13 октября компания Sony начала продажи PlayStation VR — самого доступного на сегодняшний день полноценного шлема виртуальной реальности. Шеф-редактору TJ довелось не просто протестировать устройство, а пожить с ним три недели, включив VR-игры в свою повседневную жизнь. По итогам длинного эксперимента он отвечает на вопросы читателей об устройстве.
Фотографии: Анастасия Степанова
Сейчас на PS VR есть во что поиграть?
На PS VR уже вышло несколько десятков игр от внутренних студий Sony и ряда сторонних разработчиков, но все они, к сожалению, не вызовут особого восторга у геймеров со стажем.
По большей части это либо наборы демок, в которых надо смотреть по сторонам и выполнять самые элементарные задачи (VR Worlds, Batman Arkham VR), либо игры, которые прекрасно себя чувствуют и без виртуальной реальности (Driveclub VR, Super Stardust VR, Hustle Kings VR, Rez Infinite).
Всерьёз увлечь на PS VR могут только проекты, которые были специально созданы для шлема с учётом всех его особенностей. Например, действительно интересны тир на рельсах Until Dawn: Rush of Blood, кривоватый хоррор Here They Lie и несколько симуляторов — танковых (Battlezone), космических (EVE: Valkyrie) или фантастически-спортивных (RIGS).
Последний класс игр, если не брать в расчёт Here They Lie, обходится дороже всего. Почти все они стоят по 3700-3800 рублей, но хоть и являются уже более-менее полноценными релизами, всё равно увлекают ненадолго. За эти деньги можно купить какую-нибудь ролевую игру с глубоким сюжетом, которая будет месяцами радовать каждый вечер, и в этом отношении VR-игры своим «плоским» собратьям проигрывают в пух и прах.
На то, чтобы наиграться во всю стартовую линейку PS VR, у меня ушла примерно неделя, после этого я спокойно вернулся к Watch Dogs 2 и другим играм, для которых не нужен шлем.
Что там с VR-порно?
В данном случае люди часто путаются в терминах. Настоящее VR-порно — контент эротического содержания с эффектом 3D, в котором можно крутить головой в разные стороны — пока возможно только в играх, которых нет на закрытой платформе PS VR, находящейся под полным контролем Sony.
Если говорить о видео, то в шлеме виртуальной реальности теоретически можно посмотреть только 3D-порно (без возможности крутить головой) или 360-градусное видео (головой крутить можно, но эффекта 3D нет — зритель видит обычную 2D-картинку, «натянутую» на объёмную сферу).
На PS VR мне удалось посмотреть только видео второго типа (для этого надо обновить стандартный плеер и закачать подходящий ролик на флешку), но из-за отсутствия 3D впечатляет оно не сильно. Кроме того, закачка роликов на PlayStation 4 по-прежнему сравнима с русской рулеткой — многие файлы плеер просто отказывается читать, и не всегда можно предсказать, какие.
Для просмотра порно PS VR покупать точно не стоит.
Насколько мешают провода и прочая периферия?
Провода — одна из главных причин, по которой я вздохнул с облегчением, когда вернул PS VR. Я ещё никогда не встречал потребительского устройства, которое бы подключалось настолько сложно.
У меня техника под телевизором расставлена таким образом, что проводов не видно вообще, но с PS VR их почти невозможно спрятать. Хотя бы потому, что для работы устройства нужен один USB-порт, а они у PS4 только спереди (к счастью, в PS4 Pro для этого добавили третий — сзади).
Покупая PS VR, будьте готовы к тому, что рядом с вашей PlayStation 4 будет лежать ещё и модуль обработки, к которому подключено целых шесть проводов. У него также есть свой собственный модуль питания, но его можно спрятать.
Сложность подключения PS VR говорит о том, что Sony была не совсем готова к выпуску шлема, когда разрабатывала PlayStation 4 и PlayStation 4 Pro, так что тот факт, что устройство даёт действительно качественный опыт использования виртуальной реальности, можно считать инженерным чудом.
Я надеюсь, что Sony со временем добавит всю эту периферию в саму консоль, к которой будет подключаться только шлем — и ничего больше. Мне кажется, именно этого момента большинству пользователей и стоит дождаться.
Несмотря на то, что Sony удалось сделать PS VR достаточно удобным, не отпускает чувство, что беспроводные технологии нужны здесь как никогда, и конкуренты вроде Oculus VR это понимают.
