среда, 28 июня 2017 г.

«Трудись и молись»: как паблики c мемами и футболки Barking Store помогают спасать бездомных собак

И кто делает остроумные принты с пушинами и собаками на фоне автозаков.

Гоп-пушины, пёс Дружок на фоне автозака, капибары и кот, призывающий к труду и молитве, — герои футболок марки Barking Store. За три месяца увлечение активистов Романа Белоусова и Маши Климовой DIY-принтами переросло в небольшой бизнес, захватило ленты Фейсбука, «ВКонтакте», Твиттера и Инстаграма, а главное — помогло бездомным собакам и кошкам обрести дом. TJ поговорил с основателем онлайн-магазина о подмосковном приюте 50pets и о том, как мемы и смешные рисунки с животными могут стать социально полезными.

50pets

Роману Белоусову 31 год. Он не считает себя сверхчувствительным человеком, хотя признаёт, что с трудом может пройти мимо несчастной собаки. Не окончив биологический факультет МГУ из-за отказа участвовать в опытах над животными, Белоусов стал организовывать митинги за стерилизацию беспризорных собак и против их отстрела, работать в оппозиционной подмосковной газете «Жуковские новости», комитете «Гражданское содействие» и Центре охраны дикой природы.

Любовь к животным ему привили родители. В детстве он вместе с ними подкармливал бесприютных дворняг и забирал их к себе домой на передержку. Так как пристроить удавалось далеко не всех, четвероногие оставались в московской квартире Белоусовых. «Жить в однушке с пятью собаками непросто, поэтому то ли в 2004, то ли в 2005 году мы начали снимать дом за городом», — рассказывает Роман.

Там количество собак достигло критического числа восемнадцать. Белоусов объясняет, что в этом деле всегда сложно найти баланс: взять всех беспризорных животных невозможно, а отказать кому-то — сложно. «Нужно брать на себя столько, сколько можешь», — говорит он.

Когда ситуация с собаками нормализовалась, появились кошки, и Белоусов понял, что «такую ораву самостоятельно тянуть невозможно». На деньги от продажи квартиры он вместе с матерью Еленой купил участок в Подмосковье и построил дом, где уже пять лет работает их семейный приют 50pets.

Животные здесь повсюду: на веранде живут одни собаки, внутри дома — другие. Их теснят кошки, перебравшиеся со второго этажа на первый. В отдельно стоящем «домике для кошек» временно обитают заболевшие и новоприбывшие хвостатые. А рядом возводят ещё одну постройку, где планируют оставлять на передержку не только бездомных, но и домашних животных за оплату. «Это нужно, чтобы иметь хоть какую-то базу для существования», — объясняет Роман. По его словам, в месяц на содержание и лечение десяти собак и пятнадцати кошек уходит 30-40 тысяч рублей. Если кто-то из животных заболевает, сумма увеличивается.

Ребятам о зверятах

Работа в приюте отнимает почти всё время Белоусовых. «Мы по мере сил кого-то подбираем, лечим, пристраиваем — это бесконечный процесс. В таком режиме устроиться на полноценную пятидневку невозможно, — говорит Роман, — поэтому мама подрабатывает юристом, а я — на интересных, но плохооплачиваемых работах со свободным графиком».

Сводить концы с концами помогают подписчики в соцсетях. Чтобы привлечь внимание к приюту, Белоусов начал вести сразу несколько пабликов — о жизни обитателей 50pets и с забавными картинками и видео животных — во «ВКонтакте», Фейсбуке и Твиттере. Больше всего подписчиков — 37 тысяч — на странице в Фейсбуке.

Вслед за пабликами Белоусов вместе со своей девушкой, журналисткой «Медиазоны» Машей Клименко, создал таблоид о животных Barking news. Над контентом работали по ночам. Добавляли не только забавные новости из мира зверей, но и авторские материалы на зоозащитную тематику. «У нас бывало и по 15 тысяч заходов на статью. Видно, что проект оправдан. Но, к сожалению, он отнимает слишком много времени и сил. Поэтому сейчас мы уделяем ему меньше внимания», — говорит Роман.

По его словам, за последние пять лет жители больших городов привыкли делать пожертвования в интернете. «Среди подписчиков есть те, кто каждый месяц присылает нам по несколько тысяч рублей. Это существенная помощь, потому что на неё всегда можно рассчитывать. Но даже маленькие взносы — это очень круто. Человек мог просто проигнорировать, а вместо этого прислал сто или двести рублей. Даже такие ежемесячные платежи — это весомая поддержка для нашего приюта или любого другого проекта».

Несмотря на большую аудиторию, собрать нужную сумму удаётся не всегда. Одна из причин — непредсказуемый алгоритм выдачи постов Facebook. Но Белоусов уверен, главное — показывать людям, что именно ты делаешь. Именно поэтому на странице 50pets фотографии спящей собаки Белки и импозантного кота Сюткина чередуются с постом о сборе средств на операцию и фотографиями чеков за медицинские анализы.

