И можно ли попасть в Школу «42», которую хвалят Павел Дуров и Пол Грэм.
В 2013 году в Париже открылась школа кодинга, куда набирают молодых и зачастую неопытных программистов. Им дают жильё и оборудование и предлагают выполнять командные проекты. Для поступления не нужен диплом о высшем и среднем образовании, в школе нет преподавателей и жёсткого контроля, её главная задача — дать опыт и раскрыть талантливых специалистов.
В 2016 году филиал школы открылся в Калифорнии, а концептуально схожие проекты начали появляться в разных странах. Революционное заведение похвалили многие известные IT-специалисты, увидевшие в нём будущее образования.
Весной 2017 года Школу «42» посещали IT-специалист Пол Грэм и создатель «ВКонтакте» и Telegram Павел Дуров. Оба остались впечатлены увиденным.
I went to visit 42 this afternoon and I'm still reeling from having my model of the world readjusted. Universities had better watch out.
— Paul Graham (@paulg)
«Сегодня днём я был в Школе "42" и всё ещё остаюсь под впечатлением. Университеты, берегитесь»
Super impressed by @Xavier75's 42, a programming school done right in so many ways. It is definitely the future of education.
— Pavel Durov (@durov)
«Впечатлён проектом "42" Ксавье Ньеля, такой грамотной во многих вопросах школой программирования. Это определённо будущее образования»Что это за школа
Школа «42»— это частное учебное заведение как для начинающих, так и для опытных программистов. Один её филиал открыт в Париже, а другой — в калифорнийском городе Фримонте. Название отсылает к книге «Автостопом по галактике», где мощный искусственный интеллект ответил этой цифрой на «главный вопрос Жизни, Вселенной и всего остального». Обучение в школе бесплатное, студентам предоставляют место в общежитии, мощный iMac и неограниченный доступ к интернету.
Учёба проходит без учителей, студенты находят информацию в интернете самостоятельно и совместно работают над IT-проектами. Школа работает 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Студенты могут приходить и уходить в любое время, академического расписания здесь нет. В первый год заявку на поступление подали 70 тысяч человек, из которых по итогам тестирования были отобраны около 3000.
В американском и французском филиале работают 20 сотрудников, но они не преподают и не вмешиваются в работу студентов, а выполняют скорее административные функции. Руководство не поддерживает передачу знаний через учителей, так как, по его мнению, любую информацию можно найти самостоятельно в интернете.
Кто её основал
Автор проекта — 49-летний французский предприниматель Ксавье Ньель (Xavier Niel), общее состояние которого оценивается более чем в 7 миллиардов долларов. Когда Ньелю было 13 лет, отец подарил ему компьютер Sinclair ZX81. Подарок увлёк подростка, и он решил посвятить жизнь IT-сфере. После окончания школы предприниматель решил не поступать в университет, а продолжил изучать программирование в родительском гараже.
В 18 лет Ньель создал чат для знакомств и несколько мессенджеров, которые позднее продал крупным компаниям. В 1990 году, когда программисту было 23 года, он основал компанию по услугам телевизионной, мобильной и интернет-связи Iliad. Кроме того, он создал ещё несколько французских компаний, работающих в сфере связи и интернета. Больше десяти лет Ньель вкладывал миллионы в IT-стартапы французских и американских разработчиков. При этом инвестор утверждал, что традиционное обучение кодингу не работает.
Ньель считает, что для обучения программистам нужна независимая и совместная практика, а не преподаватели.
В марте 2013 года предприниматель открыл парижский филиал Школы «42», потратив на строительство и содержание 70 миллионов долларов. Ньель рассчитывал увидеть в школе квалифицированных, но не имеющих связей программистов, каким он и сам был в молодости.
Спустя три года в калифорнийском городе Фримонт открылась вторая Школа «42». На этот раз инвестор потратил на строительство и оборудование около 100 миллионов долларов. В ближайшие 5 лет Ньель рассчитывает обучить в калифорнийском корпусе 10 тысяч студентов. Он заранее оплатил аренду земли и содержание заведения до 2020 года.
Как поступить в Школу «42»
Попасть в школу может любой желающий в возрасте от 18 до 30 лет. Для обучения не нужны дипломы о среднем или высшем образовании или рекомендательные письма, нужно лишь пройти первоначальное тестирование.
Процесс отбора выглядит так.
Кандидат регистрируется на официальном сайте Школы и проходит тест на IQ. Если результаты удовлетворительны, в течение нескольких дней его приглашают в парижский или калифорнийский филиал заведения — зависит от сайта, на котором поступающий заполнял анкету.
