понедельник, 27 марта 2017 г.

«Долой царя» у Зимнего дворца: репортаж очевидца

Фотографии и личные впечатления о петербургском митинге 26 марта.

Шесть лет назад, когда протестное движение охватило Москву, я сидел в Норильске, читал онлайны и, сталкиваясь с исключительным непониманием окружающих, всячески радел за происходящее. Увы, движение за эти годы захлебнулось в собственной несостоятельности, оставив после себя только периодические демсрачи, первый ощутимый, схожий с будущим на тот момент крымо-украинским, раскол между родными и близкими, и разочарование тысяч людей, надеющихся что-то изменить. Но — люди начали думать, говорить и хотеть перемен, а значит, всё-таки что-то было не зря. Действующая вертикаль власти, в ответ на это, закрутила множество гаек, которые сегодня дали о себе знать.

По иронии судьбы ли, но первый массовый движ за эти годы аккурат совпал с 17-летием первой инаугурации ныне действующего президента РФ. Однако причина мартовского митинга, охватившего сотню российских (и не только) городов, оказалась более приземлённой — это бездействие властей в ответ на масштабное расследование ФБК о миллиардных хищениях премьер-министра Дмитрия Медведева.

Как это было

Проблемы протестующих начались ещё задолго до демонстрации — по удивительному совпадению фактически в каждом городе в день митинга на месте планируемых протестов уже были запланированы различные собрания по вопросу традиционных ценностей, патриотизма и так далее. Кого-то из организаторов, как, например, в Саранске, задерживали за несколько дней до дня икс. В Москве мэрия почти запретила митинг, но не дала альтернативную площадку, тем самым допустив митингующих на Тверскую.

В Петербурге же местом сбора было обозначено Марсово поле, однако, по всё тому же совпадению, там был уже согласован митинг за традиционные ценности печально известного Национально-освободительного движения. Настрой почти 10 тысяч потенциальных митингующих это не сбило и было решено просто прийти и поговорить об этих самых традиционных ценностях.

И мы пришли. По примерным подсчётам как МВД, так и организаторов, на Марсовом поле собралось около 10 тысяч человек. По разговорам, такого не было даже пять лет назад, когда подобные инициативы были более трендовыми. Звучали лозунги «Мы здесь власть», «Медведев/Путин — вор», «Хватит врать», «Кря-кря-кря» (отсылка к прошлому расследованию ФБК о Медведеве, где в его приусадебном озере нашли домик для уточки), «Исаакий — городу» (об Исаакиевском соборе, который беспричинно был отдан РПЦ) и многие другие.

Петербуржцы всех возрастов требовали правосудия для политзаключённых, отставки Полтавченко, вспомнили убитого Бориса Немцова — без внимания не осталось ничего, что копилось последние годы.

Спустя час после начала мероприятия большая часть разогревшихся митингующих решила вспомнить о своём праве гулять по городу и отправились посмотреть Дворцовую площадь. На выходе с Марсова поля показалось, что неорганизованные толпы попросту разбредаются, и к Зимнему дворцу выйдут только энтузиасты. Но уже через 20 минут около 3 тысяч человек, стоя под Александрийским столпом, громко и слаженно объясняли подтянувшимся полицейским, кто здесь власть и кто есть вор. Особым шиком было скандирование «Долой царя!» под стенами бывшей императорской резиденции.

Напряжение нарастало, ОМОН начал выстраивать стенку, а пара полицейских пытались перекричать тысячи голосов. В сторону бело-синих микроавтобусов полетели провокаторские дымовые шашки, однако здесь надо отдать должное правоохранительным органам — на провокацию они не поддались, что позволило избежать кровопролития. Пока что.

Постоянно смещаясь, толпа стабильно держала отряд ОМОНа в кольце и, в какой-то момент обойдя «космонавтов», высыпала на Невский проспект. Это, как казалось на тот момент, была самая весёлая и беззаботная часть митинга (давно, между прочим, переросшего в несанкционированный).

Мы гуляли по своему городу, требовали то, на что имели полное право, ловили взгляды удивлённых иностранцев и аплодировали каждой машине, сигналящей в нашу поддержку. Замечу — несмотря на массовость мероприятия, мы шли исправно, организованно, соблюдая все правила дорожного движения, распевая на светофорах «Красный свет — дороги нет».

Смущало только одно — мы не имели конечной цели. Мы прошли Исаакий, прошли Гостиный двор (там раньше практиковались подобные сборища) прошли Смольный. Впереди была площадь Восстания и Староневский, которые впоследствии и оказались печально последним пунктом в нашем шествии.

Аккурат на углу, где расположились отделение почты и «Кофе Хауз», отряд омоновцев резко прижал к стене часть демонстрантов под всеобщий гул и крики «Позор!».

Шествие остановилось. Все ещё надеялись на здравый смысл (шутка ли, за полчаса до этого власти заявили: «Пусть гуляют, их право»), однако бойцы винтили жёстко и бескомпромиссно. Чуть дальше от перехода стало видно, что у КХ прижата вторая толпа.

Сотни людей продолжали выражать недовольство, стыдя милиционеров и обвиняя их в фашизме по отношению к тем, кого они должны защищать.

Однако, как и шесть лет назад, ОМОН ждал автозаки для задержанных, в числе которых были и девушки, и подростки, молча выслушивая все претензии и оставляя без ответа простые вопросы «За что?» и «Что вы расскажете вечером семье?»

Спустя 20 минут всё закончилось — под всеобщий гул, под объективами журналистов и прохожих, ОМОН рассадил задержанных по машинам, и колонна уехала по Лиговскому проспекту.

Постепенно люди разошлись, тем самым поставив точку одном из ярких политических митингов за последние годы.

Эпилог

В моей жизни это уже третье подобное шествие, однако первое несанкционированное и рискованное — когда снимающего меня пару раз в горячке чуть не зацепил ОМОН, внутри что-то щёлкало. Это и адреналин, и какой-то социальный триггер, и (немного по-дурацки) желание всё-таки работать в журналистике.

И каждый раз, когда меня спрашивают, зачем я смотрю это, почему хочу пойти (ведь ничего не изменить) и так далее, я отвечаю одно — я хочу думать и знать, что происходит в моей стране. Я хочу надеяться, что люди не теряют надежду на будущее, не забывают о своих правах, несмотря на творящееся мракобесие, и помнят, в отличии от некоторых, что Россия — это, хоть уже и теоретически, но свободная страна.

И радует, что сегодня я и множество других людей, напомнили себе об этом. Хочется надеяться, что каждый, кто прочитал это, посмотрел мои стримы или хотя бы прошёл мимо на улице, задался вопросом: «А что это и почему?». Надеюсь, что мы вместе найдём ответы на все эти и множество других подобных вопросов. Так победим.

http://ift.tt/2nno6G6

Let's block ads! (Why?)