В начале декабря 2016 года журналистка Кэрол Кэдволладр (Carole Cadwalladr) заявила, что ультраправые активисты манипулируют алгоритмами Google, чтобы размещать в топе поисковой выдачи расистские и антисемитские материалы, а также фейковые новости. Журналистка написала на эту тему несколько статей в The Guardian, пока одна из них не получила популярность. Компанию начали сильно критиковать, из-за чего в Google пришлось пообещать изменить алгоритмы своей системы. Однако далеко не все специалисты уверены, что подобный контент попадает в поисковую выдачу именно таким способом.
А был ли Холокост
5 декабря Кэдволладр опубликовала статью о том, что при поисковом запросе в Google «Did the Holocaust happen» («был ли Холокост») в топе результатов находятся результаты с расистскими и антисемитскими заявлениями. Она связала это с действиями ультраправых активистов, которые, по её мнению, «играются» с алгоритмами компании, выискивая в них слабые места.
Кроме этого журналистка нашла поисковые запросы, результаты которых позволяют усомниться в уме «чёрных людей». Кэдволладр заявила, что такая выдача может изменить мнение многих людей о мире, а в Google только потакают этому, не удаляя подобные сайты.
С третьей попытки она всё-таки смогла обратить внимание на проблемы компании. О поисковой выдаче про Холокост написали многие западные издания, а в Google пообещали обновить алгоритмы для более релевантной информации по запросам. К тому времени Кэдволлард уже заявляла, что за топ результатов отвечает целая пропагандистская система.
Нам правда нужно поговорить о Google. Прямо сейчас. Потому что эти «факты» транслируются по главному источнику информации на планете. Напишите в своей строке «did the hol». И Google предложит вам найти «Did the Holocaust happen».
Кэрол Кэдволладр, журналистка
Слабые меры
Главный редактор Search Engine Lab Дэнни Салливан отметил, что антисемитские сайты выявили две главные проблемы для компании: автозаполнение запроса и фильтрация результатов поисковой выдачи. При этом, как подчеркнул журналист, Google не может просто взять и удалить из выдачи некоторые сайты, потому что это создаст опасный прецедент для цензуры в интернете.
Это понимают и в компании: в своём заявлении они обратили внимание на то, что просто показывают контент, существующий в сети, не ассоциируя это с позицией Google.
Цель поиска — обеспечить наиболее релевантные и полезные результаты для пользователей. У нас не всегда получается, но мы постоянно работаем над улучшением наших алгоритмов.
Поиск показывает контент, который есть в интернете. Факт, что в поисковой выдаче появляются «сайты ненависти», не означает, что мы придерживаемся тех же взглядов.
из заявления Google
Однако после нескольких дней критики в Google заявили, что всё-таки немного изменили алгоритм поисковой выдачи. Если раньше при запросе «Did the Holocaust happen» в топе результатов появлялся материал с нацистского сайта Stormfront под названием «10 причин, почему Холокоста не было», то теперь первая ссылка ведёт на сайт музея Холокоста в США.
Однако алгоритм был изменён не для всех стран: например, в России Google до сих пор предлагает сначала зайти именно на Stormfront. Салливан при этом отметил, что даже в США отрицающие Холокост сайты не полностью исчезли из выдачи, а просто опустились в ней ниже.
И даже это было ненадолго. Салливан начал замечать, что результаты поиска часто оказывались «противоречивыми». Иногда Stormfront возвращался на первое место, чуть чаще оказывался вторым (его потеснила история самого Салливана про проблемы с алгоритмом Google). Один из специалистов даже предположил, что на самом деле компания не делала никаких изменений, а её заявления являются просто PR-ходом. Падение антисемитских сайтов в выдаче он объяснил наплывом новостей по этой теме.
Салливан отметил, что не согласен с подобными мнениями. По его словам, за неделю слежения за результатами выдачи на примере отрицания Холокоста он увидел, что ключевые сайты меняются, чего не происходило до обновления.
У них нет никакой причины играть в PR-игры. Они уже заявили, что не собираются всё делать быстро. Я думаю, они сделали что-то. Просто это «что-то» — очень слабое.
Дэнни Салливан, редактор Search Engine Lab
«Google поощряет антисемитизм ради выгоды»
Однако Салливан в своих материалах задаётся вопросом, почему именно Stormfront находится в топе выдачи поисковика, а не, например, страница из «Википедии». Одним из в теории возможных вариантов он назвал ранжирование сайтов по частоте кликов на них, в чём Google обвиняли некоторые специалисты. В итоге фейковые новости из-за своей вирусности могут опережать в выдаче настоящие.
Все SEO-эксперты согласятся, что Google учитывает CTR [соотношение числа кликов на объявление к числу его показов] в ранжировании результатов поисковой выдачи. На каждой позиции ожидается определённый уровень кликабельности. Если результат получает больше переходов, он обычно занимает высокую позицию в поисковой выдаче.
Джуст де Вальк, консультант Business Insider
В начале декабря на один из подобных фейков в Google обратило внимание издание The Verge. В топе выдачи по запросу «aliens» (инопланетяне) на первых местах располагались выдуманные новости о снимках «пришельцев, сосущих энергию из солнца». В The Verge также отметили, что после изменений в алгоритмах поисковика на страницах стало появляться намного больше фейков.
Кэдволладр в своём материале заявила, что именно так на первых местах поиска появляются отрицающие Холокост сайты. По её словам, есть целая сеть ультраправых активистов, которые используют слабости алгоритмов Google, чтобы «поднимать» свои ресурсы в топ выдачи.
Чтобы доказать свою правоту, в запросе «А бы ли Холокост» она решила продвинуть выше страницу в «Википедии», объяснявшую, что он был. Журналистка заплатила за рекламу с помощью сервиса AdWords и сумела повлиять на выдачу: антисемитсткий сайт опустился в результатах поиска. В итоге сотрудница The Guardian обвинила компанию в антисемитизме ради собственной выгоды.
The Google truth project. My ad: 14,027 searches. 566 clicks. Total 2 days: £520.30. Cost of preventing Google deny… https://t.co/axakqBUbiK
— Carole Cadwalladr (@carolecadwalla)
«Проект „Правда Google“. Моё объявление: 14027 запросов, 566 кликов. Всего за два дня: 520,3 фунта стерлингов. Помешать Google отрицать Холокост: бесценно»Салливан же отметил, что поднятие выдачи «третьими лицами» если и происходит, то не с помощью рекламы, а с помощью грамотных специалистов по поисковой оптимизации. Журналист сравнил это с «хорошим PR-сотрудником, работающим над улучшением плохой репутации».
Однако некоторые SEO-специалисты работали как раз над борьбой с сайтами вроде Stormfront. Например, Джон Доэрти создал сайт didtheholocausthappen.co и начал продвигать его в поисковой выдаче.
При этом, по словам Салливана, такие сотрудники не являются «супергероями», знающими дыры в системе Google — у них просто есть опыт по работе с проектами. Высокое положение Stormfront он объяснил такой малой популярностью подобных поисковых запросов про евреев, что никто и не замечал на первом месте этот сайт. А причастность ультраправых активистов к манипуляциям с Google журналист опроверг простым запросом «белые люди тупые», по результатам которого все ссылки соглашались с утверждением.