Михаил Ходорковский и его сторонники заявили, что Генпрокуратура запретила не их движение, а что-то другое.
26 апреля Генпрокуратура признала нежелательными на территории России три организации: «Открытую Россию», общественное сетевое движение «Открытая Россия» и «Институт современной России».
Первые две, по данным ведомства, зарегистрированы в Великобритании, третья — в США. Основатель движения Михаил Ходорковский в ответ заявил, что на деятельность «Открытой России» запрет не повлияет.
За что «Открытую Россию» признали нежелательной
Генпрокуратура заверила, что «Открытая Россия» вдохновляла граждан на участие в протестных акциях и дестабилизацию ситуации во внутренней политике. Так в ведомстве пришли к выводу, что Ходорковский и его организация угрожают конституционному строю и безопасности страны.
В перечень, который ведёт Министерство юстиции, пока не включены организации с такими названиями. Генпрокуратура отметила, что уже направила заявление.
Чем грозит этот статус
Закон о нежелательных организациях приняли в 2015 году. Решение принимает Генпрокуратура. Формулировка, которую применили в отношении «Открытой России», универсальна и упоминается в документе.
В законе говорится об иностранных и международных организациях, которым запрещается работать в России в случае получения такого статуса. Запрещать деятельность юридических лиц за рубежом у российских властей нет полномочий.
Счета НКО могут заморозить, а все дочерние отделения в российских регионах — закрыть. Под запретом окажутся СМИ, но вряд ли это коснётся медиа-проектов «Открытой России», функционирующих только в соцсетях.
Непонятно, как в случае принятия мер будут получать зарплату члены «Открытой России». Дело в том, что официально и неофициально работать на нежелательную организацию запрещено, в том числе иностранцам. Более того, это карается штрафами до 500 тысяч рублей и лишением свободы до шести лет.
Если организация (например, российский банк) проигнорирует запрет и продолжит работу в России, ей будет грозить административный штраф размером до 100 тысяч рублей. Также появится угроза уголовного наказания до пяти лет принудительных работ, до восьми лет лишения свободы и до 500 тысяч рублей штрафа. Тем, кто начнёт сотрудничать с нежелательной организацией, также грозит штраф: от 20 до 25 тысяч рублей.
Также становится нельзя распространять информационные материалы (например, листовки) и проводить публичные мероприятия, в том числе митинги.
Применялся ли закон ранее
Закон применяют время от времени. В августе 2016 года нежелательными признали Международный республиканский институт и Фонд инвестирования в развитие СМИ, связанные с американским сенатором Джоном Маккейном. В ноябре 2015 года — учрежденные финансистом Джорджем Соросом фонды «Открытое общество» и «Содействие».
В июле того же года такой же статус присвоили «Национальному фонду в поддержку демократии», который финансировал Московскую Хельсинскую группу, движение «За права человека» и отделения «Солдатских матерей».
Из реестра также можно исключить организацию, однако таких случаев пока не было.
Почему «Открытая Россия» не особо переживает по этому поводу
«Открытая Россия» утверждает, что действует только на территории России, поэтому на неё не может распространяться закон о нежелательных организациях. Ещё один аргумент активистов: они представляют не организацию, а движение, так что регистрироваться как юридическое лицо им было необязательно.
Основатель движения Михаил Ходорковский заявил, что Генпрокуратура допустила ошибку в своём заявлении.
"попаданием в санкционный лист горжусь" Задели их за живое с 29.04.17 Впрочем Движения "Открытая Россия" это не кас… https://t.co/gLvGdXlNDI
— Ходорковский Михаил (@mich261213)
На сайте движения сообщается, что решение Генпрокуратуры не повлечёт за собой отказ активистов от проведения грядущих протестных акций.
«Открытая Россия» которую вы сейчас читаете, является чисто российской организацией и потому нежелательной быть признана никак не может.
пресс-служба «Открытой России»
По словам координатора правозащитного проекта «Открытой России» Марии Бароновой, общественное движение по российским законам «не требует регистрации юридического лица». Это действительно так: движение в отличие от организации можно регистрировать, но не обязательно. При этом оно будет функционировать без ограничений.
И запретить нас нельзя — мы функционируем как физические лица, общающиеся друг с другом. Признать нежелательным физическим лицом — это ошибочное деяние в отношении гражданина России.
Мария Баронова, координатор правозащитного проекта «Открытой России»
Пресс-секретарь Михаила Ходорковского Кюлле Писпанен заявила, что хотя у движения нет юридических лиц в России, таковые зарегистрированы в Великобритании. «Не представляю, как они будут исполнять придуманный очередной неправовой закон», — заметила она.
Кроме того, Баронова не исключила, что подаст в суд на Генпрокуратуру за решение, которое, по мнению участников движения, противоречит закону.
В комментарии TJ представители «Открытой России» заявили, что работают исключительно на территории России, и намерены продолжить свою деятельность.
В списках признаны нежелательными иностранные компании, с которыми движение «Открытая Россия» не взаимодействует.
пресс-служба «Открытой России»
По данным «СПАРК-Интерфакс», которые приводит РБК, «Открытую Россию» зарегистрировали как юрлицо в 2003 году. Михаил Ходорковский был среди её совладельцев. Позже организация юридически прекратила деятельность, но официально ликвидирована не была.
Почему власти давят на «Открытую Россию» именно сейчас
Достоверные причины неизвестны, но есть предположения. Организацию объявили нежелательной вскоре после того, как Михаил Ходорковский ушёл с поста председателя движения. Новым главой «Открытой России» избрали бывшего помощника депутата Дмитрия Гудкова Александра Соловьёва.
Кроме того, на 29 апреля «Открытая Россия» анонсировала серию акций под названием «Надоел» в ряде городов. Члены движения намерены протестовать против возможного выдвижения Владимира Путина на президентских выборах в 2018 году.
В некоторых городах, например, Воронеже, Калининграде, Краснодаре, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Томске площадки согласовали с местными властями. В Москве и Петербурге (и ещё ряде городов) площадки и маршруты активистов не согласовали.
Риск задержаний в столице возрос после того, как полиция предупредила участников акции об её незаконности. В МВД также сообщили о предполагаемых провокациях. Полиция заметила, что «предпримет все необходимые меры для обеспечения правопорядка». О чём именно идёт речь — пока сказать сложно.
В Петербурге аналогичного заявления УМВД не делало, но можно предположить, что риски для протестующих как минимум схожи.