Прошло уже 16 месяцев с тех пор, как российские военные застрелили первого украинского солдата — это произошло в Крыму, который вскоре после этого был оккупирован. С тех пор война России против Украины поставила перед русскоязычными гражданами этой страны несколько довольно сложных вопросов, касающихся их идентичности. «Теперь я боюсь говорить на русском языке, потому что Путин может захотеть меня защищать» — это высказывание превратилось в общеизвестную шутку в прошлом году, после того как президент России заявил о том, что, по его мнению, новое киевское правительство угрожает русскоязычному населению Украины.
Сегодня многие русскоязычные граждане Украины, проживающие в основном на востоке страны и в крупных городах, демонстративно переходят на украинский язык, который стал признаком их самоидентификации. Краткая инструкция того, как перейти с русского на украинский язык, написанная одним киевским блогером, собрала тысячи репортов и лайков. В Киеве и крупных городах на востоке страны патриотически настроенные русскоязычные граждане Украины призывают в социальных сетях говорить с детьми на украинском языке в надежде воспитать новое поколение носителей родного языка. Впервые за несколько десятилетий говорить на украинском языке стало модно.
Мощное украинское гражданское общество также сыграло важную роль в том, чтобы склонить взрослое население страны к использованию украинского языка. На фоне катастрофической нехватки государственного финансирования в сфере образования десятки различных организаций и инициативных групп обучают украинскому языку взрослых граждан по всей стране. По словам активистов, основная часть их студентов пришли к ним после революции на Майдане и начала войны между Украиной и Россией. Как говорит организатор самой известной в Киеве школы изучения украинского языка, основная часть их студентов — это люди в возрасте от 30 и до 50 с лишним лет. В таких крупных и в основном русскоязычных украинских городах, как Днепропетровск, Запорожье, Харьков, Краматорск и Одесса, возникло множество организаций, предлагающих бесплатные курсы украинского языка. Подобные курсы были организованы также во Львове и Виннице, украиноязычных городах, где поселилось множество беженцев из Крыма и с востока страны.
Медийный ландшафт также постепенно становится все более украиноязычным. Тем не менее, в традиционных СМИ русский язык все еще занимает господствующие позиции: два из трех ведущих телеканала в стране ведут свои вечерние трансляции на русском языке. Большинство крупнотиражных еженедельных журналов печатаются на русском языке. Однако возникновение влиятельных новостных интернет-порталов постепенно меняет ситуацию. Украиноязычные интернет-телеканалы, такие как Hromadske.TV и Espreso, практически не имеют русскоязычных конкурентов, которые могли бы с ними сравниться по качеству, хотя они уже начали выпускать отдельные передачи на русском языке.
Поскольку интернетом пользуются больше половины граждан Украины, социальные сети стали превращаться в еще один канал «украинизации» — особенно среди представителей среднего класса. Ведущие блогеры, пишущие на украинском языке в Facebook и Twitter увеличивают число своих последователей, и многие украинские интернет-пользователи постепенно отказываются от использования российских платформ, таких как социальная сеть «ВКонтакте». Споры, которые начались после того, как модераторы Facebook — предположительно российские граждане, работающие в службе технической поддержки компании в Дублине — заблокировали украиноязычный контент, сопровождались призывами больше писать на украинском языке, чтобы оградить украиноязычную блогосферу от российского вмешательства. А обсуждение политики на украинском языке мешает российским троллям принимать в нем участие.
Более интенсивное использование украинского языка наложило отпечаток и на бизнес. Впервые украинская поп-музыка стала продаваться лучше русскоязычной. Популярная сеть кофеен «Львовская мастерская шоколада» сделала обслуживание клиентов исключительно на украинском языке своей фирменной политикой и, тем не менее, сохранила свою популярность по всей стране. Украинский активист Роман Матис выступает за то, чтобы компании печатали свои ярлыки и документацию не только на русском, но и на украинском языке, и несколько крупных компаний уже выполнили его требования.
В последние 20 лет государственная политика в области образования заключалась в том, чтобы продвигать в школах украинский язык и при этом открыто не вытеснять русский язык. Постсоветские правительства Украины, даже пророссийские правительства, относились к среднему образованию на украинском языке как к щедрой уступке по отношению к активистам-патриотам. Если в конце советской эпохи, в 1980-е годы, лишь в 47% украинских школ обучение велось на украинском языке, в 2004 году их доля достигла 75%, а в 2013 году — 86%. И поскольку украинский стал основным языком обучения в ведущих университетах, школьники и их родители считают его изучение крайне важным даже в том случае, если дома они разговаривают на русском.
Эта тенденция сохранилась даже после принятия закона о языке 2012 года, который предусматривал более широкое использование русского языка на региональном уровне. Законодательные инициативы, касающиеся использования языка, стали крайне политизированными после революции на Майдане. Попытка парламента отменить спорный закон о языке в феврале 2014 года была использована в качестве объединяющего призыва пророссийскими сепаратистами на востоке Украины.
Украина до сих пор остается двуязычной страной. Но явление украинизации вполне реально: согласно результатам опросов, за последнее десятилетие лингвистический ландшафт страны претерпел существенные изменения. В 2005 году 42% украинцев утверждали, что дома они говорят в основном на украинском языке. В 2011 году так ответили уже 53% опрошенных. Поскольку большинство из них также бегло говорят на русском, такой рост на 11% — то есть примерно на 5 миллионов человек — отражает довольно существенные изменения в украинском обществе. Революция на Майдане и конфликт с Россией усилили эту тенденцию: опрос, проведенный в мае 2015 года, показал, что почти 60% населения страны предпочитают использовать украинский язык в повседневном общении.
Растущая популярность украинского языка — особенно среди молодежи и представителей среднего класса — оказывает объединяющее воздействие на общественные структуры страны. Она увеличивает социальную мобильность между востоком и западом Украины. Многие украиноязычные студенты с запада Украины приезжают учиться в университеты Киева и других крупных городов. Молодые профессионалы в области информационных технологий, переезжающие из Харькова или Днепропетровска во Львов, как правило, в повседневной жизни пользуются украинским языком, несмотря на то, что во Львове терпимо относятся к носителям русского языка.
Возрождение украинского языка стало одним из многих последствий российско-украинской войны. Тем не менее, по мере того, как разговаривающие на украинском языке дети будут взрослеть, а средний класс будет все чаще покупать украинские товары и услуги, оно может стать одним из самых устойчивых изменений. Вместе с желто-синим флагом и традиционными расшитыми рубахами, которые можно часто встретить на улицах украинских городов в это тяжелое для страны время, украинский язык тоже должен стать драгоценным и родным национальным символом.