понедельник, 5 июня 2017 г.

Блог вместо экзамена, online-курсы и много каникул

Мой первый учебный год в финском университете.

В предыдущий раз я рассказывала о том, как я поступала в финский университет и как начинался мой учебный год. За окном июнь, а значит пришло время рассказать, чем запомнился этот год в Финляндии.

Я учусь в городе Миккели в университете прикладных наук ХАМК (бывший МАМК) на специальности Environmental Engineering. Первый учебный год прошёл очень быстро, так как было очень много всего нового именно с точки зрения переезда в другую страну.

Что изучали?

Первый семестр мы изучали азы информатики, финского языка, математики, физики и химии. И вот уже с января начались лекции по специальности: микробиология, waste management, введение в науки об окружающей среде, санитарное состояние окружающей среды (environmental health), почвоведение, возобновляемые источники энергии и законодательство.

Не могу сказать, что мы покрыли много материла во время занятий, но в целом, они помогли понять насколько интересно заниматься в этой области и какая из них наиболее привлекательная, чтобы продолжить изучение самостоятельно. В Финляндии делается упор на самостоятельное обучение как в школах, так и в университетах.

Четыре выходных дня

Какие-то лекции пропускались даже отличниками, а какие-то пары побивали все рекорды по посещаемости. Обязательное посещение у нас было только по курсу финского языка. А однажды в течение двух месяцев у нас вообще стояла лишь одна пара в среду и совсем ничего по пятницам, и мы отдыхали целых четыре дня в неделю. В остальное время у нас было только три выходных.

Кстати, официально мы не знаем оценок друг друга — когда преподаватели публикуют результаты работ, каждый ученик зашифрован кодом, который знает только он и преподаватель. Все они стараются никого не выделять и не заводить «любимчиков» — лучшим подтверждением тому является моя четвёрка у Ханну — а ведь мы с ним так подружились!

Оригинальный способ изучения

По санитарному состоянию окружающей среды (environmental health) мы вели дневник изучения (learning diary), где мы описывали все свои мысли до, во время и после лекций по топикам. Нас не ограничили никакими рамками, каждый мог вести его в любом формате. Вот, например, мой в виде интеллект-карт и коротких заметок. С одной стороны, мотивация приходить на лекцию состояла в том, чтобы писать этот блог сразу на паре, а не читать слайды дома и выдумывать комментарии, а с другой стороны, преподавательница хорошо преподносила предмет: с шутками, с примерами на нашем сегодняшнем обеде и постоянным повторением материала. Она поделилась с нами, что недавно закончила выходные курсы для повышений квалификации, и именно оттуда позаимствовала идею ведения блога в свободном формате студентами. Кроме блога мы делали case-study и активно дискуссировали в классе. Никаких экзаменов в конце. И, могу сказать, это единственный курс, по которому я запомнила больше половины.

Объективно скучные лекции

Но не все лекции были интересными. Например, преподаватель по waste management просто зачитывал слайды всю лекцию, а потом давал тему для групповых презентаций, поэтому очевидно, что на лекцию никто не приходил и презентации сдавались одним человеком из команды. По введению в науки об окружающей среды преподаватель заявил, что учится вместе с нами и все пары зачитывал незнакомый ему текст со слайдов, доставшихся ему от предыдущего учителя. Как правило, такие преподаватели и устраивают старомодные экзамены во время сессии, но об этом чуть позже.

По микробиологии преподаватель раздал узкие топики группам студентов, два месяца мы их не делали — как всегда ждали последней недели. После презентации от каждой группы у нас началась долгожданная практика в лабораториях. Когда мы пришли на занятия, мы заметно расстроились, так как за нас уже было всё взвешено и расставлено. Студентам лишь оставалось всё смешать по инструкции и получить сыр или вырастить бактерии с руки и посчитать колонии. По окончании курса — репорт и отзыв преподавателю. Репорт помог понять, что же происходило во время лабораторных работ с научной точки зрения, но в целом как-то обидно, что базовая наука прошла мимо. Финны апеллируют тем, что кому это интересно — идут за дополнительным материалом в библиотеку.

Как улучшить преподавание?

Преподаватели признают свои ошибки, и стараются прислушиваться к тому, что говорят студенты. Постоянно просят заполнять feedback-формы и улучшают какие-то моменты по нашим запросам.

Более того, раз в год у каждого департамента проводится встреча, где обсуждают все плюсы и минусы программ. Так как я много чего отрефлексировала по учебному процессу и стараюсь всегда оставлять отзывы преподавателям, я решила пойти в этом году от первокурсников.

Как оказалось, претензии первого курса точно такие же как у ребят из четвёртого. Посмотрим, что они поменяют для будущих первокурсников. Которых, как говорит статистика поступления, будет очень мало из-за введения платы за обучения.

Правда можно самим выбирать курсы?

