После октябрьского теракта в Волгограде я написал небольшой пост о терроризме. Однако произошло ещё два теракта, после которых также стоит несколько дополнить информацию о происходящем. За эти дни пришлось услышать много вопросов о происходящем, на которые я попытаюсь ответить:
1. Почему теракты опять произошли в Волгограде?
Самый распространённый вопрос, который я слышал за последние дни и от журналистов и отпростых людей. Существует много ответов на этот вопрос и отчасти ответы содержатся и в следующих вопросах. Тем не менее, можно выделить несколько важных причин:
- это первый город-миллионник на пути с Северного Кавказа, одновременно являющийся воротами на этот самый Северный Кавказ. Конечно, можно говорить и про Калмыкию, как про ворота на Кавказ, но там, цинично выражаясь, взрывать нечего. А Волгоград - город-миллионник, являющийся транзитным пунктом на пути из Дагестана в Москву.
- город имеет символическое значение. Значение Волгограда (Сталинграда) постоянно подчёркивается федеральными политиками, а также самими жителями города. Логично рассуждать на месте террористов, что раз противник так кичится воинской доблестью этого города, то надо бы посмотреть, как он, а вместе с ним и вся страна переживёт атаку на оплот патриотизма и героизма. Пока, вроде, пережили.
- будем честными, регион сейчас находится не в лучшем положении по разным социологическим замерам. Тут вам и низкие рейтинги как власти региональной, так и федеральной. Тут и низкий индекс социального самочувствия населения. И протестные настроения существуют. Значит надо бить сюда.
- относительная близость к месту проведения Олимпиады, достаточная для того, чтобы уронить престиж власти. Конечно, ещё раз помыслим цинично, надо бы взрывать в Сочи или в Краснодаре. Но там меры безопасности такие, что террориста скорее узнают представители их собственных диаспор и сами сдадут в органы или сами прикопают за городом. То есть, вероятность теракта в непосредственной близости от места проведения Олимпиады стремится к нулю. А вот в городе-Миллионнике, располоденном в Южном федеральном округе оказалась огромнейшей.
2. Существует ли вероятность повторных терактов?
Да. Именно поэтому введён жёлтый уровень террористической угрозы.
В 2009 году террорист и лидер бандподполья Доку Умаров в своих видеообращениях заявлял, что он вводит мораторий на теракты на территории российских регионов. Типа, и так кризис, а значит русские сами устроят революцию. Сейчас становится понятно, что всё это делалось для отвода глаз. Очевидно, что за время моратория на территории регионов оформились хорошо организованные ячейки, ожидавшие соответствующего приказа. А у нас в это время всякие идиоты ловили "экстремистов" по соцсетям и издавали нелепые законы. Я не знаю, где может произойти новый теракт и будут ли теракты вообще. Понимаю, что нынешний терроризм фактически может действовать и без чёткой структуры. Но это не отменяет хотя бы желания повлиять на ситуацию. Кстати приезжих с Кавказа по факту трясти бесполезно, поскольку если они не принадлежат к соответствующему учению, то сами страдают не меньше. Только помимо "своих" террористов им теперь приходится иметь дело и с националистами, а также с правоохранителями, которые показательно под телевизионные камеры зачем-то провели зачистки в армянских ресторанах и автосервисах. Причём здесь армяне-христиане, я не понимаю. Ну да компетентным федералам, видимо, виднее. Может, хоть немного панику у особо впечатлительных граждан уняли. Кстати, показательна работа местных полицейских. На улице, где живёт моя мама, обосновались узбеки, которые занимаются не пойми чем. Что-то постоянно увозят и привозят, встречаются с непонятными людьми. Бдительные соседи вызвали полицейских, которые ограничились лишь устной беседой и благополучно уехали, ничего не проверив. А меж тем, в Узбекистане хватает террористических организаций, связанных с Аль-Каидой ("Исламское движение Узбекистана") или Хизбут-Тахрир (Конфликтующие с Аль-Каидой).
3. Почему спецслужбы опять "проморгали" террористов?