Здесь же рассказывают об уже пристроенных животных. За всё время работы приюта дом нашли более двухсот котов и собак. Для коллектива из двух человек результат впечатляющий.

«Когда-то главным каналом поиска хозяев были объявления в бесплатных газетах. Потом появились порталы типа Avito. Затем соцсети, — рассказывает Белоусов, — сейчас сложно сказать, какой способ лучше. Мы стараемся отдавать животных друзьям и подписчикам. Обычно это самый надежный вариант. Проверка адекватности потенциальных хозяев — отдельная история. С одной стороны, не хочется неприятностей. С другой — если долго не отдавать, животное засидится, и его шансы найти новый дом сильно уменьшатся».

Barking Store

Четыре года назад Белоусов увлёкся шелкографией — методом нанесения на поверхность изображений и надписей при помощи трафаретной печати. Сначала делал футболки только для себя, позже — в поддержку Алексея Гаскарова, осуждённого по «Болотному делу».

На первый принт в поддержку приюта его вдохновил кот Маши Климовой со скромным именем Владыка Тихон. «Маша ведёт ироничный паблик своего кота, который как бы православный. К её дню рождения мы сделали футболки с Владыкой Тихоном, церковными куполами и подписью “Трудись и молись” и раздали всем гостям, — рассказывает Роман. — Достаточно странный дизайн. Но для меня это ирония на тему того, что в современном городском обществе всё крутится вокруг кошек и котов».

Футболки всем понравились, и Белоусов выпустил ещё несколько тиражей. А потом решил, что настало время превратить хобби в бизнес. Так по аналогии с Barking news появился интернет-магазин Barking Store. «Я вёл паблики уже несколько лет, было достаточно сложно не начать продавать через них. Плюс друзья делали репосты и помогали с пиаром этой затеи», — говорит Роман.

Стоимость футболок варьируется от 900 до 1300 рублей в зависимости от места пошива и печати. Простой в исполнении шелкографией Белоусов по-прежнему занимается сам — так, по его словам, сохраняется дух DIY. Большую же часть делают при помощи дорогой и качественной цифровой печати в типографиях. Весь заработок Barking Store идет на содержание приюта и жизнь Белоусовых.

«Все наши принты про зверей. Но внутренне я делю их на линейки добрый и злых. Последние — наша фишка. Просто потому, что печатать какого-нибудь красивого котика мне скучно», — рассказывает Белоусов. Среди плохишей — гоп-пушины, пёс Луканикос, участвовавший в акциях протеста греческих анархистов в 2008-2012 годах, и ленивая свинья, которая прогуливает работу.

Изначально все принты придумывал и рисовал сам хозяин приюта. Сейчас ему помогают в этом иллюстраторы Аня Леонова и Майк Че. «Мы хорошо понимаем друг друга. Когда мне в голову приходит какая-то идея, сразу пишу ребятам. Например, недавно я увидел фотографию с автозаком и на волне протестов сразу представил его как школьный автобус. Дико актуально», — добавляет Роман. — «Вообще, я не сторонник Навального, но с пониманием отношусь к молодым парням и девчонкам, которые вышли на митинги 26 марта и 12 июня. Люди хотят движухи, перемен. Может, не все они разбираются в политике, но это не столь важный вопрос в их возрасте. У них правильные посылы».

Пока купить одежду Barking Store можно только онлайн и в московском веганском кафе «Угол». В наличии есть далеко не все принты и размеры, но уже через несколько месяцев Белоусов надеется открыть полноценный магазин и, возможно, наладить сотрудничество с другими фондами и зоозащитными инициативами.

«В 2017 году понятно, что соцсети — главный способ привлечения внимания. Но я не чувствую, что занимаюсь зоозащитным активизмом. Приют в основном держится на моей маме, я же ищу логические и финансовые возможности для его существования. Попутно занимаюсь пабликами. Они хлеба не просят, ведёшь их и ведёшь. Самому весело, с людьми общаешься. И в то же время можешь поделиться важной информацией — например, о том, что в Москве работают фейковые ветклиники — с многотысячной аудиторией. Это не активизм, а просто сорнячок», — говорит Роман.

Ближайшие несколько лет он планирует посвятить изучению опыта разных стран по стерилизации бездомных животных. «Это большое поле, связанное сразу с рядом проблем. Хочется в результате предоставить внятную выкладку о том, как можно всё организовать у нас, чтобы система работала, а не была построена на заточении животных в приютах и, тем более, их отстреле. Думаю, паблики — хороший инструмент для реализации подобных проектов».

Let's block ads! (Why?)