23 июня в российский прокат вышел блокбастер «День независимости: Возрождение» — нечто среднее между ремейком и продолжением картины 1996 года. Шеф-редактор TJ посмотрел новый фильм гигантомана Роланда Эммериха и обнаружил в нём заразительное идиотское веселье, которое трудно воспринимать всерьёз, а вместе с тем и критиковать.
Если брать в качестве точки отсчёта первый «День независимости», то получается, что у немца Роланда Эммериха в 2016 году важный юбилей — он вот уже двадцать лет с завидным энтузиазмом громит на большом экране небоскрёбы, города, страны, континенты и даже планеты.
Фильмы-катастрофы стали для режиссёра делом жизни, и его трудно упрекнуть в выборе столь странного творческого пути. Уже в «2012» он достиг настолько высокого мастерства экранной деструкции, что, возможно, у нас больше никогда не будет похожего постановщика. И это мысль, скорее, горькая, чем наоборот.
Безусловно, у Эммериха в Голливуде есть братья по духу и потенциальные наследники, но Вольфганг Петерсен, снимавший с таким же — возможно, свойственным только немцам — азартом благополучно ушёл на пенсию десять лет назад, сразу после изматывающего «Посейдона». А Майкл Бэй, судя по всему, окончательно похоронил своего внутреннего маленького мальчика с петардами под грудами металлического хлама, в которые превратились «Трансформеры».
Для Эммериха новый «День независимости» во всех отношениях знаковый фильм. В очередной раз раскрошив Землю в 2009 году, он ушёл на передышку и снял по-театральному вкрадчивого «Анонима», продемонстрировав всему миру, что не так глуп, как всем казалось. Однако к своему 60-летнему юбилею режиссёр вновь вернулся к привычным масштабам и столь же характерной для его фильмов железобетонной тупости.
Прежде чем пытаться проанализировать «Возрождение», стоит пояснить, что это, возможно, самый странный голливудский блокбастер за последние несколько лет. Такой, что не всегда верится в то, что под него выделили 165 миллионов долларов и несколько лет жизней сотен мастеров своего дела.
Само по себе продолжение «Дня независимости» с его 20-летним временным сдвигом кажется самой логичной вещью в мире. Особенно в момент, когда зрителей знакомят с новым дивным миром, где люди освоили технологии побеждённых инопланетян и сплотились перед лицом внешнего врага, построив внушительную систему обороны на Земле, Луне и даже Сатурне.
Впрочем, быстро становится понятно, что глубокой научной фантастикой тут и не пахнет: бумажные книги, общение по «Скайпу» и пробки на дорогах никуда не делись. Разве что двигатели в истребителях и вертолётах людей теперь излучают зелёный свет, а полёт на Луну стал делом нескольких минут. Но всё же будущему, которое показывает Эммерих, не откажешь в красоте: дизайнеры и художники постарались на славу.
Вскоре ещё и выясняется, что под евроремонтом «Возрождения» скрывается не абсолютно новая история, а почти что ремейк оригинала. Эммерих старательно воспроизводит многие характерные сцены первого фильма с поправкой на заметно улучшившиеся за двадцать лет спецэффекты и возвращает к своим ролям актёров, многие из которых уже очень давно не появлялись на большом экране (особенно хороши ветераны Джефф Голдблюм и Билл Пуллман).
Как и в замешанном на американском патриотизме эпосе 1996 года, сюжет продолжения вертится вокруг трёх основных групп персонажей — лётчиков, которым достаются самые зрелищные и героические сцены (среди них сын героя Уилла Смита, отказавшегося от участия в продолжении ради «Отряда самоубийц»), учёных, придумывающих, как всех спасти, и американских президентов (в этот раз их аж три штуки), произносящих пафосные речи, вдохновляя людей на борьбу.
Но сказать, что в «Возрождении» совсем нет составляющих сиквела, всё же нельзя. Эммерих доводит либо до ума, либо до полного абсурда некоторые свои идеи, делая историю ещё более безумной, чем она была раньше. Например, инопланетный корабль в этот раз настолько велик, что ложится на Землю подобно листу клёна, прилипшему к футбольному мячу, и невзначай утягивает за собой своим магнитным полем целые города. Кроме того, режиссёр между делом цитирует «Район №9» — самый важный фильм про инопланетян последних лет, который попросту нельзя игнорировать.
Трудно умолчать и о сцене с мочеиспусканием в «джунглях» внутри космического корабля — дикой и странной, но в то же время такой, что нечто подобное хочется видеть в каждом первом фильме про пришельцев.
В отличие от Дункана Джонса, который недавно скармливал зрителям столь же насыщенный спецэффектами «Варкрафт» с болезненной серьёзностью, Эммерих прекрасно осознаёт глупость происходящего на экране и не чурается самоиронии.
Чего стоит только новый президент США, который предпочитает сначала стрелять, а потом уже задавать вопросы, главная романтическая линия об однополых отношениях двух пожилых учёных или фрагмент, где инопланетный корабль приземляется, деликатно пошатнув флаг на Белом доме.
Несмотря на то, что сюжет «Возрождения» абсурден, он всё-таки подчиняется некой странной логике и свою главную задачу — нанизывать на историю зрелищные сцены — выполняет более чем достойно. Даже заявка на третью часть в финале кажется не столько вымученной, сколько интригующей и очень отдалённо напоминающей сюжет игры Mass Effect, где человечеству пришлось спешно переоценивать свою роль и место во вселенной.
Зачастую главные недостатки второго «Дня независимости» тесно связаны с его достоинствами. Например, откровенный идиотизм сценария позволяет Эммериху ставить своих главных героев в очень интересные положения (финальная погоня многим запомнится надолго). Или из-за своего короткого по современным меркам хронометража фильм не даёт скучать ни минуты, но в то же время ему иногда не хватает немного «воздуха»: зритель не успевает почувствовать сиюминутную радость от промежуточной победы главных героев, как его хватают за руку и резко тянут к следующему приключению.
Если из этого текста вдруг может показаться, что «Возвращение» — добротный фильм, то это далеко не так. Новый «День независимости» — плохое кино, но, в отличие от того же «Варкрафта», осознанно и даже намеренно плохое. Это эталонная «бэшка», авторы которой отрываются на полную катушку, опровергая законы физики и логики просто потому, что это весело.
К детскому задору, с которым снимает красиво поседевший 60-летний немец, можно относиться по-разному. Кого-то «Возвращение» приведёт в ярость, а кто-то получит от фильма одноразовое «постыдное удовольствие», которое сейчас может обеспечить далеко не каждый голливудский блокбастер. Но одно можно сказать совершенно точно: если зритель видел хотя бы один фильм Эммериха, то можно считать, что он видел их все, и новый «День независимости» — более чем гармоничное дополнение в ряду его работ.