вторник, 27 декабря 2016 г.

Итоги-2016: Кино

В 2016 году вышло как минимум три блокбастера по комиксам, много научной-фантастики и первый самостоятельный фильм по «Звёздным войнам». Однако в основном массовый кинематограф пережил период разочарований и разгромов критиков. Редактор TJ составил список из 14 лучших лент, которые шли в российских кинотеатрах в 2016 году.

«Выживший» (The Revenant)

Во всём мире «Выживший» вышел в 2015 году, но в российские кинотеатры приехал только к январю 2016 года, отчего многие могли о нём позабыть. Фильм рассказывает историю реального охотника Хью Гласса, который обошёл весь Дикий Запад, одолел медведя в рукопашном бою и практически восстал из мёртвых.

В декабре 2016 года, когда исполнитель главной роли Леонардо Ди Каприо уже почти год как получил «Оскар», а зрители насытились летними блокбастерами, приходит понимание, что ничего более красивого напряжённого, чем «Выживший», так и не вышло. Секрет успеха картины в трёх факторах: актёрском дуэте Ди Каприо и Тома Харди, режиссуре Алехандро Иньярриту и операторской работе Эммануэля Любецки и нелинейном сюжете.

«Омерзительная восьмёрка» (The Hateful Eight)

Восьмая режиссёрская работа Квентина Тарантино столкнулась с проблемами на стадии производства: в сеть попадал первый вариант сценария, а сам постановщик ссорился то с полицейскими, то с компанией Disney. Его главная лента — «Бешеные псы» — также создавалась с шероховатостями, так что неудивительно, что между ней и «Омерзительной восьмёркой» очень много общего.

Новый фильм Тарантино больше подходит для постановки в театре, чем для современных кинотеатров, где зрители высиживают три часа в зале, только если на экране взрываются роботы и скачут супергерои.

В «Омерзительной восьмёрке» такого не найти: сюжет об Америке после Гражданской войны, представленный бурным спором участников событий, можно было рассказать намного быстрее. Но Тарантино сделал из своей восьмой картины альманах американской жизни того времени, замешанный с великолепными актёрскими работами и отсылками к собственным фильмам.

«В центре внимания» (Spotlight)

Документальная история издания Boston Globe, разоблачившего американских священников-педофилов, способна вдохновить зрителя начать карьеру в журналистике, пусть и со старого городского издания. «В центре внимания» дорвался до российских кинотеатров в феврале — тогда же он взял два «Оскара» за лучшие сценарий и фильм.

Режиссёр Том МакКарти смог отвлечь зрителя от главного аспекта сюжета — результата расследования. Наблюдать за процессом куда интересней: как журналисты медленно доходят до понимания того, насколько серьёзное дело они раздобыли, и связывают единичные случаи в цепочку событий.

Тем более в кадре задействованы актёры первой величины: неуравновешенный Марк Руффало, строгий Майкл Китон, подозрительная Рэйчел Макадамс. Происходящее не скатывается в обсуждение личной жизни и проблем главных героев — это всё еще «В центре внимания» — практически документальный фильм, в котором увлекательно наблюдать за работой региональных корреспондентов.

«Дэдпул» (Deadpool)

Первая же ассоциация с «Дэдпулом» — отдушина. Наконец-то крупные кинокомпании выпустили сольный фильм о заносчивом и оскорбительном супергерое. Он лишен оперной растянутости «Мстителей», наполнен юмором и харизмой Райана Рейнольдса. А ещё это редкая картина по комиксам с кровью и сальными шутками.

В момент некоторого заката подобных лент — Marvel всё чаще критикуют за ежегодные блокбастеры, DC ошиблись два раза за год, Fox просчитались с «Людьми Икс» — должен был выйти подобный фильм. Долгострой с мощной пиар-кампанией и инновационным подходом к тому, как следует подавать массовое экшен-кино. Как следствие, сенсационные сборы и обидная оплеуха киностудиям, на километр обходящим рейтинг 18+. Благодаря стильному и сатирическому «Дэдпулу» мы получим как минимум один кровавый фильм по комиксам — заключительную часть приключений Росомахи под названием «Логан».

«Зверополис» (Zootopia)

Мультфильм от Disney многие назовут лучшим за весь 2016 год, и будут абсолютно правы. Это правдоподобная история, которая в упрощённой форме пересказывает книгу «Скотный двор». С разницей в том, что анимационный вариант всё-таки очень утопичный.