Популярным вопросом у коллег-СМИшников в эти дни был: "Почему все обвиняют губернатора Боженова" в том, что произошли теракты? Вы хотели фактов? Их есть у меня.
Начнём с того, что элитная группа губернатора весь год упорно воевала с силовиками и принуждала их заниматься совершенно не тем, чем они должны были заниматься:
1. Гонялись за гражданскими активистами, протестующими против нечестных выборов по заявлениям губернатора Боженова и главы Волгограда Гусевой
2. Проводили проверки в отношении журналистов "Высоты" по заявлениям того же Боженова
3. Отдельные "политики" и СМИ занимались постоянными атаками на областную прокуратуру (митинги против бездействия в сфере ЖКХ - привет Сергею Попову) и ГУ МВД (привет в1 по поводу видео с начальниками отделов полиции).
А вот интересная информация с сайта областной прокуратуры от 5 декабря этого года:
Прокуратурой Волгоградской области проанализированы результаты реализации органами государственной власти региональных целевых программ.
Всего на территории области в 2013 году действуют 31 долгосрочная областная целевая программа (далее - ДОЦП) и 51 ведомственная целевая программа (далее - ВЦП).
Проведенный прокуратурой Волгоградской области анализ исполнения и реального финансирования целевых программ свидетельствует о провале исполнения большинства из них на ключевых социально-экономических направлениях.
Согласно бюджетному законодательству формирование регионального бюджета и определение приоритетов расходной его части является исключительной компетенцией Правительства Волгоградской области.
Губернатор Волгоградской области как высшее должностное лицо субъекта руководит деятельностью Правительства Волгоградской области и определяет направления его работы (п.4 ч.1 ст. 24 Устава Волгоградской области)...
...«Профилактика правонарушений на территории Волгоградской области» на 2010-2014 годы» (1,74%)...
...Ненадлежащее финансирование целевых программ способствует нарушениям требований федерального законодательства.
Так, несмотря на повышенный уровень террористической угрозы, наблюдается недофинансирование мероприятий ДОЦП «Профилактика правонарушений на территории Волгоградской области» на 2010-2014 годы» (по состоянию на 01.10.2013 выделено лишь 235,9 тыс. руб. из 13 484,1 тыс. руб.). Указанное положение дел не способствует проведению всего комплекса мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности и антитеррористической защищенности, обеспечению общественной безопасности и защиты населения.
Любопытно, не правда ли? Вместе с тем, стоит отметить, что в конце 2012 года по материалам СК и местного ЦПЭ была осуждена вербовщица "смертников", а ФСБ постоянно обнаруживает арсеналы с оружием и взрывчаткой.
Беда ещё и в том, что за прошедшее десятилетие силовые структуры активно культивировали миф о собственной всесильности. Да нет, они не всесильны. И даже беспомощны из-за масштабов нашей территории, а также изза чрезмерных полномочий. Просто общество по мере придания правоохранительным структурам всё новых полномочий, выключилось из общего дела противодействия терроризму. Плюс топорные методы работы силовиков на Кавказе, расширяющие базу бандподполья, а также общее закручивание гаек в стране...
4. Современный террорист - кто он?
А вот это самое интересное и малоизученное. После терактов 11 сентября в США концепция мирового терроризма претерпела изрядные изменения. Во-первых, идеологи терроризма всё чаще стали говорить об индивидуальном терроре:
Аль-Сури, автор известной работы «Школа индивидуального джихада и маленькие ячейки», обращает внимание на важность инициатив и индивидуальных действий, которые приносили успех на протяжении всей истории ислама.
«Больше нет возможности действовать старыми методами и с использованием старой модели, через тайные, построенные по иерархическому признаку организации. Создавать подобные структуры - особенно после 11 сентября и начатой Америкой кампании, в результате которой большинство тайных организаций было разгромлено, - пустой и опасный труд».
Зато «нападения одиноких волков», пишет один исламский журнал, ведут к военному, политическому и образовательному успеху, поскольку заставляют выбранные в качестве целей государства постоянно менять политику и законодательство в области безопасности и сеют панику среди населения. К тому же остановить и предупредить акты индивидуального джихада - непосильная задача для спецслужб.
