Салом Карва любила говорить, что выжившие в схватке с лихорадкой получают сверхъестественные способности.
27 февраля стало известно о смерти либерийской медсестры Салом Карва (Salome Karwah), в 2014 году признанной «Человеком года» по версии журнала Time.
В тот раз издание присудило престижное звание людям, сражавшимся с распространением вируса Эбола в африканских странах, в том числе Гвинее, Нигерии и Сьерра-Леоне. Журналисты Time придумали не одну, а несколько обложек для специального выпуска, на которых появились те или иные категории борцов с лихорадкой. Среди врачей и волонтёров в этом списке почти что затерялась Салом Карва.
Медсестра героически избежала Эболы, но оказалась беззащитной перед «разваленной» медицинской системой Либерии. 17 февраля Карва родила четвёртого ребёнка через кесарево сечение. Через три дня дали о себе знать сложности во время родов и, как утверждают родственники, ошибки хирурга.
В больнице муж и сестра Карвы, которые привезли её с пеной на губах и судорогами, столкнулись с неожиданностью. Врачи наотрез отказались прикасаться к пациентке, которая якобы могла заразить их вирусом Эболы. Карва умерла на следующий день, 21 февраля.
Как пишет Time, в африканских странах остро стоит проблема «холодного» отношения к выжившим после Эболы. Многие местные жители в страхе заразиться презирают и обходят стороной тех, кому когда-то повезло остаться в живых.
Кто такая Салом Карва
По данным Всемирной ассоциации здравоохранения, от вспышки вируса Эбола в 2014 году погибли более 11 тысяч жителей стран Африки. Но Карва выжила. Как выяснилось, потеряв при этом почти всю свою семью: мать и отца, родного и двоюродных братьев, тёть, дядь и племянницы. Её сестра и тогда ещё жених чудом остались в живых.
На тот момент Карва работала медсестрой-стажёром в скромной клинике возле аэропорта Монровии — столицы Либерии. Вскоре после семейной трагедии девушку нашли «Врачи без границ».
В первый день, когда я пришла на собеседование, я увидела, как люди несут чьи-то тела. Я разрыдалась и сказала другу: «Я этого не вынесу».
На следующий день я пришла и сказала: «Нет, сидение на одном месте и слёзы мне не помогут. Лучше пойти и работать».
И чем больше я общалась с людьми, тем быстрее я отпускала мою печальную историю. Я решила, что буду очень занята тем, чтобы помочь другим выжить.
Салом Карва, медсестра
Как вспоминает журналист Time Эрин Бэйкер (Aryn Baker), Карва любила с улыбкой повторять, что выжившие после лихорадки получают суперсилы и полный иммунитет от повторного заболевания.
Карва часто в шутку сравнивала себя с супергероем и говорила, что её моральный долг состоит в использовании суперсилы на благо человечества. Так что она вернулась на работу в больницу «Врачей без границ» сразу же после выздоровления.
Она не только понимала, через что проходили другие пациенты, но и была тем редким человеком, не чуравшимся больных и делавшим всё, чтобы их утешить. К примеру, она спокойно кормила с ложечки пожилых пациентов с Эболой и укладывала спать подхвативших лихорадку детей.
Эрин Бэйкер, корреспондент Time в Африке
Я могу сделать то, что другие люди не могут. Если в доме есть больной Эболой, а его родственник по каким-то причинам не может подойти к пациенту, я возьму эту работу на себя. Я могу позаботиться о нём.
Эти слова будущий «Человек года» по версии Time произнесла в ноябре 2014 года. Тогда она вместе с женихом и сестрой готовилась заново открыть семейную клинику, закрытую после смерти её отца — местного доктора.
Салом Карва хотела, чтобы в её больнице работали выжившие после вируса Эбола врачи и медсёстры. По её задумке, эти доктора должны были идти туда, куда остальные специалисты не решались из-за страха за своё здоровье.
Новости о смерти Карвы в одно мгновение облетели и без того скромное врачебное сообщество в Либерии. Те, кто знал её по работе в клинике «Врачи без границ», заявили, что опустошены.
Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.