пятница, 31 июля 2015 г.

Халяльный бренд

31/07/2015

Вот уже 15 лет я живу за границей. Есть одна неизменная черта, которую я наблюдаю у всех турецких лавочников, торговцев, бизнесменов: мы постоянно соперничаем друг с другом (за редким исключением).

Недавно говоря о торговой конкуренции, один мой знакомый перефразировал известное выражение «у турка нет другого друга, кроме турка». Он выразил свою мысль так: «У турка нет другого врага, кроме турка». И это правда, мой опыт подсказывает мне то же самое. Десятки раз я становился свидетелем этого разрушительного соперничества в самых разных секторах, будь то ресторанный, ювелирный, строительный бизнес, и, увы, это никогда не делало нам чести. Тем не менее, была создана (и создается до сих пор) платформа, на которой каждый может заработать благодаря тем или иным прагматичным проектам.

Свое вступление я поясню в конце статьи. А пока замечу, что такое собирательное понятие, как «халяльная пища», было введено на основе главных принципов и фундаментальных положений, предписанных аятами и хадисами в отношении еды и напитков в исламе. Это понятие используется далеко не только применительно к мясу и мясным продуктам. «Халяль в пище» не ограничивается, не может и не должен ограничиваться продуктами животного происхождения. Поскольку любая пища, в том числе и неживотного происхождения, должна быть халяльной. А для этого, по меньшей мере, нужно принимать в расчет источник, характер продукта и санитарно-гигиенические условия его производства.

Это была первая проблема, с которой мы столкнулись, когда 15 лет назад выехали за границу. И сегодня мало что изменилось. В ту пору мы подходили к этому вопросу только с точки зрения исламской чувствительности и внимания к свиному мясу, заколу животного с произнесением имени бога, содержанию алкоголя в продуктах питания... Впоследствии мы узнали и о существовании пищевых добавок. Таким образом, нам стало понятно, что проблема является гораздо более широкой и касается всех без разделения на мусульман и немусульман.

Что касается исламской чувствительности, проблема была частично преодолена в Америке и Европе. На двух этих континентах, где постоянно проживают миллионы мусульман, восприимчивость к халяльной пище породили ряд организаций и некоторые государственные меры, которые можно считать весьма жесткими с точки зрения привития гражданам культуры потребления чистой и здоровой пищи. Например, учреждения, предоставляющие халяль-сертификаты. Речь идет о процессе, который завершается постановкой печати, свидетельствующей о том, что тот или иной продукт является халяльным. Между тем в силу доктринальных различий или несерьезности некоторых таких учреждений проблема перенеслась в несколько иную плоскость. И поэтому мы говорим лишь о частичном ее преодолении.

Есть еще один ракурс рассматриваемой проблемы, который не может вызвать ничего, кроме шока. Дело в том, что некоторые мусульмане начали использовать слово «халяль» при наименовании компаний и торговых марок. Среди вопиющих названий — Halal Fried Chicken или Halal Restaurant. Но это прежде всего неправильно с точки зрения немусульман. Ведь до сих пор понятие «халяль» носило для них более широкий характер в рамках «Halal Food». Исходя из этого, под словом «халяль» они понимали продукты питания, не содержащие свинины, алкоголя, гигиенически вредных и губительных для здоровья человека элементов. И «Halal Food» они рассматривали как «Kosher Food», несмотря на существенные различия между двумя этими категориями.

Сегодня достаточно большая масса людей в западных странах потребляет «халяльную» (даже если они немусульмане) и «кошерную» пищу только по той причине, что это действительно правильный подход. Теперь это огромный рынок. Многие заметившие его фирмы сегодня обращаются в соответствующие инстанции с целью получить халяль-сертификат.

Если на данном этапе понятие «халяль» будет сведено к названию фирмы или марки на такой всеобщей и укоренившейся основе, как «халяльная пища», тогда нам останется только вспомнить известное выражение «за что боролись — на то и напоролись». К тому же, представьте, что магазин, носящий название «халяль», не отличается примерным менеджментом, или его продукция оказалась дефектной. При этом есть люди, которые в нынешний век интернета заходят на сайт ресторана, где они однажды побывали, и оставляют свой отзыв. И ошибка одного человека может привести к непредсказуемым последствиям.

Слово «халяль» не должно быть названием магазина, компании или бренда. Как и «халяльная пища», оно должно сохранить свою особенность зонтичного понятия. Поэтому я призываю торговцев: не используйте это слово ради собственных, сиюминутных выгод. Я призываю государственные органы: не одобряйте использование этого слова при наименовании компании или торговой марки. Издать закон, директиву, если потребуется, но мы должны остановить эту ошибочную тенденцию, которая приведет не только к искажению понятия «халяль», но и в долгосрочной перспективе к закрытию мирового рынка, открытого благодаря «Halal Food».



Powered By WizardRSS.com | Full Text RSS Feed