Провод, который идёт к самому шлему, достаточно длинный и обычно совсем не мешает (большинство игр всё равно проходятся в сидячем положении). К нему, правда, придётся подключить ещё один провод — от наушников.
Наушники при этом можно использовать любые. Подойдут как хорошие «капли», так и что-нибудь покрупнее.
Какая нужна комната для PS VR?
Шлему от Sony не нужны хоромы, но расстояние от камеры, которая фиксирует движения игрока в пространстве, должно составлять хотя бы 2-3 метра. Почти любая комната в обычной российской квартире вполне сгодится.
Укачивает ли? Устают ли глаза? Хватает ли углов обзора и разрешения для полного погружения? Что делать людям с нарушением зрения? Есть ли щели между лицом и очками?
У меня с детства нет проблем с вестибулярным аппаратом. Я отлично себя чувствую в самолётах, автобусах и поездах, но в PS VR меня за три недели сильно укачивало как минимум четыре раза, и во всех случаях это было связано с конкретным типом управления, выбранным разработчиками, но об этом я расскажу в другом пункте.
Когда укачивает от шлема виртуальной реальности, это очень и очень неприятное ощущение. Вам может стать плохо всего за несколько минут, но потом придётся приходить в себя около часа. К сожалению, это один из рисков виртуальной реальности: вы вполне можете потратить деньги на игру, которую ваш организм просто не выдержит.
Глаза в PS VR устают достаточно быстро. Дело в том, что в шлеме виртуальной реальности вы смотрите на две половинки разделённого перегородкой дисплея через линзы.
Линзы — вещь очень капризная. Они имеют свойство запотевать и засаливаться, поэтому их приходится постоянно протирать. И это не так же просто, как, например, очистить дисплей смартфона. На них нет олеофобного покрытия, поэтому с жиром они расстаются неохотно.
Есть и другая проблема: для того, чтобы картинка была чёткой, линзы должны находиться перед глазами на определённом расстоянии и уровне. В PS VR это достигается за счёт трёх элементов управления.
Сначала надо раздвинуть белый ободок, нажав на большую кнопку, и накинуть его на голову, а затем, когда положение покажется удобным, жёстко зафиксировать его с помощью колёсика.
Затем надо нажать на чёрную кнопку на самой маске и придвинуть её максимально близко к лицу. Отсутствия просветов добиться вполне реально, но всё-таки лучше играть в полной темноте.
Всех этих мер всё равно не хватает, чтобы зафиксировать шлем по-настоящему жёстко, так что во время игры он может незначительно смещаться, вызывая расфокусировку картинки. Из-за этого даже без укачивания мне удавалось продержаться в PlayStation VR не дольше 30-40 минут. После этого глаза уставали настолько, что ни читать, ни играть, ни смотреть сериалы уже не хотелось.
Если говорить об углах обзора, то PS VR больше всего напоминает маску для плавания. Этого вполне достаточно для того, чтобы полностью погрузиться в происходящее даже при условии, что у шлема Sony самое низкое среди конкурентов разрешение дисплея. Зернистость сначала немного напрягает, но привыкаешь к ней почти моментально.
PS VR предусматривает возможность играть в очках, но это не лучшая перспектива — слишком громоздко, слишком мешает погружению. В то же время моя девушка без каких-либо проблем играла в линзах: именно к ним стоит прибегнуть в первую очередь.
Удобно ли шлем сидит на голове? Ощущение дискомфорта не возникает?
PS VR — один из самых удобных шлемов на рынке, но снимать его всё равно большое облегчение. Я не могу назвать игры в виртуальной реальности отдыхом, потому что постоянно приходится сидеть в вертикальном положении, а шлем со временем начинает давить своим весом.
Что с 2D-контентом? Хочется ли в шлеме смотреть фильмы и играть в обычные игры?
У PS VR есть замечательная функция. Если шлему нужно отобразить 2D-контент, то он создаёт как бы висящий в пространстве виртуальный дисплей с огромной диагональю — по ощущениям эффект сопоставим с просмотром кино в IMAX.
К сожалению, вы, скорее всего, не будете им пользоваться из-за зернистости. Несмотря на огромные размеры виртуального экрана, едва ли кто-то станет ради этого отказываться от своего телевизора. Даже если у вас самый ужасный дисплей, PS VR — не выход.