«Зверополис» стал самым кассовым мультфильмом в истории российского проката и по миру собрал больше миллиарда долларов. Пример того, как студия, специализирующаяся на сказках, сняла более приземлённую картину, от которой и улыбаешься, и задумываешься. Многие критики отметили, что лента подходит для всех поколений, потому что рассказывает о важных вещах с помощью мультяшных персонажей, говорящих на взрослом языке.

«Хардкор» (Hardcore Henry)

Некоторые зрители и критики говорили, что «Хардкор» нельзя назвать фильмом из-за того, что он сильно походит на двухчасовой клип от первого лица. Но когда-то и звук считался чужеродным элементом, портящим магию кино. Так и режиссёр Илья Найшуллер добавил задорным боевикам эффект полного погружения.

«Хардкор» можно отнести к сугубо развлекательному жанру: он насыщенный и стремительный, с большим количеством взрывов и добротными шутками. Сюжета в нём толком нет, зато есть актёрское открытие — Даниле Козловскому, оказывается, очень идёт быть злодеем. А так как 2016-й стал годом расцвета виртуальной реальности, следовательно, должна была выйти хотя бы одна картина с полноценным видом «из глаз». Минус — некоторых зрителей даже укачивало в зале.

«Славные парни» (The Nice Guys)

Фильм едва не лишился зрительского внимания, несмотря на внушительный актёрский дуэт — Райана Гослинга и Рассела Кроу. Причина скорее в неудачном выборе даты выхода, чем в каких-то проблемах с рекламной кампанией или сюжетом. «Славные парни» — полицейская история о напарниках, в которой главные герои вместо детективной работы предпочитают расследовать преступления своими силами и за приличные деньги.

К сожалению, картина заработала около 57 миллионов долларов в мировом прокате при бюджете в 50 миллионов. Вероятно, майская премьера спутала все карты — в США ленте пришлось конкурировать с «Противостоянием» от Marvel. Но не дайте себя запутать: Шейн Блэк, постановщик первой части «Смертельного оружия», снял мастерский боевик с нетривиальной историей и россыпью шуток.

«Варкрафт» (Warcraft)

После «Бэтмена против Супермена» многие насторожились из-за оценок критиков и задались немым вопросом: насколько ужасными могут получиться многомиллионные блокбастеры. Следующим в очереди на разгром от мировых изданий стоял «Варкрафт» — экранизация одноимённой игры, полюбившейся миллионам людей по всему миру.

Картина практически полностью состоит из CGI-графики, в производстве задействованы сразу четыре государства, а, не считая массовки, в кадре принимают участие 50 человек. Но кино вышло и получило низкие оценки критиков, сопровождающиеся воплями восторга от фанатов оригинала.

«Варкрафт» — потрясающе красивый и масштабный фильм, который также не содержит ничего оригинального, кроме деталей истории из игровой вселенной. Он должен был выйти для того, чтобы первым из всех фильмов по играм собрать 400 миллионов долларов и подарить надежду на то, что когда-нибудь в кинотеатрах будут греметь картины по играм, а не по комиксам.

«Полный расколбас» (Sausage Party)

Самая запоминающаяся анимация в 2016 году встала по разные стороны баррикад: с одной стороны Disney со «Зверополисом», с другой — комики Сет Роген и Эван Голдберг с «Полным расколбасом». У первой вышла отличная история для детей и взрослых, в то время как фильм вторых не стоит показывать никому младше 16 лет. Это картина о продуктах в магазинах, которые узнали, что люди на самом деле их едят.

Оригинальное и более ироничное название мультфильма — «Сосисочная вечеринка», то есть тусовка парней без девушек. И это самая тонкая шутка о половых органах за весь хронометраж, потому что в остальном он усеян похабным и чёрным юмором.

Сюжет предусматривает мораль «возлюби ближнего», но предоставляет её напрямую — гастрономической оргией главных героев. Ничего более непристойного и одновременно смешного за этот год не выходило. Во многом потому, что никто другой, кроме авторов «Ананасового экспресса», такого себе позволить просто не мог.

