воскресенье, 23 апреля 2017 г.

Профиль: Игги Поп

Творческий путь скандального вокалиста, ставшего предвестником панк-рока и культивировавшего образ рок-музыканта.

Игги Поп. Фото Даниэле Баррако

21 апреля 2017 года отпраздновал свой 70-й день рождения Игги Поп — вокалист, в первую очередь известный как один из основателей рок-группы The Stooges, оказавшей существенное влияние на возникновение панк-рока и альтернативной музыки. За свою более чем 50-летнюю карьеру Игги выпустил 17 сольных альбомов в кооперации с различными выдающимися музыкантами, а также снялся в множестве фильмов.

Ранние годы, начало и конец The Stooges

Джеймс Ньюэлл Остерберг младший (James Newell Osterberg, Jr.) родился 21 апреля 1947 года в семье преподавателя английского языка и тренера по бейсболу Джеймса Ньюэлла Остерберга и Луэллы Кристенсен (Louella Christensen). Его детство прошло в захолустном месте — трейлерном парке в городке Ипсиланти (Ypsilanti) на юго-востоке штата Мичиган.

У родителей Остерберга младшего не было много денег, но они старались всячески поощрять интересы сына. Когда Джеймс захотел заниматься музыкой, а именно играть на барабанах, они не только поддержали его, но и уступили свою спальню, поскольку это было единственное место в доме, куда могла поместиться барабанная установка.

Первой более или менее серьезной группой, в которой играл Остерберг, была группа The Iguanas. Коллектив выступал преимущественно на танцевальных вечеринках для жителей города Энн Арбор (Ann Arbor), где Джеймс ходил в школу.

У местных жителей The Iguanas пользовались популярностью. Именно в составе этой группы у него и появилось прозвище Игги — сокращённо от «игуана». Впрочем, оно было выбрано не самим Джеймсом и поначалу ему не нравилось, однако, шло время, а прозвище всё сильнее прирастало к барабанщику. В итоге Джеймс решил взять себе этот псевдоним, добавив к нему «Поп».

Несмотря на локальный успех The Iguanas, Поп продолжал искать свой образ. Не доучившись в институте, он перехал в Чикаго, где, поиграв в различных коллективах, собрал собственную группу под названием The Psychedelic Stooges, позднее сократившую название до The Stooges.

Игги Поп в составе The Iguanas (в центре). Фото Дона Свикерата

Одним из поворотных моментов в жизни Игги стал концерт The Doors в Мичиганском университете. Вызывающий сценический образ Джима Моррисона произвёл на молодого Джеймса неизгладимое впечатление. По словам Попа, для него было своего рода откровением, что, выступая в известной группе, можно так вести себя перед толпой слушателей и это будет сходить тебе с рук.

Позднее, уже выступая на сцене с The Stooges, Игги стал проверять, насколько далеко он сможет зайти. Регулярно выступая с обнажённым торсом либо полностью голым, он выкидывал один номер за другим: ругался с аудиторией, специально делал на своем теле порезы в порыве рок-н-ролльного безумия, а на одном из концертов даже затеял драку с толпой байкеров.

В те годы саморазрушение, казалось, было частью сценического имиджа Игги. В конце 1960-х во время концерта в Детройте Поп изобрел стейдж-дайвинг, прыгнув в толпу фанатов. Однако первая попытка не оказалась удачной — толпа расступилась, а вокалист упал и выбил себе передний зуб.

Два года спустя уже нашумевшие своими живыми выступлениями The Stooges заключили контракт с крупным звукозаписывающим лейблом и в течение одного года выпустили два альбома — одноимённый «The Stooges» и «Fun House». Тогда оба альбома провалились в продажах, но впоследствии стали считаться культовыми.

Музыка, которую играли The Stooges, не была востребованной. До появления панк сцены было ещё далеко, тогда было модно играть рок-н-ролл и психоделический рок. Первый альбом вышел практически в одно время с проведением легендарного фестиваля Woodstock и до агрессивной гаражной музыки The Stooges никому не было дела. Вскоре группа вынуждена была временно остановить свою деятельность из-за проблем Игги Попа и других участников группы с героином.

Игги на концерте The Stooges в Цинциннати (1970 год)

В 1971 году произошло знакомство Игги Попа и Дэвида Боуи, что, вероятно, было одним из самых важных моментов для карьеры американца. Боуи пригласил Попа в Лондон для совместной записи, что было ничем иным как спасением карьеры скандального вокалиста.

В Лондоне Игги пусть и временно, но избавился от наркозависимости и принял решение воссоединить The Stooges. Так вышел третий студийный альбом группы — «Raw Power». Как и первые два, третий альбом не получил немедленного признания со стороны критиков и слушателей, но со временем все три альбома были включены в список «500 величайших альбомов всех времён» по версии Rolling Stone. У Игги снова начались проблемы с героином и группа распалась во второй раз, воссоединившись только спустя практически 30 лет.

Сольная карьера и сотрудничество с Дэвидом Боуи

Пытаясь окончательно избавиться от героиновой зависимости, Игги провел какое-то время в психиатрической клинике. На этом его дружба с Боуи не закончилась и после окончания курса лечения музыканты отправились в Берлин, где Дэвид записывал альбом Heroes и помогал Игги реанимировать его музыкальную карьеру.

В 1977 году за полгода вышли сразу два альбома сольных альбома Игги Попа — «The Idiot» и «Lust For Life», ставшие наиболее коммерческими успешными, а последний даже получил статус золотого в Великобритании. Боуи выступил в качестве продюсера этих работ, стал соавтором некоторых композиций и помогал американцу с аранжировками.