В то же время этот режим позволяет быть шлему полностью автономной штукой. Можно пользоваться консолью и играть в VR-игры, вообще не имея телевизора.
Поменялось ли что-то при переходе на PlayStation 4 Pro?
Стартовые игры для PS VR были созданы под PlayStation 4, поэтому на PS4 Pro они выглядят слегка чётче за счёт улучшенных текстур и отличаются в основном косметическими эффектами (дым, отражения), без которых вполне можно прожить.
Главное отличие — заметно возросшая скорость загрузки. В данном случае это очень важно: ведь в шлеме виртуальной реальности не позалипаешь в телефоне. Приходится минуту или дольше смотреть на чёрный экран, будучи почти полностью оторванным от реальности.
Также нужно понимать, что PS4 Pro отчасти была выпущена именно потому, что мощности обычной PS4 для виртуальной мало. Когда начнут выходить игры второй волны, новая приставка, скорее всего, уйдёт в отрыв по качеству графики.
А как ситуация с графикой обстоит в целом?
Скажу прямо: игры для PS VR не отличаются красотой. Из-за того, что для работы шлема необходимо обрабатывать изображение дважды (для каждого глаза) при более чем 60 кадрах в секунду, даже самые красивые проекты смотрятся как игры эпохи PlayStation 3, если не хуже.
Оптимизация в данном случае на первом месте, так как если опуститься ниже определённого порога, игроку моментально станет плохо, поэтому Sony пообещала жестоко обходиться с разработчиками, у которых частота кадров даже изредка падает ниже 60 в секунду.
Однако слабая графика совсем не портит впечатление. В виртуальной реальности важнее всего эффект 3D и возможность крутить головой. Поэтому когда к вам подплывает довольно схематично нарисованная акула, она всё равно кажется настоящей, потому что мозг воспринимает её как некое огромное тело в близлежащем пространстве.
Безусловно, ПК с Oculus Rift и HTC Vive далеко ушли по качеству картинки, но уровня графики PS VR вполне хватает для заданных целей. Учитывая, что шлем стоит почти в два раза дешевле, чем решения конкурентов, Sony в данном случае обвинить не в чем.
Подходит ли PS VR для большой компании?
Да. На момент запуска PS VR — это прежде всего штука, которую хочется показать гостям. Она особенно нравится тем, кто играет достаточно редко или не играет совсем. Когда я отдал тестовое устройство, больше расстроилась моя девушка, чем я.
В PS VR можно играть со звуком из колонок, выводя 2D-картинку на телевизор, что позволяет окружающим людям следить за процессом и давать советы. Правда, даже на PS4 Pro изображение выводится на экран в разрешении 960 на 720. Это больше информативно, чем красиво.
В то же время, если использовать PS VR с наушниками, то в виртуальной реальности становится бесконечно одиноко. Один раз во время игры у меня автоматически выключился телевизор (режим энергосбережения), и сняв шлем я обнаружил, что всё это время сидел один в полной темноте — как в картинках о мрачном будущем, которые гуляют по сети.
Затянула ли какая-нибудь игра или демка настолько, что к ней хотелось возвращаться раз за разом?
Моим фаворитом стала Until Dawn: Rush of Blood. Разработчики выбрали формат, идеально подходящий для PS VR. У них получилось уникальное комбо — американские горки со стрельбой и элементами хоррора.
Управление очень точное и отзывчивое (что с Move, что с обычным геймпадом), поэтому после первого знакомства её уровни можно проходить раз за разом, улучшая результат (стрелять надо не только по монстрам, но и по различным объектам окружения).
В Rush of Blood нет интересного сюжета, зато есть отличная постановка. Уровень с гигантскими пауками — одно из самых моих ярких игровых впечатлений в этом году.
Также с PS VR сразу стоит взять VR Worlds. Это очень качественный набор коротких мини-игр для демонстрации возможностей шлема. Это как раз отличный вариант «для гостей».
Ещё понравился танковый симулятор Battlezone: выглядит он простенько, но играется очень бодро, а возможности шлема использует на полную. Для выживания необходимо постоянно крутить головой в разные стороны.
С другими играми ситуация сложная. Например, в Driveclub VR я так и не нашёл особых преимуществ. Игра-то качественная, но гораздо лучше выглядит и играется без VR.