После этого начинается четырёхнедельный курс кодинга — ежедневно абитуриенту дают новые задания, требующие быстрого решения. Участнику предоставляют компьютер, он может пользоваться интернетом и общаться со студентами. Задания сложные — неопытным программистам приходится работать по 100 часов в неделю, чтобы успевать с ними справляться.
Если поступающий пройдёт проверку, ему предложат полный курс обучения, который длится от 3 до 5 лет. Студентам без своего жилья школа может дать место в общежитии. Кроме того, школа проводит летние семинары для программистов. Ближайший пройдёт в Фримонте с 19 по 30 июня 2017 года.
Как устроено обучение
Представители Школы «42» не контролируют работу студентов и проверяют лишь финальные работы. Если студенты не выполняют задание полностью, оно считается проваленным (даже если было сделано на 90%). По данным Bloomberg, в 2014 году из школы исключили 100 студентов — они не уложились в систему дедлайнов под названием «Чёрная дыра». Многие ученики занимаются собственными проектами, которые затем могут продать IT-компаниям.
Студенты школы рассказывают, что худшее время обучения — его первые дни. Ученики допускают много ошибок, пытаясь адаптироваться к системе. Постигать принципы работы и справляться с заданиями приходится в одиночку, ещё не успев заручиться поддержкой однокурсников. От усталости люди зачастую засыпают за столом или даже на полу. Это не запрещено.
В здании есть душевая, столовая и зал для праздников. По словам руководства, студенты вынуждены работать сообща, одиночки почти сразу отсекаются. Некоторые студенты приходят учиться практически без навыков программирования. Однако через пару недель оказываются способны эффективно работать в команде.
После первого года обучения студенты могут совмещать учёбу с оплачиваемой интернатурой в школе. Многие выпускники заведения устраиваются на работу в ведущие IT-компании, в том числе Linkedln, Apple и Dropbox.
40% студентов Школы «42» не закончили среднюю школу.
Около 11% — женщины.
22 года — средний возраст студента.
За что школу критикуют и хвалят
Как отмечает Bloomberg, концепцию обучения Школы «42» можно использовать не только в сфере кодинга, но и в различных специальностях, где практическая работа гораздо важнее теории. Например, в журналистике — так как ученикам ничего не объясняют, они должны самостоятельно учиться анализировать источники и критически подходить к информации.
Другой плюс обучения — отсутствие профессоров, которые зачастую используют устаревшие методы. Кроме того, по мнению издания, умение человека работать в команде и ориентация в узких сферах ценится в IT-индустрии выше, чем диплом.
Школа «42» признана лучшим технологическим заведением по данным онлайн-платформы для программистов CodinGame. За революционный подход, открытость, эффективность, отсутствие строгих требований и бесплатное обучение школу хвалили руководство Twitter, Snapchat, основатели Slack, Airbnb и Nest.
Тем не менее школа сталкивалась и с критикой. Один из студентов писал, что ему приходится работать над проектами по 10 часов в день, но этого недостаточно — директор американского филиала рекомендует студентам работать как минимум 15 часов в сутки. Студент подметил, что многие учащиеся при этом работают не больше 50 часов в неделю, а он сам страдает от бессонницы.
Чтобы всё успевать, автор текста решил повторить план своего друга: спать 3 часа ночью и дремать два раза в течение дня, а всё остальное время посвящать кодингу. По его словам, к такому режиму можно привыкнуть за полгода.
Программист жаловался, что в школе трудно найти достойных партнёров для групповых проектов. Якобы в заведении много людей, которые либо работают слишком мало, либо недостаточно разбираются в кодинге. Загруженность в команде часто распределяется неравномерно. Студенты могут бросить проект на половине ради отдыха или праздников.
Недостатки командной работы отмечало и издание Bloomberg. Зачастую студенты работают по отдельности, что можно с таким же успехом делать дома или в любом другом месте. А помощников легче найти в интернете на специализированных ресурсах, а не среди студентов школы. Если это так, то польза от Школы «42» сводится к возможности бесплатно работать на дорогом компьютере Apple.
Но, несмотря на критику, Школа «42» остаётся образовательным прецедентом. Как пояснял Ксавье Ньель, с помощью своего проекта он хочет «изменить французский менталитет». Ежегодно во Франции 200 тысяч выпускников не могут найти работу. А его школа может помочь многим людям раскрыть свой потенциал в IT-индустрии.
Судя по всему, идеи Ньеля вдохновили предпринимателей и в других странах. За последнее время аналогичные проекты появились в Южной Африке, Румынии, Молдавии и Киеве.