Ночью 6 августа по московскому времени начнётся церемония открытия Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. Яркие моменты церемоний и выступлений на Олимпиадах часто запечатлевались в форме гифок, однако Игры в Рио станут первыми, когда поток фотографий, видео и даже гифок в интернете значительно (если не полностью) ослабеет — из-за борьбы Международного Олимпийского комитета с нарушением авторских прав.
В мае 2015 года МОК выпустил новые правила доступа к лицензионному контенту с Олимпийских игр. Эти правила вступили в силу 24 июля 2016 года и продолжат действовать до 24 августа.
МОК обладает и управляет всеми возможными правами на абсолютно весь контент, связанный с Олимпиадой, в том числе на сам бренд Олимпийских игр.
Для телевизонных трансляций мероприятий в странах-участницах МОК выбирает по одному медиапартнёру, так называемому «владельцу прав на трансляцию» (Rights Holding Broadcaster, RHB). В США это канал NBC, в России — Первый канал.
Только официальные партнёры имеют право транслировать контент Олимпиады: это значит, что легально полные версии выступлений кроме как на Первом канале зрители в России увидеть не смогут. Впрочем, в интернете Первый канал транслировать может, и по данным «Спорт-Экспресса» как раз в сети у телеканала будет больше контента, чем в эфире: это объясняется и разницей в часовых поясах, из-за чего часть мероприятий придётся показывать в записи.
Для других медиа есть послабления, но и они чрезвычайно ограничивают простор для демонстрации Игр. Например, другие телеканалы могут показывать видео с Олимпиады только в выпусках новостей, причём не более чем в трёх, а длительность видео не должна превышать 6 минут в день. Между программами нужно делать перерыв минимум три часа, а в странах, где официальных партнёров нет, выпуски можно показывать только на следующий день.
В интернете всем, кроме официальных партнёров, трансляция Олимпиады запрещена, как и показ видео с Игр по запросу (video on demand). Кроме того, впервые в истории Олимпиады МОК запретила создание гифок, gifv-анимаций и других коротких видео, при помощи которых интернет-издания обычно запечатлевали интересные события.
Использований Олимпийских материалов, преобразованных в графические анимированные форматы, такие как GIF (включая GIFV), GFY, WebM или другие короткие видеоформаты вроде вайнов, строго запрещено.
Международный Олимпийский комитет
Правила аккредитации журналистов, опубликованные в октябре 2015 года, разрешают им делать фотографии и видео мероприятий Олимпийских игр, но не публиковать их на сайтах или в соцсетях без предварительного одобрения МОК.
В остальных ситуациях — например, когда фото или видео были сделаны в зоне Олимпийских игр, но не непосредственно на мероприятиях — фото и видео могут быть опубликованы для «личного использования», но не для коммерческого (например, на сайтах, где отображается реклама).
МОК также явно указывает, что аккредитованные журналисты не имеют права стримить видео с мероприятий через Periscope или аналогичные сервисы.
Многие сайты используют гифки в качестве замены видеоматериалам, так как формально они не нарушают требования правообладателей, запрещающих показ охраняемых авторским правом видеофрагментов — например, отрывки фильмов, клипов, сериалов и спортивных трансляций.
В ряде крупных интернет-изданий (например, в BuzzFeed) принято считать, что фото и видео запрещены к показу в интернете без разрешения правообладателя, а гифки, созданные на их основе, лежат в «серой зоне».
Журналисты, узнавшие о запрете на создание гифок накануне старта Олимпиады в Рио, выразили недоумение — зачастую в гифках.
Just learned the IOC bans turning Olympic content into GIFs. A moment of silence please. https://t.co/22Cxmv9HZ2
— KSL Browser 5.0 (@kslbrowser50)
«Только что узнал, что МОК запретил превращать контент с Олимпиады в гифки. Минуту молчания, пожалуйста»
#Rio2016 https://t.co/5TOkMwhvfR
— Brian Koerber (@bkurbs)
Excited for Olympic GIFs? Don't get your hopes up. Note to press: Use of Olympic material transformed into GIFs "is expressly prohibited."
— Natalie DiBlasio (@ndiblasio)
«Хотели гифок с Олимпиады? Не так быстро. Прессе на заметку: использования Олимпийских материалов, превращённых в гифки, „строго запрещено“»
I remember many, many copyright rules when reporting on the 2012 Olympics but I do not remember Gif copyright rules. https://t.co/OSaZfgryCz
— Jane Bradley (@jane__bradley)
«Я помню много, много правил касаемо авторских прав на Олимпиаде 2012 года, но я не помню правил о запрете на публикацию гифок»
.@dcseifert come at me, IOC https://t.co/Iid1GAsiiO
— Sean O'Kane (@sokane1)
Наиболее подробно в отношении запрета на публикацию гифок высказался редактор Mashable Брайан Кёрбер (Brian Koerber).
Интернет так не работает. Вы [МОК] должны хотеть, чтобы люди делали гифки. Медиум вызывает у людей желание посмотреть всё целиком.
«Видел гифку, целиком смотреть не буду», — сказал никто и никогда.
Заражённая вода — это абсолютно нормально. Не вздумай сделать гифку.
Общежития для атлетов не достроили, и это вполне нормально. Не вздумай сделать гифку, а то мы тебя засудим.
Хуже всего, что эта Олимпиада могла стать самой освещаемой в СМИ Олимпиадой во всём мире. Люди могли поделиться друг с другом чем-то особенным. Правила, наложенные на прессу, делают это невозможным.
As a GIF creator, this is how I feel about the Olympics' no Gif policy https://t.co/owzJRTN9KG https://t.co/Uycb6cVj7m
— Brian Koerber (@bkurbs)
+19
Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.