«Не дыши» (Don't Breathe)

Компания друзей-воров забирается в дом, чтобы ограбить слепого ветерана войны в Ираке, но у неё ничего не выходит. Закалённый боями старик открывает охоту на детей, меняя правила игры, ведь теперь зрителю непонятно, за кого переживать. То ли за него, жестоко расправляющегося с преступниками, то ли за глупых подростков, которые наверняка уже одумались.

В случае с этим фильмом банальный пересказ сюжета о подростках, запертых наедине с садистом-убийцей, совсем никак не передаёт сути. Хоть ужасы — в последнее время слишком нишевый жанр, чтобы искать в нём откровения, в 2016 году одно из открытий пришло именно оттуда. Режиссёр сериала «От заката до рассвета» будто переписал книгу с правилами современных хорроров и снял картину, в которой нет резких моментов, мистики или чёткого разделения на плохих и хороших.

«Ученик»

Картина режиссёра Кирилла Серебренникова, рассказывающая о школьнике, который начитался Библии и решил жить по божьим заветам, многим зрителям показалась излишне претенциозной. Однако чего можно было ожидать от фестивального кино: в 2016 году «Ученик» получил независимую премию на 69-ом «Каннском кинофестивале».

В отличие от «Левиафана» Андрея Звягинцева, лента Серебренникова более прямолинейная и ясная. Она честно рассказывает о ситуации с православием в России и о том, к чему это может привести. Удивительно, но «Ученик» добрался до широкого проката, хоть поднимает тему коррупции, плохого образования и семейных побоев.

«Доктор Стрэндж» (Doctor Strange)

2016 год стоит отметить в календарях за то, что он вернул веру в фильмы от компании Marvel, посвящённые отдельным героям. Например, одна из таких попыток в прошлом — «Человек-муравей» — уместней смотрелась бы в качестве сериала для Netflix. В случае с «Доктором Стрэнджем» такого сказать нельзя: это красивая история о супергерое, по значимости сравнимая разве что с «Железным человеком».

По иронии как раз картину 2008 года о Тони Старке фильм и напоминает. Сюжет рассказывает о гениальном хирурге, который после автокатастрофы больше не может проводить операции. Он находит ответы в Тибете, где его обучают управлять временем и перестраивать пространство.

Режиссёр Скотт Дерриксон, в прошлом известный в основном фильмами ужасов, с изяществом повторил стиль, лёгкость и юмор «Железного человека». У «Стрэнджа» есть собственная визуальная красота, подкреплённая харизмой британца Бенедикта Камбербэтча. Успех подтверждают и сборы — более 600 миллионов долларов по всему миру — что на 100 миллионов больше, чем у того же «Человека-муравья».

«Прибытие» (Arrival)

Большим открытием к концу 2016 года стал выход новой работы номинанта на «Оскар» Дени Вильнёва. Осень в кинематографе — засушливый период, но именно в октябре появился научно-фантастический фильм, который через призму общения инопланетян с людьми подаёт проблему в отношениях между целыми государствами.

«Прибытие» получилось столь запоминающимся из-за качественной литературной основы — рассказа «История моей жизни» американского писателя Теда Чана. Помимо этого было принято верное решение не нагонять драмы, а оставить фильм слегка стерильным, чтобы не переборщить, как в случае с «Интерстелларом». Такой подход, а заодно выдающаяся игра актрисы Эми Адамс, делают «Прибытие» одной из ярчайших кинолент года.

«Под покровом ночи» (Nocturnal Animals)

Очередной пример того, как российский перевод названия портит восприятие накануне похода в кино. Всё-таки более прямолинейный вариант — «Ночные животные» — отражает суть картины, которая посвящена тому, насколько ужасными и трусливыми могут быть люди. Мощный триллер о борьбе человеческого и животного снял американский дизайнер Том Форд. За эту работу он получил «Золотого льва» на Венецианском фестивале.

Лента посвящена женщине, которая, страдая от проблем в браке, увлекается книгой своего бывшего мужа. В романе описываются ужасные сцены насилия, которые по итогу становятся центральными объектами картины. В ключевые полчаса фильма актёры Джейк Джилленхол и Аарон Тейлор-Джонсон выдают пронзительную и необычную для своих привычных образов игру, которая превращает неприятный отрезок ленты в невыносимый. К сожалению, остальной час хронометража содержит скучные сцены и неуклюжие диалоги, но эти 30 минут определённо заслуживают того, чтобы досмотреть его до конца.

Let's block ads! (Why?)