В результате сегодня Россия на территории русских регионов, вероятно, сталкивается именно с индивидуальным террором, когда один человек может одновременно быть и вербовщиком, и инструктором и "ходячей бомбой". Кто идёт в террористы? Разные молодые люди, не нашедшие себе места в обществе. Как богатые образованные так и бедные малограмотные. Вторых легче завербовать, поскольку они не приспособлены к рефлексии, а сложившийся порядок вещей им ближе, чем наступление западной цивилизации. Вторые попадают между молотом и наковальный. С одной стороны они получают успешное и качественное образование, которое не смогут применить, вернувшись домой. Поскольку дома сильны традиции, да и ислам в реальности далёк от "чистого". Это если мы про кавказцев говорим. С другой стороны, мало кто из них может найти себя и в русских регионах, поскольку смотрят на них как на потенциальных террористов, "чурок" и "овцеёбов". Всё, продукт для вербовки готов. А поскольку этот продукт ещё и чрезвычайно умный, то поймать его становится гораздо сложнее.
Почему в "группу риска" всё чаще стали попадать русские молодые люди? Потому что для них тоже закрыты все социальные лифты. А уж если молодой человек интересуется политикой, но не готов поступаться принципами, то и в оппозиции ему делать нечего: традиционные партии слишком лояльны власти, всякие нацболы и националистические организации слишком слабы или карнавальны. Значит выход для такого человека только в лес или в самостоятельном изучении принципов радикального ислама. В отдельной группе риска молодые русские и кавказские девушки без образования или просто без способности к рефлексии. Вторые идут на смерть в виду традиции следовать за мужем. Первые "перековываются" под колоссальным прессингом своих "кавказских друзей и возлюбленных".
В принципе, современные террористы за некоторыми важными исключениями похожи на народовольцев и европейских террористов середины 19 века: та же неустроенность в жизни, те же до неприличия простые лозунги, находящие отклик у образованных людей и у необразованных. Помните, чем всё тогда закончилось?...
5. Почему террористы не выдвигают никаких требований?
Их требования и так прописаны в трактатах их идеологов - уничтожение неверных и строительство всемирного исламского государства. Я допускаю, что отдельные требования к властям попадают, но их не оглашают, чтобы более слабое общество не потребовало выполнения этих требований, как это происходило в Испании после атаки на Мадрид в 2004 году.
6. Что делать?
Закрывать мечети салафитов и проводить мощные зачистки всех нерусских - абсолютно невыход.
Необходимо зафиксировать три важных положения:
1. Не всякий мусульманин террорист. Не всякий террорист мусульманин
2. Не всякий салафит террорист. Не всякий террорист салафит
3. Салафизм и вахабизм - это не совсем одно и то же.
Стоит отметить, что попытки переговоров и диалога между салафитами и традиционными мусульманами Дагестана до определённого момента приносили свои плоды - количество терактов снижалось, а салафиты постепенно приживались. Более того - в какой-то момент умеренные салафитские имамы начали пропаганду за мирный диалог в среде радикальной молодёжи. Увы, убийство Саида Афанди Чиркейского все переговорные процессы аннулировали, а следом началась активизиация террористов.
Не исключено, что волгоградские теракты могут быть связаны с гонениями на вахабитских имамов в Палласовке. Вместо диалога мы опять ловим демонов там, где их нет.
Впрочем и обычным гражданам, далёким от религиозной мути, надо быть начеку. К сожалению, после известных событий 30-40-х годов обращение в органы у нас стало сравни стукачеству и иным мерзким делам, а зря. Уверен, что если бы родители того же Дмитрия Соколова или Павла Печёнова вовремя обратились в правоохранительные органы, то их ухода в бандподполье удалось бы избежать. Это же касается и смертниц, которые всё чаще оказываются русскими девушками. Хотя в такой ситуации жалеть детей и покрывать их увлечения крайне губительно. С другой стороны, комплекса мер по вытаскиванию молодёжи из этого психологического и религиозного ада пока не придумано. Но это должна быть отдельная комплексная программа, разработкой которой никто не занимается.