У нас уже есть обязательный список предметов с желательным распределением по годам. Но если ты чувствуешь, что у тебя хватает времени, то можно брать лекции старших курсов, если они не совпадают по времени с твоими. Мечта с полностью персонализированным расписанием, конечно, не воплотилась, но помимо обязательных курсов для моего года я взяла парочку по культуре Финляндии, почвоведение за 3 курс и онлайн-курс по возобновляемым источникам энергии из списка дополнительных (которых нужно набрать около 8 за все года).

В общем, у тех, кто хочет поскорее получить диплом, есть все шансы закончить университет хоть и не за два года, но за три вместо четырёх официальных.

Что, и онлайн курсы есть? А coursera подойдёт?

Некоторые курсы полностью проводятся в онлайне. Там – довольно скучные видео-лекции, которые можно просмотреть в любое время (например, перед сном) и много дополнительного материала. Радует, что, например, в конце курса по энергетике нужно было написать репорт в команде, создать ролик и написать тестовый экзамен.

И да, если ты проходишь курс на онлайн платформах в интернете, то его могут засчитать вместо обязательного (если структура будет похожая, что редкость) или хотя бы дополнительного.

Как сдавали сессию?

Всего у нас было три формы экзамена: стандартная вопросно-ответная по двум курсам, заранее с даными вопросыми по другому и непредсказуемая по финскому языку. Так таковая «сессия» в Финляндии — это неделя (максимум две), где у тебя в основном только один экзамен в день и нет пар. Лично я не испытывала никакого стресса и давления, потому что знала, что могу спокойно пересдать ещё два раза (через месяц и осенью) или полностью перепройти курс.

На одном из экзаменов (тех, что в стандартной скучной форме) кто-то из ребят списывал с телефона, и его сдали одногруппники. В результате, экзамен аннулировали, и мы его переписывали на следующей неделе. Возможность списать всегда есть, но мало кто пользуется: последствия серьёзные (исключения из университета), эмоции неприятные (разговоры с главой департамента), да и сами экзамены несложные.

Внизу прикреплены некоторые мои оценки, и как можно заметить, по законодательству я получила 1 (из 5), поэтому осенью меня ждёт пересдача по этому курсу. Я просто не учила материал во время учебного процесса, и опытным путём выяснила, что подготовка в ночь перед экзаменом не для меня.

Некоторые мои оценки, июнь 2017. Средний балл 4,19

Чем занимались в свободное время?

В конце каждого семестра мы с группой ходим в лес: покататься на зимнем велосипеде, полюбоваться финской природой и обменяться впечатлениями и ожиданиями от следующего семестра. Наверное, из-за того, что у нас international группа (ребята из Вьетнама, России, Дании, Латвии, Венгрии) мы редко собираемся вместе во внеучебное время, а общие походы куда-либо редко насчитывают более 15 человек. Однако всегда можно найти компанию для любой активности: вечера настольных игр, просмотров фильмов, а также мы ходим вместе в зал, играем в баскетбол, волейбол. Один раз с ребятами из Литвы взяли второе место на местном чемпионате по баскетболу!

Поездка в Нидерланды от университета

У нашего университета есть несколько программ, по которым можно поехать куда-нибудь. И вот в марте меня и ещё 5 студентов XAMK отправили в Нидерланды для того, чтобы поучаствовать в международном проекте NEPTUNE. Мы насладились и атмосферой Амстердама, и получили опыт работы в команде с людьми из разных стран, а самое главное — помогли улучшить завод по очищению воды в Леувардене. Больше тут на английском.

Даша-путешественница

Помимо поездки в Нидерланды (которая спонсировалась нашим университетом), мы с подругой решили попутешествовать в близлежащие страны. Всего у нас четыре сезона каникул: неделя весной и осенью, три недели зимой и четыре месяца летом, поэтому из студентов тут путешествует каждый второй, причём студенческим стилем: couchsurfing для жилья, ночные билеты на автобус и еда в Макдоналдсе. Так мы осенью съездили в Стокгольм, заехав при этом в пару крупных финских городов, а весной отправилась по Прибалтике: Таллинн, Рига, Вильнюс.

Четыре месяца свободы. Или продолжения учёбы?

Официально мы закончили учиться 1 мая. Однако для тех, кто хочет поднабрать больше учебных кредитов или углубиться в предмет, есть добровольный летний семестр: в этом году все курсы проводятся онлайн, причём можно выбирать из курсов других университетов прикладных наук в Финляндии. На английском языке курсов около 100, и всего пять по нашей специальности. Поэтому я выбрала себе междисциплинарные науки и планирую провести лето в Финляндии за самообразованием, как нас здесь и учат.

Спасибо за поддержку и вопросы под предыдущими статьями. Скоро напишу об интересном проекте, в котором успела поучаствовать этим летом, а также о других летних активностях.

Чтобы узнать больше о студенческой жизни в Финляндии, подписывайтесь на мой инстаграм @daria_check.

Let's block ads! (Why?)