же айфонами, что и обычные люди. Кричащие о своей высокой цене смартфоны всё меньше привлекают людей. Зачем тратить 10 тысяч долларов на бриллиантовый iPhone 6, если через год выйдет очередная модель? Версии смартфонов теперь выходят так часто, что сама концепция роскоши изменилась. Теперь она заключается не в фешенебельном дизайне, а в новизне и технических свойствах модели.