14 января на специальном мероприятии в Лос-Анджелесе члены Академии кинематографических искусств и наук вместе в традиционно торжественной обстановке огласили список номинантов, которые будут бороться за престижную премию «Оскар» в 2016 году.
Обычно обсуждения потенциальных победителей и неудачников, не попавших в шорт-лист, стихают через несколько дней и почти не возобновляются до самой церемонии, которая в этом году пройдёт 28 февраля.
Однако в этот раз список стал причиной грандиозного скандала, который разделил голливудских звёзд, самих академиков и пользователей сети на два лагеря, а также может привести к значительным изменениям в самих устоях Академии.
Почему об этом заговорили именно сейчас
Ещё несколько лет назад в сети часто шутили, что для гарантированной победы на «Оскаре» нужно сыграть больного СПИДом темнокожего гея — то есть воплотить максимальное количество меньшинств одним махом.
Однако в последние два года настроения Академии изменились на полностью противоположные. Все актёрские номинации в 2015-м получили былые исполнители.
И если тогда работники киноиндустрии, пусть и со скрипом, но стерпели такой расклад, то его повторение в 2016-м моментально вызвало шквал критики, не прекращающийся до сих пор.
В этот раз меньшинства Голливуда явно морально приготовились бастовать.
Сыграло свою роль и снизившаяся за последние годы инертность информационной среды. Почувствовав успех первых побед, пользователи сети начали бастовать против всего, что их хоть немного не устраивает.
За примерами далеко ходить не надо: чего стоит только отмена перезапуска «КиноПоиска», за которую надо благодарить исключительно блогеров.
До определённой поры было невозможно представить, что с крупной российской компанией, вроде «Яндекса», может произойти нечто подобное. Чего уж говорить про Запад, давно привыкший решать свои проблемы с виртуальными вилами и факелами в руках.
В чём заключается проблема «многообразия» и почему её не всегда можно решить
В русском языке до сих пор нет внятного аналога английского слова «diversity» («многообразие» в данном случае не учитывает всех смыслов), однако именно это самое «diversity» является источником головной боли для многих крупных американских и европейских компаний.
Сферическое diversity в вакууме подразумевает, что состав участников любой организации по полу, расе, вероисповеданию, сексуальной ориентации и другим признакам должен примерно совпадать с таковым у всей страны.
На текущий момент устранение расовых, половых и возрастных неравенств без вреда для производства в крупных компаниях практически невозможно.
Представим, что гипотетическому американскому IT-гиганту нужно поддерживать определённый процент темнокожих в руководстве. Однако афроамериканцев с достаточным уровнем образования и квалификацией в нужной области не хватает, а замена эффективного белого топ-менеджера на представителя меньшинств принесёт только убытки.
Что делать в такой ситуации? Начинать перемены с самого низа — вкладывать деньги в образовательные программы, которые спустя несколько лет позволят поставить в руководство именно столько темнокожих сотрудников, сколько требуется.
Такое дорогое удовольствие могут себе позволить лишь огромные компании. Например, в 2015 году Intel объявила, что потратит 300 миллионов на «обучение и рекрутинг женщин и других групп, недостаточно представленных в сфере компьютерных наук».
Насколько всё плохо в случае с «Оскаром»
21 января издание The Economist оценило масштабы расовой проблемы «Оскара» с помощью самого надёжного средства — статистики — и пришло к неожиданному заключению.
Если кто-то и должен беспокоиться о недостатке многообразия, то точно не темнокожие актёры. Среди победителей процент афроамериканцев выше, чем их доля среди жителей США.
Кого в действительности обделяют вниманием в Академии, так это латиноамериканцев, азиатов и представителей других рас. При этом у каждой из этих категорий есть свои проблемы.
Например, «латиносов» очень редко снимают, а азиатов часто приглашают работать в кино и часто номинируют, но почти никогда не награждают.
Что говорят критики Академии
Описанная The Economist ситуация особенно иронично выглядит потому, что громче всех с критикой Академии выступали не азиаты и не мексиканцы, а именно темнокожие актёры, и в действиях многих из них читаются личные интересы.
Например, Джада Пинкетт-Смит явным образом отстаивает интересы своего мужа, чья спортивная драма «Защитник» (Concussion), сделанная с претензиями на награды, оказалась кассовым провалом и получила прохладные отзывы от критиков.
Её муж, чья карьера в последние годы забуксовала, имел шансы на победу только в одном случае — если бы среди обладателей «Оскара» существовала некая квота для «цветных».
Поэтому в своих речах Пинкетт-Смит намекала чуть ли не на создание альтернативной киноакадемии, которая будет адекватно оценивать заслуги темнокожих.