Чем заняться в PS VR помимо игр?
Если коротко — ничем.
На PS4 есть хаб со сферическими видео для шлема, но смотреть там нечего. В PlayStation Store можно найти несколько виртуальных анимационных фильмов — по сути это те же игры, в которых геймеру оставляют роль наблюдателя.
Сильнее всего из них впечатляет Alumette — этот VR-картина, выполненная в духе кукольной анимации, в которой зритель может заглядывать за различные преграды и смотреть на героев под разными углами.
Я сомневаюсь, что Sony будет развивать это направление. Едва ли за подобные VR-фильмы кто-то будет платить деньги. В отличие от художественного кино, у них есть свои ограничения: например, о быстром монтаже можно забыть.
Есть ли в играх для PS VR проблемы с передвижением персонажа?
Мне кажется, что передвижение — на текущий момент самая большая проблема PS VR и других её «домашних» конкурентов. Используя шлем Sony, вы сидите на диване, и ходить в виртуальных мирах приходится чем угодно — только не ногами.
В некоторых играх поворот туловища привязывают к повороту головы (Here The Lie, RIGS), и от этого в них может сильно тошнить. В Here The Lie, где можно свободно ходить, я чувствовал себя инвалидом, у которого проблемы с ориентацией тела в пространстве. В обычные игры с видом от первого лица с геймпадом играть намного приятнее.
Некоторые разработчики успешно решают эту проблему, ставя игрока на рельсы. Поэтому Until Dawn: Rush of Blood не вызывает никаких нареканий. Авторы Wayward Sky тоже нашли интересный подход: во время передвижения игрок смотрит на своего персонажа со стороны, а затем как бы телепортируется в его тело, когда это необходимо.
Эти варианты неплохи, но они всё равно являются «костылями», которые помешают создавать для VR действительно глубокие сюжетные игры. Пока эту проблему не решат, виртуальная реальность так и останется местом для простеньких аркад и тиров эпохи игровых автоматов.
Есть ли смысл покупать PlayStation VR сейчас?
Нет.
На текущий момент в мире PlayStation VR затишье. Sony вместе со своими партнёрами выпустила к старту несколько десятков игр, и теперь новых релизов, на которые стоит обратить внимание, выходит очень мало.
Покупать шлем стоит не раньше игровой выставки E3 2017 в июне, когда станет понятно, как Sony собирается поддерживать устройство в ближайшем будущем. Тогда могут анонсировать и вторую версию шлема, которая наверняка будет легче и удобнее.
Сейчас PlayStation VR для большинства людей — рискованная трата денег. Если 35 тысяч рублей для вас не импульсная покупка, а серьёзные расходы, которые нужно планировать, то стоит подождать, когда на PS VR выйдет критическая масса действительно отличных игр.
А пока что имеет смысл вложиться в PlayStation 4 Pro, которая стоит те же самые 35 тысяч рублей. Очевидно, что плацдармом для VR-игр ближайших лет будет именно она.
Не ждёт ли виртуальную реальность судьба 3D?
На этот вопрос сегодня не знает точного ответа никто. С одной стороны, глобальные планы Facebook и других компаний в этой области обнадёживают, а сама технология действительно впечатляет. С другой, все мы помним, как ещё несколько лет назад Google Glass казались неизбежным будущим.
Пока что PS VR — это развлечение в основном для тех, кто почти не играет в обычные игры, а эти люди вряд ли будут тратить порядка 55-70 тысяч на комбинацию из PlayStation 4 и PlayStation VR. С другой стороны, те, кто проводит вечера за «Ведьмаком» и Battlefield 1, наиграются в PS VR за неделю и вернутся к обычным играм с проработанными сюжетами и глубокими механиками.
На данном этапе PS VR, да и сами по себе шлемы виртуальной реальности — это игрушка для всех и одновременно ни для кого. Особенно в России, если учитывать, что многие VR-игры стоят по 3-4 тысячи рублей.
Вспоминая, как Sony в своё время запускала PlayStation Move и добавляла его поддержку во все свои игры, я не исключаю варианта, что PlayStation VR ждёт та же участь, а виртуальная реальность, как и Google Glass, уйдёт куда-то в сферы науки и образования.
Одно можно сказать точно: игры с геймпадом на диване перед большим телевизором никуда не денутся. Они с нами надолго.