Зачем конгресс США принял законопроект, позволяющий американским интернет провайдерам продавать информацию о клиентах.
29 марта 2017 года конгресс США одобрил законопроект, отменяющий ограничения Федеральной комиссии по коммуникациям США (FCC) для интернет-провайдеров, касающихся персональных данных. Провайдеры получат возможность собирать персональные данные клиентов без разрешения пользователей, а также использовать их в своих целях.
Документ отменяет большинство правил хранения и распространения конфиденциальной информации, внесённых в 2016 году при Бараке Обаме. Для окончательно утверждения его должен подписать Дональд Трамп, однако СМИ ожидают, что это будет простой формальностью: президент уже поддержал изменения.
Законопроект разделил политиков активистов на два лагеря: одни утверждают, что отмена ограничений даст возможность интернет-провайдерам на равных конкурировать с компаниями вроде Google и Facebook, а другие считают, что поправки «убьют право на онлайн-приватность».
Что происходит сейчас
В 1996 года администрация Билла Клинтона приняла «Акт о коммуникациях», в котором в числе прочего обговаривалась защита «операторами связи» персональных данных клиентов. Тогда это касалось телефонных операторов, однако в 2016 году после нескольких месяцев дебатов были приняты дополнительные ограничения для интернет-провайдеров. Новые правила должны были вступить в силу в декабре 2017 года.
Согласно новому законопроекту, компании должны сообщать клиентам, какую информацию о них они собирают, как они её используют и с кем делятся. При этом провайдеры обязаны получить разрешение от пользователей на использование персональных данных вроде номеров соцстрахования, геолокации, истории браузера, финансовой и медицинской информации.
Кроме того, клиенты могут запретить пользоваться даже теми данными, которые по закону не являются конфиденциальными. Комиссия по коммуникациям максимально облегчила эту процедуру для пользователей. Компании также обязали сообщать о любых нарушениях и утечках данных.
Законопроект прошёл с трудом, а после его принятия противники ограничений сразу же попытались отменить правила, касающиеся персональных данных. Документ, одобренный конгрессом 28 марта, не только убирает все предыдущие поправки, но и запрещает снова вводить ограничения для провайдеров.
Как провайдеры могут использовать данные
Как отметило издание The Daily Dot, большие объёмы данных уже стали ценным товаром, и с каждым днём их стоимость только растёт. Провайдеры могут продавать информацию о пользователям рекламным агентствам и маркетинговым компаниям, чтобы те на основании данных могли повысить эффективность своего бизнеса.
Если законопроект 2016 года отменят, то интернет-провайдеры получат право не сообщать клиентам о том, что их данные собираются и используются. Также персональная информация на серверах провайдеров является целью многих киберпреступников.
Компании регулярно «теряют» данные в результате хакерских атак. Например, в марте 2017 года специалист по безопасности Трой Хант (Troy Hunt) рассказал о том, что к нему попал файл весом 52 гигабайта с персональными данными 33 миллионов пользователей, принадлежащий компании Dun & Bradstreet.
Что говорят сторонники законопроекта
Больше всего отмена ограничений выгодна американским интернет-провайдерам вроде Comcast, AT&T и Charter, которые не могли использовать имеющийся у них большой объём информации. Они напирают на то, что правила комиссии по коммуникациям несправедливы и ставят провайдеров в разные условия с «пограничными» компаниями вроде Facebook и Google, у которых намного больше возможностей работать с данными о пользователях. Правила для таких компаний регулируются Федеральной торговой комиссией.
При этом в The Verge подчеркнули, что интернет-провайдеры находятся в уникальном положении: они знают обо всём, что их пользователи делают в интернете, а «пограничные» компании имеют доступ лишь к малой части клиентского трафика. Но издание признало, что понимает желающих разработать единые правила для обеих групп.
Ещё со времён принятия закона республиканцы заявляли, что FCC «превысило полномочия» федерального агентства при создании таких жёстких правил. По их мнению, ограничения слишком «обременительны» для провайдеров. А самим интернет-провайдерам отмена законопроекта даст возможность конкурировать на рынке рекламы с Facebook и Google.
Одним из главных сторонников отмены ограничений стал новый глава Федеральной комиссии по коммуникациям Аджит Пай (Ajit Pai). По его мнению, более мягкие правила позволят двум группам компаний честнее конкурировать друг с другом. Пай добавил, что данные пользователей в любом случае будут защищены.
В прошлом году Федеральная комиссия по коммуникациям протолкнула партийным голосованием закон об охране данных пользователей, разработанный в интересах группы компаний-«фаворитов» и в ущерб другой группе.
Соответственно, конгресс принял резолюцию, отклоняющую такой подход разделения на «победителей» и «проигравших» до того, как этот закон вступил в силу.
Аджит Пай, глава FCC
Несмотря на возможную конкуренцию, крупные интернет-компании в январе 2017 года тоже выступили за отмену ограничений. По информации Business Insider, корпорации не хотят создавать прецедент, который может привести к изменениям и в их секторе.
Что говорят противники законопроекта
Те, кто выступает против нового законопроекта, подчёркивают, что нельзя сравнивать интернет-провайдеров с «пограничными» компаниями. Facebook или Google не просят деньги за свои услуги, поэтому к ним меньше вопросов и претензий со стороны пользователей. При этом если клиент не хочет раскрывать свои данные конкретному сервису, то легко может поменять соцсеть или поисковик.
Тем временем по данным The Verge, более 78% американцев по разным причинам не имеют возможности сменить своего интернет-провайдера. А даже если имеют, то эта процедура намного сложнее, чем переход с Твиттера на Инстаграм. В издании заявили, что выходом из ситуации стал бы закон, который бы повышал требования к хранению данных со стороны «пограничных» компаний, но вместо этого конгресс США «просто убрал сильнейшую защиту персональной информации».
Активисты и пользователи также регулярно высказывали недовольство отменой ограничений для провайдеров. В марте 2017 года VPN-провайдер выкупил страницу в газете The York Times и опубликовал на ней имена 50 сенаторов, проголосовавших за ослабление ограничений.
Private Internet Access, a VPN provider, takes out a full page ad in the @nytimes calling out 50 senators… https://t.co/Oq9vKBzxER
— Zuri Berry (@zuriberry)
Американский союз гражданских свобод отметил, что любые компании в принципе не должны использовать и продавать конфиденциальные данные, которые собираются без ведома клиентов. По мнению активистов, вся информация будет уходить рекламным компаниям.
На прошлой неделе я купил нижнее бельё через интернет. Зачем им знать, какой размер или цвет я выбрал? А потому что они продадут это фирмам, производящим бельё.
Майкл Капуано, политик
Против выступают и представители Демократической партии, которые не хотят терять законопроекты, которые были приняты при Обаме. Сенатор Брайан Шац (Brian Schatz) заявил, что возвращение провайдерам возможности торговать информацией является «огромным шагом назад в вопросах интернет-приватности». Многие политики уверены, что отмена закона является уступкой, которая навредит обычным пользователям.