На церемонии «Оскар» темнокожим всегда рады, если требуется вручить награду или развлечь публику, но наши актёрские заслуги очень редко оцениваются по достоинству. Не должны были мы все вместе отказаться от участия во всём этом?
Джада Пинкетт-Смит, актриса
Жена Уилла Смита со своими заявлениями о том, что темнокожие в наше время уже не должны требовать чьего-либо признания, одной из первых объявила, что собирается бойкотировать «Оскар».
Позже к ней присоединился и сам Смит, отшутившийся на этот счёт в передаче «Доброе утро, Америка»: «Моя жена не идёт [на церемонию]. Будет странно, если я появлюсь на шоу вместе с Шарлиз [Терон]».
Семейство Смиттов поддержал и известный режиссёр Спайк Ли, который в последнее время тоже чаще выступает как правозащитник, а не как влиятельный деятель кино.
40 белых актёров за два года и ни одного цветного. Мы не способны играть!? Что за херня!!!
Спайк Ли, режиссёр
В отличие от предыдущих критиков, Ли не сваливал всю вину на Академию. По его мнению, проблема существует на всех этапах производства кино.
Как мне кажется, премия киноакадемии — это не то место, где идёт настоящая битва. На самом деле она происходит в офисах руководителей киностудий и телесетей.
Именно они решают, кому дать «от ворот поворот» и что выкинуть на свалку. Вот кто действительно важен. Хранители ворот. Те, кто решают, дать или не дать «зелёный свет».
Спайк Ли, режиссёр
Позже Ли уточнил, что не поддерживает бойкот «Оскара», а во время церемонии планирует с женой пойти на спортивный матч.
Одной из главных ошибок Пинкетт-Смитт стало то, что она выбрала роль «адвоката» темнокожих, но не других «ущемлённых». Поэтому она быстро превратилась в мишень для других меньшинств.
Транссексуальная актриса Алексис Аркетт (Alexis Arquette) заявила, что прислушается к Смитт, только если та сделает каминг-аут в качестве лесбиянки, а её муж расскажет прессе, как его брак закончился в момент, «когда Джадда встретила его с пристёгнутым страпоном».
C критикой «Оскара» выступил и актёр Йен Маккеллен. Его смутило, что награды дают исполнителям ролей гомосексуалов, но не самим гомосексуалам.
Не только темнокожих людей притесняют в киноиндустрии. Раньше это были женщины. И определённо — и по сей день — это гомосексуалы.
Ни один открытый гомосексуал ни разу не выигрывал «Оскар». Интересно, это предопределение или случайность?
Йен Маккеллен, актёр
Что говорят сторонники Академии
Тех, кто утверждал, что с «Оскаром» всё в порядке, было заметно меньше. Одним неосторожным высказыванием с подобным посылом вполне можно было если не перечеркнуть свою карьеру, то как минимум подпортить репутацию.
Возможно, поэтому на непопулярные заявления решались в основном пожилые актёры с «бронированным» имиджем.
За самым громким из подобных высказываний стояла британка Шарлотта Рэмплинг.
Это расизм по отношению к белым. Никогда нельзя точно сказать, в расе ли дело. Иногда темнокожие актёры просто не заслуживают награды.
Зачем классифицировать людей? В наши дни в большинстве стран так или иначе принимают представителей [всех рас и вероисповеданий].
Люди всегда будут говорить «Он слишком привлекательный», «Он слишком чёрный», «Он слишком белый», «Он слишком то или слишком это».
Шарлотта Рэмплинг, британская актриса
Спустя несколько дней Рэмплинг, номинированная в этом году на «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме «45 лет», одумалась и немного смягчила своё заявление.
Рэмплинг заявила, что СМИ неправильно истолковали её слова, а на самом деле она говорила о том, что равные шансы для всех актёров — недостижимое условие.
На стороне Рэмплинг выступил и другой известный британский актёр — Майкл Кейн. В своём интервью для BBC Radio 4 он затронул как раз проблему «неквалифицированного сотрудника, которого нанимают только из-за его расы».
В мире много темнокожих актёров. Вы не должны голосовать за темнокожего актёра, потому что он темнокожий.
Нельзя сказать: «Я собираюсь проголосовать за него — он не очень хорош, но зато он темнокожий».
Майкл Кейн, актёр
Что Академия собирается изменить в ответ на критику
22 января по итогам анонимного голосования глав Академии было решено принять ряд мер, которые должны помочь консервативной организации «повести за собой индустрию, а не плестись за ней».
К 2020 году Академия намерена резко повысить многообразие своего состава, удвоив в нём количество женщин и представителей различных расовых меньшинств.
Делать это будут, усложнив процесс получения пожизненного членства. Теперь его моментально смогут заработать только деятели кино, которые получили номинацию на «Оскар» или саму статуэтку.
