27 октября Apple представила MacBook Pro с инновацией, о которой почти никто не просил — сенсорной панелью Touch Bar над клавиатурой. Компания уже не знает, как улучшить свои продукты, но она в этом не одинока. В 2016 году большинство производителей техники упёрлись в непреодолимый барьер: всё стало слишком хорошим, и лидеры рынка начали проигрывать своему главному конкуренту — самим себе. Шеф-редактор TJ рассуждает о том, как мы пришли к этой точке и что после неё делать.
Я всегда питал страсть к мобильным телефонам, и в школьные годы менял их примерно раз в полгода или даже чаще. Каждый раз это происходило не потому, что старый ломался, а потому, что хотелось попробовать новый.
В те времена технологии на этом рынке развивались стремительно, и только что купленный телефон всегда привносил в мою жизнь какие-то качественные изменения. В один год появилась камера, чьи последователи навсегда изменили мир фотографии, в другой — 3G-интернет, с которым выход в сеть с телефона перестал быть издевательством над самим собой.
Каждая покупка была по-настоящему волнительной, каждая вещь — по-настоящему новой.
То же самое касалось персональных компьютеров и ноутбуков: только собираешь себе мощный игровой моноблок, и уже через полгода выходит новая игра, которая легко «укладывает его на лопатки», заставляя начинать копить на новое железо — опять. И никакие минимальные настройки не помогали: если у тебя двухъядерный процессор, то Battlefield: Bad Company 2, заточенная под четырёхъядерные, будет едва ползать независимо от качества графики. Но это не вызывало никакого недоумения: сами игры тогда становились красивее и технологичнее гораздо быстрее, чем сейчас.
Тогда постоянно менялись стандарты, а не только количественные характеристики. Тогда ноутбуки каждый год скидывали с себя килограммы веса, а телевизоры больших диагоналей дешевели в 2-4 раза, при этом заметно улучшая качество картинки. Мыши и клавиатуры теряли провода. Наушники обзаводились окружающим звуком.
Ещё несколько лет назад никто не задавался вопросом: «А зачем мне обновляться?» Ответ всегда был очевидным.
Однако к 2016 году ситуация изменилась радикальным образом. Я отлично помню, как в момент выхода iPhone 5s, iPhone 4 превратился в раритет. Им продолжали пользоваться только самые отчаянные. Однако сейчас с момента выхода iPhone 5s прошло три года, и он до сих пор является самым популярным телефоном среди всех моих друзей. Это подтверждает и статистика «ВКонтакте».
Отчасти это связано с кризисом, а отчасти с тем, что именно с этим телефоном Apple пересекла черту, после которой большинство людей захотели притормозить. Его технических характеристик оказалось достаточно для повседневной жизни большинства, а 6s и 7 уже воспринимаются многими как устройства для энтузиастов и профессионалов.
Когда я относительно недавно продавал iPhone 5s по объявлению, у меня его попыталась купить диджей радио «Рекорд» — очевидно не бедная девушка. Я спросил, зачем ей старый телефон, когда на рынке есть 6s, она ответила: «Ой, я его так люблю — мне больше ничего не надо».
И чем лучше становились смартфоны, тем более требовательные к технике люди стали говорить: «Мне больше ничего не надо».
То же самое стало касаться и другой техники. Я собрал свой игровой компьютер несколько лет назад (кажется, три или четыре — не помню), и продолжаю на нём играть на максимальных настройках в самые свежие игры. Только протираю с него пыль, да один раз поменял видеокарту, продав старую на Avito и доплатив тысяч десять рублей.
Кажется, и сами игры теперь почти не меняются: графика в большинстве топовых игр в последние годы выглядит почти одинаково. Времена революций прошли и здесь, а главную роль начал играть стиль и арт-дизайн.
Моему телевизору уже несколько лет, и он меня полностью устраивает. Ни одна технология на рынке ТВ за последние годы не заставила меня заменить его. Ни 4K, ни какие-то другие характеристики меня не интересуют — потому что по-прежнему остаются излишествами, почти не влияющими на впечатление.
Эта проблема, которую мы без затей назовём «всё стало слишком хорошим», последовательно бьёт по одной индустрии за другой. И каждый раз это связано с разорением или уходом производителей с рынка. ПК, ноутбуки, планшеты, зеркальные камеры, телевизоры, читалки на электронных чернилах.
Почти вся техника стала «слишком хорошей», и если вы её меняли хотя бы 2-3 года назад, то у вас нет почти никаких причин идти в магазин снова.
В 2016 году эта проблема добралась и до самого стремительно развивающегося рынка смартфонов, что тут же вылилось в падения прибыли и продаж у Apple. И у компании пока нет никаких действенных средств борьбы с этим явлением.
И эта же проблема на днях загнала MacBook Pro в очень странное состояние. Поскольку Apple до сих не верит в то, что ноутбукам нужен полноценный сенсорный экран, ей пришлось встроить такой в клавиатуру — сделать абсурдную инновацию ради инновации, от которой так и веет девяностыми.
Сейчас в соцсетях трудно найти хоть одного человека, который бы заявил, что хочет поменять свой MacBook Pro Retina на новый ради сенсорной полоски. MacBook Pro стали настолько хорошими, что невзначай убили MacBook Air, и Apple попросту уже не знает, как их улучшить.
В 2014 году появились надежды, что семимильными шагами начнёт развиваться носимая электроника, но Google Glass умерли, так и не родившись, Apple Watch за полтора года после выпуска первой версии почти не изменились, Android Wear интересует только узкий круг гиков, а фитнес-браслеты так и остались нишевым решением для энтузиастов.
Как нам показывает рынок ПК, который «упёрся» в проблему «слишком хорошего» ещё несколько лет назад, выхода из этой ситуации нет. Точнее есть, но он почти никак не связан с самим аппаратным обеспечением.
Чтобы продолжать жить, производителям «железа» постепенно придётся превратиться в поставщиков сервисов.
По последнему финансовому отчёту Apple хорошо видно, что компания уже активно наращивает этот сегмент ПО и сервисов вроде Apple Music и iCloud, а Google и Microsoft вот уже несколько лет практически только в нём и существуют.
Я нисколько не удивлюсь, если через десять лет никаких презентаций iPhone больше не будет: отличия между телефонами станут настолько маленькими, что Apple перестанет продавать их в магазинах. Компания уже ввела в США подписку на iPhone: пользователи могут платить каждый месяц фиксированную сумму, а Apple обязуется заменять их смартфон на самый актуальный.
Однажды такая подписка станет основным способом покупки, а пышные презентации уйдут в прошлое.
Вся окружающая нас техника окончательно потеряет индивидуальность и станет всего лишь средством доставки сервисов — таким же утилитарным, как кабель, по которому в наши дома течёт интернет.
Однако к этой точке производителям только предстоит прийти. Сейчас всё внимание публики направлено на инновации в области смартфонов, а их становится всё меньше и меньше. Ни Apple, ни Samsung, ни армия китайских производителей уже не способны никого по-настоящему удивить, а новых рынков мобильной техники так и не появляется.
Возможно, для нас пришло время перестать так пристально следить за обновлением подобных устройств и обратить свой взгляд в какие-то другие сферы. Apple и другим производителям придётся попотеть, чтобы выплыть из образовавшегося болота. Возможно, некоторые из них никогда из него не выберутся, но это уже не наша проблема.