пятница, 1 ноября 2013 г.

Испытать на себе судьбу мигранта

В российской дискуссии мигранты пока остаются для большинства населения безликой массой.

Два года назад на австралийском телеканале SBS вышло необычное реалити-шоу под названием «Убирайтесь туда, откуда приехали» (Go Back Where You Came From).

В нем шестерым австралийцам с разным уровнем бытовой ксенофобии предлагалось проделать путь, которым в их страну попадают беженцы из Африки, Азии и с Ближнего Востока. На глазах сотен тысяч телезрителей шесть человек, которые в начале программы искренне возмущаются наплывом мигрантов и предлагают их немедленно депортировать, плывут в тесной ржавой лодке через океан, ночуют в лагерях беженцев, переживают облавы и доезжают до зон конфликтов в Ираке и Конго. Все это время они общаются с африканцами и азиатами, слушают их истории о пытках в тюрьме, смерти детей от голода и бегстве от войны и нищеты.


Телесериал, который почти сразу побил все возможные рейтинги популярности — каждый эпизод смотрело более полумиллиона человек, — конечно же, не решил ни проблему притока нелегалов в Австралию, ни проблему враждебного отношения австралийцев к приезжим. Не все шестеро участников шоу кардинально поменяли свои взгляды на миграцию, кое у кого оставались сомнения, что они смогут понять и принять всех приезжих так же, как они поняли и приняли тех, с кем познакомились во время своего путешествия.

Но главной цели сериал добился: в стране началась широкая общенациональная дискуссия о судьбах мигрантов и беженцев, о возможности мирного сосуществования с ними, о мотивах их приезда и причинах их неприятия местным населением. Как для самих участников шоу, так и для миллионов телезрителей беженцы из пугающей чужеродной массы превратились в конкретных людей — с определенными именем и внешностью, индивидуальным страшным прошлым и неопределенным будущим.

В российской дискуссии мигранты пока остаются для большинства населения безликой массой. Часто они представляют собой цифры, о которых спорят: то ли они совершают более половины преступлений, то ли не больше 5-10%, то ли их 4 млн в одной Москве, то ли в 2 раза меньше, то ли их дети составляют уже полкласса в школе, то ли все две трети. А эпитет «бесправные рабы» одинаково часто употребляется как теми, кто ратует за немедленное введение виз со странами Средней Азии, так и теми, кто убежден в необходимости импорта рабочей силы для российской экономики. Государственное радио «Вести ФМ» предлагает отмечать на интерактивной карте скопления нелегальных мигрантов в столице. О людях речи не идет.


Результат налицо: группы молодых нацистов, с криками «Убивай!» врывающиеся в вагоны метро и избивающие неславян, погром в Мордовии, нападение на поезд Москва — Душанбе в Воронежской области — это только за последнюю неделю и только то, что попалось на глаза. Впрочем, не все еще потеряно. Какими бы страшными и отвратительными ни были сегодняшние погромы, они пока остаются малочисленными и маргинальными. Бытовая ксенофобия еще не переросла в тотальный национализм. Необходимо начать нормальное обсуждение проблемы с участием тех, кто по мнению россиян, этой проблемой является.


Автор — специальный корреспондент The New Times

Мария Эйсмонт


ЗЫ. Может стоит отправить всех нациков под командой ЖИРиновского на месяц в кишлак в Таджикистан.

Без привилегий , охраны и денег.