Для всех остальных процесс станет сложнее. Членство будут выдавать только на 10 лет, а продлевать ещё на 10 только в случае, если участник за прошедшую декаду примет участие в создании хотя бы одной картины. Академик, которому удастся удержаться в числе голосующих в течение 30 лет, также получит пожизненное членство.
Кинематографисты, которые сейчас обладают правом голоса, но не отмечены «Оскаром» или номинацией, а также не работали над фильмами более 10 лет, вылетят из её состава.
Такую обновляемость планируют совместить с приёмом в организацию большего числа женщин и представителей расовых меньшинств.
По мнению глав Академии, эти меры приведут к тому, что состав голосующих станет моложе и разнообразнее. Кроме того, в нём повысится число людей, не бросивших свою деятельность в этой области, а значит — способных более адекватно оценивать работы современных кинематографистов.
Как Академики отреагировали на скандал и на грядущие реформы
В отличие от представителей обоих актёрских лагерей, академики не сдерживались в выражениях, чтобы отстоять свою правоту. Они единым фронтом критиковали как актёров и режиссёров, атаковавших Академию, так и уступки, на которые она намерена пойти из-за скандала.
Попросите NBA нанять побольше латиноамериканских китайских и эскимосских баскетболистов, а потом посмотрите на их реакцию.
И почему Спайк Ли не возвращает свой почётный «Оскар», если он оскорблён?
Если люди делают хорошее кино, они получают награду. Всё очень просто.
Стивен Верона, режиссёр
Я гомосексуал, а мой отец был латиноамериканским иммигрантом. Пожалуйста, объясните, как отказ мне в праве голосовать поможет увеличить расовое многообразие в Академии и среди номинантов?
Марк Рейн, пиарщик
Члены Академии голосуют, выбирая из результатов решений других людей. От них не зависит, какие фильмы должны сниматься.
Поэтому их не должны лишать права голосовать за чужие ошибки.
Стивен Геллер, сценарист
Так как же избавление от пожилых членов Академии поможет ситуации? Помимо сиюминутного удовлетворения толпы, эта мера не принесёт ничего хорошего.
Это предложение жертвы, ритуальное убийство членов Академии, имеющих наименьший политический вес в системе и, следовательно, не способных себя защитить.
Вам должно быть стыдно.
Джон Вэн Влиет, специалист по спецэффектам
Впрочем, нашлись и те, кто поддержал решение руководства. Например, режиссёр Род Лури (Rod Lurie) написал эссе, в котором пофантазировал о «лучшем мире», где женщине-оператору Маризе Альберти (Maryse Alberti) дают «Оскара» за «Крид» (фильм отмечен только за роль Сильвестра Сталлоне), а постановщика и сценариста Кэри Фукунагу (Cary Fukunaga) отмечают за «Безродных зверей» Neflix (у фильма ни одной номинации).
Как отреагировал интернет, СМИ и президент США
Скандал оказался настолько громким, что 28 ноября его не смог проигнорировать даже Барак Обама. В свойственной президенту манере он спроецировал проблему Академии на всю страну.
По мнению Обамы, главная задача состоит в том, чтобы равные возможности всем своим гражданам предоставляли сами США. В то же время президент отметил, что членов Академии выбирают за их заслуги в индустрии, и рекрутинг представителей различных рас для того, чтобы они голосовали за «своих» — это не совсем верная тактика.
Я думаю, вся киноиндустрия должна делать то, что требуется от любой другой индустрии — искать таланты, предоставлять равные возможности всем.
И я думаю, скандал вокруг «Оскара» является выражением именно этой — более масштабной — проблемы.
Мы уверены, что даём шанс каждому?
Барак Обама, президент США
Мировые СМИ включились в дебаты о «белом „Оскаре“» практически сразу. Спустя считанные минуты после объявления списка номинантов многие западные сайты вышли с заметками, в чьих заголовках не было ни следа беспристрастности: «Список номинантов ослепляюще белый. Опять», «Это самый белый „Оскар“ со времён прошлого года».
Поначалу журналисты даже позволяли себе шутить на эту тему.
Однако позже по отношению к скандалу у журналистов возобладала абсолютная серьёзность. Пожалуй, громче других на тему «Оскаров» выступил журнал Variety, чей последний номер вышел с белоснежной обложкой и надписью «SHAME ON US» (читается как «Позор нам» и как «Позор Соединённым Штатам»).
В отличие от ряда других изданий, которые без оглядки включились в травлю Академии, Variety пошли немного дальше и включили в список виноватых даже самих себя (поэтому надпись на обложке можно воспринимать как извинение).
Иерархия голливудских студий остаётся закрытым клубом, в котором заседают белые мужчины и одна белая женщина.
Крупные агентства почти не работают с меньшинствами.
И медиа, которые это всё освещают — включая Variety — почти не берут на работу «цветных».