Следующие девять лет Поп активно выпускал альбомы, пытаясь выйти из-под влияния Боуи. Ни один из них не был оценен критиками, звукозаписывающие компании одна за другой расторгали контракты с музыкантом, будучи недовольны отсутствием коммерческого успеха. В середине 1980-х Боуи снова начал сотрудничать с Игги, предложив спродюссировать его следующий альбом. Таким образом в 1986 году вышел альбом «Blah Blah Blah», ставший первой коммерчески успешной работой американца.

Игги Поп с Дэвидом Боуи. Фото The Huffington Post

Неизвестно, как сложилась бы карьера Игги, если бы не появление в его жизни Дэвида Боуи. Вероятно, британец разглядел в Игги Попе что-то особенное, чувствовал в нём потенциал и в сотрудничестве с американцем пытался воплотить какие-то из своих идей, либо же это был пример истинной дружбы, сохраняющейся несмотря на любые трудности жизни.

Так или иначе, Боуи значительным образом повлиял на карьеру Игги, неоднократно переиздавая совместно написанные песни на своих альбомах. Каждый раз переиздания были коммерчески успешными и приносили Игги Попу значительный доход как соавтору. Не исключено, что финансовая и моральная поддержка британского музыканта помогла Попу преодолеть трудный период.

В 1990-х Игги в сотрудничестве со Слэшем из Guns N' Roses выпустил альбом «Brick By Brick», который стал первым альбомом, достигшим статуса золотого в США, и где вокалист сам исполнил большинство гитарных партий. Альбом вышел на одном из крупнейших лейблов того времени Virgin Records, в разное время записывавших таких исполнителей как The Rolling Stones, The Sex Pistols, Placebo, Korn, Massive Attack, Blur и Daft Punk.

Это был, пожалуй, первый период в карьере, когда к Игги пришёл коммерческий успех. Он выпускал новые альбомы, переиздавал старые записи The Stooges, писал музыку для кинофильмов. В сотрудничестве с Гораном Бреговичем Поп записывает композицию In the Deathcar, ставшую саундтреком к фильму Эмира Кустурицы «Аризонская мечта» (1991).

Некоторые из старых песен также стали саундтреками к известным фильмам: «На игле» (1995), «Карты, деньги, два ствола» (1998) и «Контроль» (2007). Кроме того, музыкант стал активно сниматься в кино: сейчас его кинокарьера насчитывает 18 фильмов, включая роли в «Мертвеце», «Кофе и сигаретах» и «Сид и Нэнси».

Закреплением успеха стал выход фильма «Бархатная золотая жила» (Velvet Goldmine) в 1998 году. Фильм повествует о развитии глэм-рока, а прототипами главных героев послужили Дэвид Боуи и Игги Поп. Последнего сыграл Юэн Макгрегор, а фильм был удостоен награды за художественный вклад на Каннском фестивале.

Игги Поп и Том Уэйтс. Кадр из фильма «Кофе и сигареты» (1993 год)

Воссоединение The Stooges и наши дни

Постепенно музыкальная общественность стала иначе относиться ко вкладу Игги в развитие музыки: влияние творчества The Stooges на становление панк-рока, хард-рока, альтернативы и гранджа сейчас является неоспоримым. В 2003 году на волне своей популярности Игги возродил The Stooges. С момента воссоединения музыканты выпустили ещё два альбома — «The Weirdness» (2007) и «Ready to Die» (2013), а также были включены в Зал славы рок-н-ролла.

Обеспечив себе безбедное существование и получив признание общественности, Игги ещё больше раскрылся в музыкальном плане и начал выпускать совершенно разноплановую музыку. В 2009 году вышел его пятнадцатый студийный альбом — «Préliminaires», который оказывается джазовым. Три года спустя свет увидел ещё один джазовый альбом — «Après». Этот альбом полностью состит из каверов, среди которых песни Фрэнка Синатры, Джо Дассена и Эдит Пиаф.

Игги Поп в образе Lady Dior. Фото Микаэля Янссона

Последний альбом музыканта — «Post Pop Depression» — вышел в 2016 году. В его записи принимали участие фронтмент и клавишник группы Queens of the Stone Age, Джош Хомме (Josh Homme) и Дин Фертита (Dean Fertita), а также барабанщик Arctic Monkeys Мэтт Хелдерс (Matt Helders). Альбом получил положительные оценки критиков и даже был номинирован на Грэмми за «Лучший альтернативный альбом». «Post Pop Depression» — самый коммерчески успешный альбом Игги Попа за всю его карьеру.

В 2016 году Джим Джармуш выпустил документальный фильм под названием «Gimme Danger», в котором Игги Поп лично рассказывает об истории The Stooges.

Хотя Игги никогда не мог похвастаться выдающимися музыкальными способностями и не обладал непревзойденными вокальными данными, его невероятная любовь к музыке, непосредственность, бесконечная энергия и желание создать что-то действительно оригинальное и значимое для музыки выделяли его среди остальных. В карьере Попа было множество моментов, когда некоторые из его работ оставались незамеченными или не сразу получали признание, но впоследствии на них обращали внимание. Возможно, это происходило потому что его музыка часто несколько опережала своё время.

Так или иначе, пример Игги, не бросившего музыку после нескольких неудачных попыток, показывает, что терпение, труд и любовь к своему делу обязательно будут вознаграждены.

Let's block ads! (Why?)