из материала Variety
Пользователи сети, с свою очередь, разделились на два лагеря. Одни популяризировали тег #OscarsSoWhite и ругали Академию, а другие, по традиции, шутили.
Самым популярным аргументом защитников Академии стала Национальная баскетбольная ассоциация, в которой «белых притесняют годами, но всем всё равно».
#OscarsSoWhite so let's force Oscars to nominate 50% black actors and then we can do the same for white players in NBA All-Star game, etc.
— Floyd Albarado (@AlbaradoMkt)
What's all this fake outrage over the #Oscar being too white? Where's the outrage over the NBA being too black? #OscarsSoWhite #Oscars2016
— Last Old Cowpoke (@LastOldCowpoke)
До России идеологический далёкий и малопонятный скандал на «Оскарах» докатился уже в виде расистских шуток разной грубости, а также громкой истории про SMM-щиков компании Burger King, которые умудрились одновременно высмеять как «члены Академии», так и на тему расизма.
Есть ли в этот раз темнокожие актёры, которым можно было дать номинацию
Главным «оружием» в руках критиков Академии стали темнокожие актёры, которые имели все шансы получить номинацию, но были обделены.
Больше всего очков оказалось у британца Идриса Эльбы, сыгравшего главную роль в фильме Netflix «Безродные звери». Актёр вполне мог потягаться с Мэттом Дэймоном и другими сомнительными номинантами этого года.
Однако консервативная Академия пока ещё не готова признать фильмы Netflix. Аналогичная ситуация с телевизионной премией «Эмми», где онлайн-кинотеатру приходится пробивать себе дорогу среди эфирных программ.
Другой заметный кандидат — Майкл Би Джордан, сыгравший главную роль в фильме «Крид: Наследие Рокки». Актёр оказался в тени своего более опытного коллеги — Сильвестра Сталлоне — но тоже вполне мог заработать номинацию.
В этот трудно поверить, но у Сэмюэла Л. Джексона до сих пор есть только одна номинация — за «Криминальное чтиво». «Омерзительная восьмёрка» — чисто ансамблевый фильм, поэтому ему можно было смело выдать номинацию за лучшую роль второго плана, если уж первый он не вытягивал.
Драма «Голос улис», внезапно ставшая настоящим кассовым хитом в США, получила только одну номинацию — за лучший сценарий. Темнокожие актёры, исполнившие главные роли, остались без внимания.
Лечение симптомов
На текущий момент правом голоса обладают более шести тысяч членов Академии. Их средний возраст составляет 63 года. Две трети из них — мужчины. 94% — белые.
Понять, почему мир перестало устраивать это лобби «белых стариков», нетрудно.
Однако во многом именно эти самые «старики» позволяли «Оскару» держаться в стороне от других кинопремий. Делали его часто непредсказуемым (в отличие от «Золотого Глобуса», где качество нередко путают с популярностью), желанным и престижным.
Потому что, как бы этого ни хотелось критикам, до сих пор Академия пополнялась по уровню профессионализма, а не по другим признакам. И лучшие работники индустрии не виноваты в том, что сложившиеся обстоятельства позволили им стать таковыми.
Именно они отдали главные награды местечковой истории про адреналинового наркомана на войне («Повелитель бури»), когда весь мир обожал «Аватара». Именно они предпочли немого французского «Артиста», утерев нос Вуди Аллену, Стивену Спилбергу и Терренсу Малику.
Громкий расистский скандал в конечном итоге может привести к потере той Академии, к которой все привыкли, а вместе с ней и исторического значения самого «Оскара».
Меры, которые главы организации решили предпринять — это лечение симптомов, а не самой болезни. Проблема не в том, кого выбирают в Академии, а в том, из кого они выбирают.
И даже многообразный состав не гарантирует того, что процент белых победителей сократится. Высокий процент «белого лобби» всегда будет обеспечиваться составом населения США.
А потом кто-нибудь заметит, что для женщин есть отдельные категории, а для азиатов нет, но её добавление само по себе окажется расизмом. И круг одержимости толерантностью замкнётся.
Прежде чем принимать радикальные решения, руководству Академии не мешало бы в очередной раз подумать над логической задачей про бегунов.
Медали надо давать тому, кто быстрее всех пробежит дистанцию — независимо от прочих его черт и характеристик. А если вдруг начать давать награды белым, они не станут бегать быстрее кенийцев. Но от этого станет хуже и белым, и кенийцам, и самому бегу.
Так или иначе, даже после грандиозного скандала мир не остановился, и 28 февраля на сцену театра «Долби» выйдет ведущий церемонии — темнокожий актёр Крис Рок, который неизбежно начнёт своё выступление с феерии шуток о гостях этого вечера и номинантах.
Чёрт подери, вот это будет шоу!
This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.